Главная страница

Решение неравенств второй степени с одной переменной



Скачать 88.69 Kb.
НазваниеРешение неравенств второй степени с одной переменной
Дата05.04.2016
Размер88.69 Kb.
ТипУрок

Разработка открытого урока по алгебре в 9 классе.
Тема: Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Тип урока: закрепления знаний и способов учебных действий.
Цели урока:

1. Образовательная: формирование навыков решения неравенств второй степени с

одной переменной на основе свойств квадратичной функции.

2. Развивающая: развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

3. Воспитательная: воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, чувства

ответственности.

Технологии: дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, тесты, листы оценивания,

презентация «Решение неравенств второй степени с одной

переменной», карточки, магниты.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Я рада сегодняшней встрече с Вами, посвященной Юбилею нашей родной школы.
2 этап. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Урок мне хочется начать со слов персидского поэта Рудаки:

«С тех пор как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье».

Ребята, как вы понимаете эти строки? (Дети высказываются).

Мы с вами тоже сегодня будем закреплять свои знания.
Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? (Решение неравенств второй степени с одной переменной).
Слайд 1.
Тема: Решение неравенств второй степени с одной переменной.

Цель: совершенствование навыков решения неравенств второй степени с одной

переменной.

(Один ученик читает цель урока со слайда).
Дайте определение неравенства второй степени с одной переменной.

(Неравенства вида ах2 + вх + с > 0 и ах2 + вх + с < 0, где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причем а ≠ 0, называют неравенствами второй степени с одной переменной).
Слайд 2.

ах2 + вх + с > 0

ах2 + вх + с < 0

х – переменная

а, в, с – некоторые числа, а ≠ 0

Выберите из данных неравенств неравенства второй степени с одной переменной.
Слайд 3.

1) х2 + 2х – 48 < 0 6) (х – 1)(х – 2) ≥ 0

2) х2 – 6 ≤ 0 7) 3х - 17 х2 > 0

3) 7х + 2 х2 > 4 8) 5х2 –у > 9

4) х – 3 > 0 9) - 3 х2 -6х + 9 < 0

5) – 20 х2 ≤ 5 3
Почему не назвали 4 и 8 ? (4 – линейное неравенство, 8 – с двумя переменными).
Что называется решением неравенства с одной переменной?

(Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство).

Что может быть решением неравенства второй степени с одной переменной?

(Промежуток, число, пустое множество).

Слайд 4.

Решение неравенства




Промежуток Пустое множество

Число

Что значит - решить неравенство? (Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет).
Какие неравенства называются равносильными? (Неравенства, имеющие одни и те же решения, называются равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также считаются равносильными).
Вспомним алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.

(Учащиеся говорят, на слайде появляются шаги алгоритма).
Слайд 5.

Алгоритм

решения неравенств второй степени с одной переменной.
1. Привести неравенство к виду ах2 + вх + с > 0 (ах2 + вх + с < 0).

2. Ввести функцию f (х) = ах2 + вх + с и охарактеризовать её.

3. Найти нули функции, т.е. решить уравнение f (х) = 0.

4. Отметить на оси х нули функции и изобразить схематически параболу.

5. Отметить промежутки, которые будут являться решениями данного неравенства

(внимательно смотреть знак неравенства).

6. Записать ответ.
Какие знания нам здесь нужны?

(Перечисляем: 1)Тождественные преобразования.

2) Свойства квадратичной функции: зависимость направления ветвей параболы от коэффициента а, свойство знакопостоянства.

3) Нахождение корней квадратного трехчлена.

4) Изображение параболы.

5) Запись числового промежутка.

Молодцы!
3 этап. Проверка домашнего задания.

А теперь проверим домашнее задание. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями.

Ответы на слайде. (Взаимопроверка в парах)

Слайд 6.

1) (- 5; 5)

2) (- ∞; -] U [ ; + ∞)

3) [ -1,5; 5]

4) (- ∞; 6) U (12; + ∞)

5) (-∞; + ∞)
Критерии оценки: «3» - 3 верных задания

«4» - 4 верных задания

«5» - 5 верных заданий
Поставьте оценки в листы оценивания.

Лист оценивания.

Фамилия, имя __________________


Вид

работы

Домашняя работа

Работа

в паре


Тест


Оценка











4 этап. Решение тренировочных упражнений.

1)Работа в группах.

На доске зашифрована фраза. Чтобы её отгадать, необходимо выполнить задания на листах № 1: решить данные неравенства, соотнести решения неравенств с ответами на карточках, лишнюю карточку с расшифрованным словом прикрепить магнитами на доску.
Лист № 1.
Решите данные неравенства, соотнесите решения неравенств с ответами на карточках, лишнюю карточку с расшифрованным словом прикрепите магнитами на доску.

1. Решите неравенство: х2 – 16 ≥ 0

2. Найдите множество решений неравенства: 2 х2 – 7х + 6 > 0






3. Найдите область определения функции:








4. Решите неравенство: 2 (-х2 + 5х) ≥ 18 – 2х



(Учащиеся составляют фразу «Нашей школе 45 лет!»)

Молодцы! Справились с заданием!

2) Работа в парах.

А сейчас, ребята, вы побываете в роли учителя. Проверьте работу ученика 9кл., находящуюся на листе № 2. Ошибки подчеркните.
Слайд 7.

Лист № 2.
№ 1. Решите неравенство: х2 – 5х + 6 < 0

f(х) = х2 – 5х + 6 – квадратичная функция, график – парабола,

ветви вверх.

х2 – 5х + 6 = 0

х1 = 2 х2 = 3

2 3 x

Ответ: ( 2; 3 )
№ 2. Найдите множество решений неравенства:

- 0,2 х2 + х – 1,2 ≤ 0

f(х) = - 0,2 х2 + х – 1,2 - квадратичная функция, график – парабола,

ветви вниз.

- 0,2 х2 + х – 1,2 = 0 / * ( - 5)

х2 – 5х + 6 = 0

х1 = 2 х2 = 3



2 3 x

Ответ: ( -∞; 2 ) U ( 3; + ∞)
№ 3. Решите неравенство: 2х > х2

2х - х2 > 0

f(х) = 2х - х2 - квадратичная функция, график – парабола,

ветви вниз.

2х - х2 = 0

х ( 2 – х ) = 0

х = 0 или х = 2

0 2 x

Ответ: [ 0; 2 ]
№ 4. Найдите множество решений неравенства:

1 + 2х + х2 > 0

f(х) = 1 + 2х + х2 - квадратичная функция, график – парабола,

ветви вниз.

1 + 2х + х2 = 0

х2 + 2х +1 = 0

х = - 1

-1 x

Ответ: - 1


Внимание на слайд! Посчитайте количество верно найденных ошибок. На слайде они выделены красным цветом.

Слайд 8.
Критерии оценки: «3» - 3-4 найденных ошибки

«4» - 5-6 найденных ошибок

«5» - 7 найденных ошибок
Поставьте оценку в свой лист оценивания.

3) Решение на доске и записью в тетрадях (1 ученик на доске с объяснением).

Ребята, вам всем предстоит в этом году сдавать государственные экзамены.

Рассмотрим задание из сборника для подготовки к ГИА.
Слайд 9.

Найдите все целые решения неравенства, принадлежащие промежутку [ - 2; 2 ]

2 х2 х + 3

9 3
5 этап. Контроль знаний.

Тестирование с последующей взаимопроверкой.
Лист № 3.

Тест. 1 вариант.
1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства х2 – 9 ≤ 0 ?

а) б)

-3 3 x 3 x

в) г)

-3 x -3 3 x


2. Решите неравенство: х2 – 8х + 15 > 0
а) ( 3; 5) б) [ 3; 5 ]

в) (- ∞; 3) U (5; + ∞) г) (- ∞; 3 ] U [ 5; + ∞)
3. Найдите множество решений неравенства: 5х - х2 ≥ 0
а) [ 0; 5] б) (- ∞; 0) U (5; + ∞)

в) (- 5; 0) г) (- ∞; 0 ] U [5; + ∞)
4. Решите неравенство: 6а < а2 + 10
а) ( - 4; + ∞) б) решений нет

в) ( - ∞; 4) U (36; + ∞) г) ( - ∞; + ∞ )
5. Найти область определения функции: у =

а) (- ∞; 0) U (4; + ∞) б) (0; 4)

в) (- ∞; 8 ] U [2; + ∞) г) [ 0; 4 ]


Тест. 2 вариант.
1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства х2 – 49 ≥ 0 ?

а) б)

-7 7 x 7 x

в) г)

-7 7 x -7 x

2. Решите неравенство: х2 – 10х + 21 < 0

а) (- ∞; 3) U (7; + ∞) б) (- ∞; 3 ] U [7; + ∞)

в) [ 3; 7 ] г) ( 3; 7)
3. Найдите множество решений неравенства: 2х - х2 ≤ 0
а) (- ∞; 0 ] U [2; + ∞) б) [0; 2]

в) (0; 2) г) (- ∞; 0 ] U [2; + ∞)
4. Решите неравенство: 8в – 17 < в2
а) ( - 4; + ∞) б) ( - ∞; + ∞ )

в) ( - ∞; 4) U (64; + ∞) г) решений нет
5. Найти область определения функции: у =

а) (- ∞; - 3] U [6; + ∞) б)(- ∞; 0) U (2; + ∞)

в) (0; 2) г) [ 0; 2 ]

Слайд 10.

Проверяем соседа.

1 вариант. 2 вариант.

а а

в г

а а

г б

б в

Критерии оценки: «3» - 3 верных задания

«4» - 4 верных задания

«5» - 5 верных заданий
Поставьте оценки в листы оценивания.

6 этап. Обобщение (устно)

Итак, сегодня мы решили много различных заданий. Решение каждой задачи сводилось к решению неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции. Ребята, у меня к вам вопрос.

Слайд 11.

х2 – 12х + 35
Какие задачи можно составить с квадратным трехчленом х2 – 12х + 35, чтобы при их решении возникла необходимость решить неравенство второй степени с одной переменной ?
( 1. Решите неравенство …

2. Найдите множество решений неравенства …

3. Найдите область определения функции …

4. При каких значениях х квадратный трехчлен принимает положительные (отрицательные) значения).

7 этап. Домашнее задание.

Выберите, пожалуйста, домашнее задание и запишите в дневник.
Слайд 12.

Домашнее задание.
1 уровень - № 116 (г, д, е)

2 уровень - № 124

3 уровень - № 3.10(2), 3.11 (из сборника для подготовки к ГИА).
8 этап. Рефлексия.

Ребята, какая цель стояла сегодня перед вами?
Слайд 13.

Цель: совершенствование навыков решения неравенств второй степени с одной

переменной.

Как вы считаете, достигнута ли она? (дети высказываются)
Ребята, возьмите со стола звезду. В центре напишите своё имя.
В верхнем луче напишите виды деятельности, которыми вы занимались на уроке.

В правом луче перечислите тех, кто помогал вам сегодня на уроке.

В левом луче – термины, прозвучавшие на этом уроке.

В правом нижнем луче – довольны ли вы своей работой на уроке.

В левом нижнем луче – каким стало ваше настроение.
Молодцы! Сегодня все работали очень хорошо! Ребята, каждый из вас индивидуален и неповторим. Вы талантливы! Вы звезды! Поднимите звезды вверх, порадуйтесь за себя и своих друзей. Замечательно! Я всех благодарю за работу. Желаю, чтобы наша школа славилась такими успешными учениками, как вы! До новых встреч!
Используемая литература.

1. Алгебра 9 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва, «Просвещение», 2009 г.

2. Дидактические материалы. Алгебра 9 класс, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова, Москва, «Просвещение», 2012 г.

3. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Москва, «Просвещение», 2009 г.

4. Журнал «Математика в школе», № 2, 1998 г.