Главная страница


Мужской костюм семейских и шотландцев (сравнительный анализ)



Скачать 93.76 Kb.
НазваниеМужской костюм семейских и шотландцев (сравнительный анализ)
Григорьева Любовь Юрьевна
Дата10.02.2016
Размер93.76 Kb.
ТипДокументы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Тарбагатайский район»

МКУ Отдел Образования

МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа »

Мужской костюм семейских и шотландцев

(сравнительный анализ)
Выполнила: ученица 9 класса

Григорьева Любовь Юрьевна

Руководитель: учитель

английского языка

Ширеторова Людмила Галсановна

с. Солонцы

2013 год

Рецензия

на работу ученицы 9 класса МБОУ «Селенгинская СОШ» Григорьевой Любови

«Мужской костюм семейских и шотландцев» (сравнительный анализ)

Рецензируемая работа посвящена сравнительному анализу мужского костюма семейских и шотландцев. Данная тема представляется актуальной, так как в настоящее время увеличилось число международных контактов, что приводит к необходимости сопоставительного изучения лингвастрановедения. Кроме того, в наступивший век коммуникаций очень важно знать, как установить контакт между представителями разных культур. В этом случае изучение мужского костюма как части этнокультуры народа обусловлено возрастающим интересом к сопоставительному изучению традиций разных народов в отечественной и мировой лингвистике.

Работа состоит из введения, основной части и заключения, дан список использованной литературы. В введении обосновывается выбор данной темы, отмечаются её актуальность, выделяются цель и задачи исследования. В основной части подробно рассматриваются особенности мужского костюма семейских и шотландцев, анализируются разнообразные элементы мужского костюма, показана история костюма.

Автор отмечает, что костюмы отличаются самобытностью и в своем роде уникальны. Эту свою точку зрения автор обоснует при помощи примеров. В заключении автор подводит итоги своего исследования.

В целом работа выполнена тщательно, чувствуется интерес автора к данной проблеме. Каждую часть работы завершают выводы. Мы считаем, что задачи, поставленные в работе, автор выполнил, цели достиг, и работа может быть рекомендована к участию в научной конференции.

Старший преподаватель кафедры английской филологии ФИЯ БГУ Платицына Т.В.

Наша работа посвящена одному из важных элементов этнической культуры – мужскому костюму как одной из особенностей национально – бытовой культуры староверов Забайкалья и шотландцев. Наше небольшое исследование проведено в сопоставительном плане. В настоящее время эта тема актуальна в связи с проблемой сохранения культурного наследия своей малой родины, бережного отношения к культурным ценностям не только своего народа, но и страны изучаемого языка, что способствует развитию чувства патриотизма и уважительного отношения к обычаям и традициям чужого народа.

Основная цель нашей работы – рассмотрение сходств и различий между семейским и шотландским мужским костюмом.

Для достижения данной цели нами был проведен сопоставительный анализ костюма не только теоретического, но и исследовательского характера.

Отсюда вытекают следующие задачи:

- рассмотреть особенности семейского и шотландского мужского костюма;

- провести сопоставительный анализ семейского и шотландского мужского костюма;

- сравнить семейский и шотландский костюм.

2. Особенности семейского и шотландского мужского костюма

2.1. Из истории мужского костюма староверов

Костюм забайкальских старообрядцев, называемых местным населением «семейскими» дошел до наших дней почти без изменений. Одежда забайкальских старообрядцев поражает красочностью. Покрой и расцветка одежды – один из наиболее характерных отличительных признаков забайкальских старообрядцев. Семейский костюм является классическим произведением декоративно – прикладного искусства.

Зипуны, халаты и шубы, имеющие халатообразный покрой, который, как известно, был характерен для русской одежды XVII века, сохранялись не только по традиции, но царское правительство специальными указами предписывало старообрядцам сохранять верхнюю одежду старого покроя. Последующие правители подтверждали указ Петра Великого. Эти постановления способствовали сохранению у старообрядцев Стародубья и Ветки старорусской одежды XVI-XVII вв. Эти старые формы костюма впоследствии были принесены старообрядцами в Сибирь.

2.2 Описание мужского костюма семейских

Верхняя одежда. У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков. Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце XVII - начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше.

Преобладание халатообразного покроя в верхней одежде из ткани и из овчин и меха характерно и для семейских, и для сибиряков Забайкалья. Характерной одеждой для семейских был халат. Это мужская и женская одежда, надевавшаяся в холодное время и составлявшая также парадную, праздничную и моленную одежду.

Еще один вид верхней одежды - курмушка, перехватка. Эта одежда, сшитая в талию (с перехватом), - короткая, двубортная, с застежкой на левой стороне, с отрезной спинкой и со сборками от талии (поддевка, бекеша, борчатка) - мало чем отличалась от такой же одежды сибиряков Забайкалья и Приангарья.  Близок к этому виду одежды и капот.

В южных районах Бурятии (по р. Чикой) носили куртики, плотно облегавшие корпус, сшитые в талию, украшенные вышивкой. Очень любопытна вышивка разноцветными нитками - шерстью и шелком - груди, бортов и особенно лацканов куртиков. В узорах встречаются, излюбленные семейскими, круги-розетки, различные растительные и геометрические узоры (полосы, городки и др.), которые часто встречались на рубахах, в росписи изб, потолков, опечков и мебели.

Мужская одежда

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаха - косоворотка шилась долгой, со скошенным бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная - китайской чесучи красного, синего, зеленого и желтого   цветов. По-старинному шили ее без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на  узелок, игравший роль пуговицы.  Рубаху носили на выпуск, подпоясывая  широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой.

Комплект мужской одежды у семейских смешанный: рубаха косоворотка   чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа. Носили широкие штаны, шаровары, иногда цветные. Старинные шаровары собирались у пола на шнуре.

Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили "шамели" - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам – плисовые "курмушки", бекеши и борчатки.

На руки зимой надевали "варьги" - варежки из шерсти овечьей и коровьей.

Некоторые виды одежды были заимствованы семейскими у сибиряков и бурят. К заимствованиям относятся верхняя одежда (доха, курма), обувь (ичиги, унты, пимы) и меховые шапки.

Старинную одежду семейские носили вплоть до середины  ХХ в.

Пояс

Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов. Фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (мужские –  более 2,5 метров) два раза обертывались вокруг талии. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди или сбоку. Более короткие пояса назывались пряжки. По фону пояска - землице - располагали несложные геометрические узоры - косые кресты, крючки и т д. Так же ткали оборки к ичагам.

Кушаки (шириною иногда до 45 см длиною 2,5 м), служившие для подпоясывания верхней одежды, были  шерстяные   с   цветными   продольными   полосами, общераспространенные в России, они часто делались из товару (ткани), были фабричного или кустарного производства.

Обувь

Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками. Зимой носили пимы, катанки.

Головной убор

На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Старики носили колпаки. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце ХIХ в. появились "курашки" - картузы.

Старинными мужскими головными уборами были валяные из овечьей шерсти колпаки, а также шляпы с широкими полями, катанные из верблюжьей шерсти, привозившейся из Монголии.

Зимой носили меховые шапки - овчинные, волчьи, заячьи, а наиболее зажиточные семейские в праздники надевали лисьи шапки.

Мужская прическа

Для мужчин семейских характерны были длинные волосы, ношение бороды и усов.

2.3. Из истории мужского костюма шотландцев

Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё время запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден y Инвернесса шотландцы потеряли шансы на независимость. Запрет действовал     до 1782 года, а когда его отменили, то выяснилось, что старые узоры забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.

Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только - горцы.

Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе.

2.4. Описание шотландского костюма

Килт

Мужчина в килте – это полтора мужчины. Это национальная мужская одежда шотландцев. На килт идет примерно 8 ярдов материала. Первоначально большое шерстяное одеяло заматывали вокруг талии и закрепляли длинным широким поясом. Оставшуюся часть пледа собирали в складки и прикалывали брошью к рубашке или пиджаку на левом плече. Такой большой плед защищал от непогоды в горах. Килт носили как с доспехами так и с длинными расшитыми жакетами. Килт не должен быть слишком длинным. Максимальная допустимая длина до середины коленной чашечки, оптимальная на дюйм короче.

Тартан

Тартан – это ткань с определенным клетчатым рисунком, обычно из тканых (не вязаных) материалов, таких как шерсть. Каждый определенный рисунок называется сетт . Исторически в каждой области местные ткачи изготавливали определенный рисунок в одной мастерской.

Существует более 2200 различных признанных рисунков тартана, и шотландцы, которые носят тартан, все без исключения горды своим наследием.

Спорран

Спорран - это сумка (кошелёк) которую надевают спереди поверх килта на цепочке вокруг бедра, заменяет карман. Спорран носят на ширине ладони ниже пояса, материал натуральная кожа, натуральный мех и металл.

Шотландский головной убор боннет

Боннет - это мужская шотландская мягкая шапочка без полей, похожая на берет. Есть две разновидности: « Балморал» и "Гленгэрри". Боннет Балморал - это старинная форма головного убора. Если этот боннет шьют из клетчатого материала, то его не рекомендуют носить с килтом. Балморал может быть также черным, синим, или желтовато – коричневым, с клетчатой тесьмой или без неё, может быть украшен свободно ниспадающими лентами или бантом, и многие предпочитают его изысканный вид. Ленты на боннете должны свисать не позади, а сбоку.

Шотландский Dirk

Sgian, или "черный нож", - это небольшой нож, который носят за краем гольфа на правой ноге. Он удерживается специальной подвязкой в таком положении, чтобы его рукоятка выглядывала поверх края гольфа. Есть мнение также, что "sgian" носят в гольфе в знак того, что шотландец может быть опасен, даже если его поставить на колени. Во время войны sgian носят на внутренней стороне ноги.

Булавка (заколка) на килт

Булавка (заколка) на килт представляет собой самодостаточный аксессуар костюма и крепится на передней нижней части килта.

Обувь. Гетры ( простые длинные чулки)

3. Заключение

В нашей работе мы рассмотрели историю происхождения и особенности мужского костюма семейских Забайкалья и шотландцев. Костюм семейских Забайкалья, как и шотландский костюм относится к наиболее традиционному и устоявшемуся типу народного костюма. Своей одеждой семейские выделялись на общем фоне русского сибирского старожильческого населения, костюм поражает своей яркостью, красочностью и пестротой.

Исток шотландских традиций ношения национального костюма - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, запретив носить костюм, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал англичанам.

В ходе анализа было обнаружено нами, что в истории старообрядцев России и шотландцев имеется много общего. Оба народа страдали от притеснения власти, но несмотря на гонения им удалось не только выжить, но и сохранить свои обычаи и культуру и передать своим потомкам. Мы отмечаем упрямый и гордый характер обоих народов, что и отражается в их костюмах. Костюмы у обоих народов красочные и привлекают внимание. Цвет шотландского костюма означает принадлежность к определенному клану, а цветные узоры мужского семейского костюма связаны с духовной культурой старообрядцев, с древними поверьями и религиозными воззрениями и преданностью старине. Шотландский костюм более легок в связи с мягким климатом по сравнению с семейским костюмом.