|
Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей математической подготовки. Математика служит опорным предметом для изучения информатики, физики, химии, биологии, экономики. Одним из направлений совершенствования методики её преподавания является осуществление внутрипредметных и межпредметных связей. Интегрированный подход позволит по-новому отразить содержание образования, создать новые технологии обучения, раскрыть творческий и познавательный характер студентов, с новых позиций подойти к пониманию целостности мира.
...Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира...
Н.И.Лобачевский В современном мире математика служит одним из важнейших инструментов решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук. Компьютеризация общества, внедрение информационных технологий требует от компетентного специалиста математической и информационной грамотности, универсальных знаний, практических навыков. На сегодняшний день интеграция учебной деятельности является одной из актуальных задач образовательного процесса. Педагогический коллектив Михайловского экономического колледжа-интерната уделяет большое внимание развитию этого направления при подготовке специалистов экономического профиля, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подростков с ограниченными физическими возможностями с учетом их индивидуальных способностей. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью и является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной составляющей развития личности. Но известный математик Лейбниц писал «Я не ограничиваюсь математикой, так как истины, ею преподносимые, не должны целиком поглощать наш ум, как бы ни была велика их польза в человеческой жизни; я полагаю, что лучшее применение, которое можно найти математике, состоит в том, чтобы поучиться у неё искусству строгости рассуждений». Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, особенно в тех, которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Сегодня математика проникла и в области традиционно «нематематические»: управление, экологию, социологию. Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Мир един, и только мы своим незнанием дробим его на части. Основной задачей в своей педагогической практике считаю максимальное раскрытие перед студентами спектра приложений математических знаний. В первую очередь они должны научиться владеть языком цифр и формул, сделать потребностью применять его к анализу общественных явлений, строить и читать графики, сравнивать показатели, представлять образно величины и факты, относящиеся к явлениям экономической и социальной жизни. На занятиях мы часто встречаемся с примерами, когда функция изображает тот или иной физический процесс, скорость течения химической реакции, решаем физические задачи с применением производной, определенного интеграла. Программой повышенного уровня СПО в курсе математики предусмотрено изучение математических методов в экономике с применением современных компьютерных технологий. Решение задач линейного программирования осуществляется в несколько этапов: на первом – применяется один из трудоёмких в плане вычислений симплексный метод; на следующем – математические модели студенты переносят на компьютеры, где в Excel представляют свои расчеты и графическую интерпретацию. Применение ЭВМ позволяет сэкономить время при выполнении большого количества вычислительных итераций. Полученные результаты они сравнивают, анализируют и применяют для выводов в курсе дисциплины «Теория принятия решения», где параллельно решаются задачи планирования. Здесь прослеживается связь математики с информатикой и управленческими дисциплинами. Для реализации прикладной направленности обучения математике я использую различные формы организации урока, в том числе с применением информационных технологий, метода проектов, игровых уроков, исторических экскурсов. Проведение интегрированных уроков активизирует творческий потенциал студентов, повышает их интеллектуальные возможности и интерес к изучению предметов. Такая форма занятий обладает ярко выраженной прикладной направленностью, а работа преподавателя и студента в этом случае успешнее и продуктивнее. Традиционно в колледже проводятся бинарные уроки математики, информатики и предметов естественного цикла. В то же время их дополняют литературные и музыкальные произведения, исторические моменты. Одним из таких мероприятий для первокурсников стал мультимедийный урок-экскурс «По островам интеллектуальных сокровищ», в ходе которого студенты совершили виртуальное путешествие в прошлое, участвовали в различных конкурсах, смотрели фрагменты мультфильмов об изобретениях и научных открытиях. Так, множество точных и гуманитарных дисциплин от истории до информационных технологий, слились в единое увлекательное занятие. На уроках-конференциях студенты выступают с докладами из истории развития математических понятий, символов, идей, готовят рефераты об известных ученых, математическое дарование которых сочеталось с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке. Большой популярностью у учащихся пользуется интеллектуальная электронная игра «О, счастливчик!», в которую я включаю свыше пятисот вопросов познавательного характера из самых разных дисциплин от истории до кибернетики. В игровой форме они получают значительный объем полезной информации, отражающей связь математики и информатики с историческими фактами открытий и происхождением терминов. Ежегодно с приходом студентов нового набора я провожу диагностическое тестирование: какими экономико-математическими знаниями обладают выпускники школ? Создается общая картина: на уроках физики школьников знакомят с ядерными реакциями, в курсе математики изучают производные, интегралы и логарифмы, а о связи математики с экономикой они не имеют представления, и тогда великий дидактический принцип, выдвинутый Я. А. Каменским: «то, что изучается, должно иметь много связей» остается в стороне. Темы «Проценты», «Пропорция» изучаются в школьном курсе алгебры 6 класса, и складывается впечатление, что больше не применяются и не имеют связи с другими дисциплинами. В результате некоторые разделы у учащихся часто представляются отдельными фрагментами знаний, и они не в состоянии увязать теорию с практикой, математику с экономикой. Особенно остро встает проблема в действиях с дробями, поскольку в некоторых школах с пятого класса разрешается считать на калькуляторе. Отсюда отсутствие элементарных вычислительных навыков. И, если на начальном этапе изучения определенной темы педагог не научил азам, не добился понимания материала, то вскоре этот учащийся «теряется» на уроке. Такой подход развивает негативное отношение к предмету и к образованию в целом. Математику нельзя сравнивать с литературой, ведь она – есть цепочка последовательно увязанных тем и разделов, и потеря, хотя бы одного, элемента ведет к ее разрыву. Устранение таких «пробелов» должно быть своевременным, а не тогда, когда непонимание из урока в урок нарастет как «снежный ком». Этому вопросу я уделяю максимальное внимание. Математика – наука «замечательная» и в ней нужно замечать все. Это значит, что на каждом этапе профессионального образования я должна научить наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, осознанно понимать и устанавливать связь с материалом из спецдисциплин. Главная задача педагога – это привить студентам навыки самообразования, чтобы в будущем они могли реализовать свои способности и интересы с максимальной пользой для себя и общества. Многие считают математику сухой и скучной наукой. Но, если заглянуть вглубь, можно увидеть, что именно она напрямую связана с искусством, архитектурой, историей, биологией, химией, эстетикой, литературой, экономикой. Так, при планировании научно-исследовательской работы студентов я ставлю перед ними цель: представить математический материал в интересной форме, получить навыки информационно-поисковой деятельности, самостоятельности и активности, поскольку это не менее важно, чем освоение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. За страницами математики есть увлекательные темы, над которыми учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Я приучаю их творчески относиться к любой деятельности, что-то выискивать, анализировать, сравнивать, выражать свое отношение к той или иной проблеме: такой подход необходим в будущем каждому специалисту. Когда обучаемые заинтересованы, им хочется помочь вовлечься в процесс познания нового. При работе по проектной методике задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет. Поиск нужной информации приводит студентов в виртуальные библиотеки, базы данных, музеи, на различные информационные и образовательные серверы, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию. А если этот материал добыт ими в ходе самостоятельного исследования, то он ценен вдвойне. У сегодняшней молодежи есть уникальные возможности: компьютерная и мультимедийная техника, доступ к огромнейшим ресурсам Интернет, поскольку все самое новое можно найти именно там. Но чтобы не отстать от жизни, преподавателю тоже нужно иметь практические навыки в области информационных технологий. И я строю свою методическую работу на современном материале: в моей копилке есть множество разработок мультимедийных уроков, создан электронный учебник по информатике, разработаны рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ с использованием табличного процессора Excel для решения задач планирования.
На страницах Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок 2006-2007» опубликована методическая разработка урока-игры по математике с элементами экономики «В мире функций, графиков и производных». Такая форма заключительного занятия по теме «Производная» успешно проводится с применением современных компьютерных технологий. Со студентами-первокурсниками подготовлена к учебно-познавательной конференции интересная, иллюстрированная презентация «Красота через призму науки», которая подтверждает, что математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота есть не только в искусстве, но и в науке, и особенно в её жемчужине – математике. Наука во главе с математикой открывает перед нами сказочные сокровища красоты. Данная разработка представлена на Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». При оформлении презентаций я обращаю внимание на наглядность, выразительность, постоянно добиваюсь, чтобы эстетика была не гостьей математики, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания. Такие творческие проекты несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами. В заключение хотелось бы сказать, что за годы учебы в колледже наши студенты приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но одной из главных задач остается задача воспитания человека, личности. У известного американского педагога К. Роджерса есть такие слова: «...Мы когда-нибудь поймем, что помочь людям быть личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка». Думаю, каждый педагог, работая творчески, может сделать свою дисциплину интересной для студентов, научить их чему-либо новому, «живому», полезному и помочь им определиться в будущей жизни.
Список использованной литературы:
Мешкова Л.В. «Реализация различных функций обучения на уроках математики». М.: ИД «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2006-2007».
«Первое сентября». Математика. Учебно-методическая газета 2005 г.
Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М.: Издательский центр «Академия», 2005 г., 272 с.
|
|
|