|
Развитие речи. Третий год жизни Развитие речи. Третий год жизни В развитии речи детей данного возраста происходит существенный скачок – совершенствуется познавательная сфера, расширяются функции речи. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Это результат дальнейшего развития предметно – орудийной деятельности и становление других видов деятельности (игра, рисование, конструирование, труд, наблюдение).
Освоение назначение, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяет, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой – совершенствовать свойства самого внимания: объема, распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он может слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого, более сложные поручения, чем раньше. В этом возрасте продолжает совершенствоваться не только коммуникативная, но и обобщающая функция слова.
Для формирования речи детей очень важно развитие всех видов восприятия как центральной познавательной функции. В этом возрасте сенсорный путь познания окружающего мира является преобладающим. В процессе предметно – орудийной деятельности складывается новый тип внешних ориентированных действий – примеривание. «Экспериментируя», действуя методом проб и ошибок, ребенок накапливает запас представлений и видовых понятий и все это обозначает словом, что способствует значительному расширению объема словаря. Если в 2 года словарь ребенка в среднем составляет 270-300 слов, в 2,5 года - 400 – 500, то в 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок буквально на лету схватывает и повторяет не только новые слова, но и целые обороты речи.
Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий. Можно говорить, что в речи детей данного возраста к концу года появляются все части речи, кроме причастий и деепричастий (они очень редки). Это позволяет ребенку оформлять свои мысли и выражать их в предложении. Ребенок употребляет сложные распространенные предложения, хотя еще есть трудности в правильном их грамматическом оформлении., особенно это характерно для детей до 2 лет 6 месяцев. И все равно малыш владеет речью настолько, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
В этот период начинает интенсивно развиваться словесно – смысловая память. Малыш на основе имеющегося опыта понимает и запоминает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Лучше понимает оценочное отношение (хорошо, плохо и др.), т.е. развивается регулирующая функция речи.
Значительно совершенствуется коммуникативная функция речи. В рамках предметно – орудийной деятельности ребенок осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Он учится инициативно высказываться. К концу третьего года жизни ребенок начинает задавать много вопросов, что говорит также о развитии речи и мышления. После двух лет интенсивно развивается первая форма общения со сверстниками – эмоционально – практическая, основанная на потребности в разного рода эмоциональных, в том числе и речевых, контактах. В фонетическом отношении речь, как правило, еще несовершенна. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят часто с искажением.
На третьем году ребенок хорошо понимает все, о чем с ним говорят взрослые, что связанно с его переживаниями, и не только по поводу конкретной ситуации, как раньше. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях, о будущем (что будет делать, куда пойдет). Складывается внеситуативная форма речи. Ребенок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки.
Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи (пересказывает, рассказывает). Формируется описательная речь и речь – монолог. Появление её связанно с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка, с развитием воображения. Даны возраст является началом развития словотворчества. Это реальная практика овладения языком как предметной деятельностью. К концу года речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства, переживания ребенка. Все это очень влияет на развитие его личности. Все достижения в развитии речи возможны при условии целенаправленного решения поставленных задач (см.: «Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений»).
Развитию речи уделяет особое внимание в системе всего педагогического процесса как на занятиях так и вне их. Необходимо проводить систематическую работу в повседневной деятельности., активно используя режимные моменты, самостоятельную игру, занятия по развитию действий с предметами, специальные занятия по развитию речи.
(Г.В.Груба) |
|
|