|
Учителя МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯМАТЕМАТИКИ /ФИЗИКИВ УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шеломовская средняя общеобразовательная школа» села Шеломы Новозыбковского района Брянской области Мамеевой-Шварцман Ирины МихайловныЭл.почта: [email protected]Сайт учителя: https://nsportal.ru/mameeva-shvarcman-irina-mihaylovna Я, Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна, работаю учителем математики и физики в МБОУ «Шеломовской СОШ» с 2002 года. Всё это время работаю в общеобразовательных классах. Необходимость разработки своей системы работы (отличной от классической, предоставляющей ученикам все необходимые знания «на тарелочке с голубой каёмочкой») связана с изменившимся мировосприятием молодого поколения. Мною давно уже стало ощущаться какое-то внутреннее несоответствие между тем, как и чему училась я, и тем, как и чему должна учить я. Сегодня нельзя не видеть кардинально, на мой взгляд, изменившейся роли и статуса учителя: учителей их подопечные уже не боятся, не «возносят до небес», не считают идеалами или пришельцами с другой планеты; мы для них становимся партнёрами, мудрыми друзьями, а подчас и их учениками. Происходит сближение между нами и учащимися. И среди всего этого витает опасное безразличие, в сети которого могут попасть обе стороны учебно-воспитательного процесса. Безразличие к учёбе, безразличие к работе, безразличие и равнодушие к ученикам и учителям. Потому что одним всё, необходимое для их жизни, легко доступно и без великих знаний, а другие, видя свою невостребованность и ненужность, опускают руки. Современному поколению скоро станет не только не интересно учиться «по-старому», но и скучно жить. Ну, на разнообразие их жизни я не берусь влиять (хотя есть немало разных задумок ), а вот в процессе обучения и воспитания я могу и буду активно и самоотверженно работать над повышением: интереса к обучению вообще, и к своему предмету в частности;
статуса учителя, как уважаемого старшего товарища и наставника;
культурного уровня взаимоотношений учащихся, как между собой, так и с другими возрастными категориями.
Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности такого выпускника школы, который будет: обладать активной жизненной позицией,
способен к принятию ответственных компетентных решений,
творчески и системно осуществлять свою деятельность,
применять взаимосвязанные комплексы знаний,
ориентирован на дальнейшее образование и самообразование.
Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся работа должна вестись с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через: неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
взаимосвязь основного и дополнительного предметного (математического /физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предметам и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
интеграцию содержания математического/физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.
Итак, цель работы определена. Теперь я выбираю центральный объект, вокруг и для которого должна вестись вся работа – это ученик. Для достижения же поставленной цели, необходимо спланировать свою работу так, чтобы она способствовала решению ряда задач: создание условий для выявления внутренних потенциальных возможностей индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечения педагогической помощи и поддержки при их реализации;
создание системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;
создание условий для развития познавательных мотивов в ходе учебной деятельности учащихся, стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через урочную и внеурочную работу учащихся;
организация изучения предмета на основе принципов научного познания;
формирование и развитие знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
развитие креативного мышления учащихся средствами интегративных подходов в обучении математике/физике;
формирование информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения;
развитие у школьников чувства самоуважения и понимания трудностей других людей, стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.
Как для решения любой задачи необходим план действий, так и в данном случае требуется определённая система работы. А для большей эффективности применяемая система должна быть направлена не только на взаимосвязь учителя-предметника и ученика, но она должна охватывать и взаимоотношения других участников учебно-воспитательного процесса (преподаватели дисциплин, отличных от своей; классный руководитель; родители). Теперь надо найти подходящую или составить свою методическую систему. Вообще, становление методической системы учителя проходит три этапа. Этапы
| Описание
| 1
| Формирование знаний о методической системе учителя и технологии ее проектирования
| работа по освоению теоретических знаний.
Итог первого этапа — информационные банки методов, средств и приемов обучения; умений учебной деятельности; знаний и умений по предмету и т.п.
| 2
| Конструирование собственной методической системы учителя (при изучении методик преподавания предметов и в ходе педагогических практик)
| учитель включается как в теоретическую, так и практико-прикладную и исследовательско-поисковую деятельность. На необходимость согласования теоретической и практической составляющих подготовки указывал в своей концепции целостного подхода В.С. Ильин.
| 3
| Развитие методической системы учителя в условиях последипломного образования
| Последипломное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и самообразование
| Структура моей методической системы (синим цветом выделены её ведущие элементы) Методическая система учителя
|
| Цели
| Методический стиль
| Оргформы
| цели-ценности
глобальные (определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте)
этапные
оперативные (цели изучения отдельных тем)
| когнитивный элемент
мотивационный элемент
содержательно-операционный элемент:
интеллектуально-логические способности
интеллектуально-эвристические способности
коммуникативные способности
организационные способности и умения
организационный элемент
индивидуально-творческий элемент;
рефлексивно-оценочный элемент;
методический опыт
| инновационные
традиционные
| Тип методической системы
| Творческий
| Описание «работы» элементов методического стиля Элементы методического стиля
| Описание
| Когнитивный
| С целью определения степени готовности учащихся и их подготовки к восприятию нового учебного материала я вовлекаю ребят в ситуацию (жизненную, близкую к реальности), требующую применения ранее изученного материала.
| Мотивационный
| Включение в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный элемент обеспечивает формулирование цели и её диагностируемость, создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету, повышает позитивное отношение к учёбе.
Часто применяю плавный ненавязчивый переход от предыдущего этапа к данному через затруднения (вызванные при анализе предложенной учащимся в начале урока ситуации), для решения которых требуются дополнительные знания.
Положительный познавательный мотив - через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект.
Мотив саморазвития - показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии.
Мотив достижения успеха - указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах.
Коммуникативный мотив (связан с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием) - организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.
| Содержательно-операционный
| Ведущие принципы
научности и доступности
проблемности и действенности
мотивации и практической значимости
открытости и системности
Теоретическая база для реализации ведущей педагогической идеи и поставленных целей
личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская)
принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. М. Эрдниев)
идеи интегративного подхода (Б. М. Кедров, М. С. Пак)
исследования в области научно-технического творчества школьников (Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский)
идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI веке (И. П. Волков, А. А. Гин, В. К. Дьяченко, М. М. Зиновкина, А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.)
Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся. Содержание предмета модифицируется, для той технологии, по которой выстраивается конкретный урок или тема. Осуществляется дифференцированный подход к содержанию, учитывается уровень обучения (базовый или профильный). Анализируется программа и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения, при этом обязательно обращается внимание на возрастные особенности учащихся. Процесс обучения и отбор содержания материала выстраивается в соответствии с четырьмя уровнями проблемности (по И.Я. Лернеру)
Составление рабочих программ по предмету (для общеобразовательных классов), программ дополнительного образования (предметный кружок).
Использование компьютерных обучающих программ.
Интеграция основного и дополнительного образования. Интеграции математического/физического содержания с содержанием других областей знаний, реализуемых в школьной программе
Средства обучения
Электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы, учительские и ученические презентации; ведется работа с интерактивной доской.
| Организационный
| Формы организации учебного процесса:
1. Урочная работа. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии и методы, в том числе ИКТ. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащает сам процесс преподавания. Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются:
наше любимое работающее без выходных «Бюро исследований», которое состоит из 5 отделов: «Гипотетический», «Энциклопедический», «Расчётный», «Лаборатория» и «Последняя инстанция». Работа на уроке основана на выполнении мини-проекта (если позволяет тема). В начале урока ребята рассаживаются по 2 отделам «Гипотетический» и «Энциклопедический» (кто в каком отделе, у нас, например, определено заранее – составлен график; на уроках обобщения выбираются жребием). Создаётся проблемная ситуация, даётся время для обдумывания решения проблемы, выслушивается сначала версия «Гипотетического» отдела (рассуждают только на основе своих знаний, без каких-либо источников информации), затем - «Энциклопедического» (перед ответом они искали информацию в различных доступных им источниках). Далее происходит деление класса на микро-лаборатории для изучения различных параметров исследуемой проблемы, т.е. заработал «Лабораторный» отдел. После к работе приступает «Расчётный» отдел (снова деление на микро-задачи). Есть уроки, где нет «Лабораторного» или «Расчётного» отделов (зависит от рассматриваемого учебного материала). И, наконец, своё резюме представляет «Последняя инстанция» - в её роли себя пробует каждый учащийся, записывая формулировку своего умозаключения на специальном бланке или в тетради. Таким образом, на данном виде урока задействованы несколько форм организации работы учащихся – большие группы, микро-группы, работа в парах и индивидуальная работа, экспериментальная и вычислительная деятельность, работа по поиску информации в сети Интернет и с учебной, научно-популярной, энциклопедической и справочной литературой.
«Миграционная служба» - ребята совершают миграцию в ту или иную область математики/физики, принимая при этом разные образы:
«мигранты» (получая в начале урока карточки с числами, знаками действий, обозначениями величин и единицами их измерения, учащиеся объединяются с учётом общего связующего математического/физического правила/закона/термина; объясняют, почему именно так они сгруппировались и что их связывает)
«переводчики» (для жизни в другой стране необходимо знать её язык) – выполнение заданий на составление математических моделей текстовых задач/перевод единиц измерения в СИ
«юристы» (чтобы быть защищённым за границей желательно хорошо разбираться в местных законах) – проверка знания формул и правил/законов по изученным ранее темам
«граждане» (чтобы стать полноправным гражданином чужого государства не мешало бы изучить его жизненные устои, традиции, негласные правила и др.) – работа с учебной и справочной литературой по изучению теории (учебный материал делится на части по количеству групп)
«ораторы» (надо уметь доказать всем, что вы достойны стать гражданином их страны) – после рассмотрения теории ребята обмениваются полученной информацией
«работники» (для выживания необходимо работать) – выполнение практических и экспериментальных заданий
«заслуженные граждане» - оценка результатов деятельности
«Игровой Центр» - работает он по следующей схеме:
«Фейс-контроль» (формирование игровых команд – аналогично этапу «мигранты» в предыдущей модели урока)
«Про что сыграем?» (определение темы игры, формулировка её названия)
«Игрища» (работа на игровом поле – «Морской бой», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др.)
«Чествование победителей» (подведение итогов игры, оценка результатов деятельности)
«Посещение сайта отзывов и предложений» (рефлексия)
семинары (индивидуальная работа);
практические занятия (коллективная работа);
исследовательские уроки (индивидуальная работа);
проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
урок решения задач;
урок-лекция;
урок-проверка знаний.
2. Внеурочная работа. С целью привлечения к дополнительному математическому/физическому образованию наибольшего количества учащихся применяю различные формы деятельности.
Учебный проект, составление учебных пособий (тетради для лабораторных работ), предметный кружок. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. У ребят появляется дополнительное время для проведения всевозможных математических и физических экспериментов или решения нестандартных задач, которые раскрывают знакомую ранее тему в другом аспекте. Изготовление раздаточного дидактического материала/приборов. По математике уже накоплено много занимательных заданий – «Писем счастья» (хранятся в конвертиках). По физике составлены тетради для фронтальных лабораторных работ (7-9 кл) и лабораторных работ (10-11 кл), распечатки которых (А4) ребята ежегодно сами собирают в формат тетради (А5), что им очень нравится и способствует более серьёзному и бережному отношению к этим пособиям (недостатка в которых никогда не будет!).
Методы и приёмы
При работе с обучающимися преобладает частично-поисковый метод. Часто предпочтение отдается исследовательской деятельности. Также применяются элементы интегративного обучения, креативного мышления, проблемного обучения и другие.
| Индивидуально-творческий
| Выступление на семинарах, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, компьютерное моделирование, экспериментальные задания, работа над учебными проектами.
Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося. Она организуется, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Такая работа интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку.
| Рефлексивно-оценочный
| Оценка результатов деятельности учителя и ученика.
На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания (рейтинги), стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (самооценка, взаимооценка, наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.
1. Результаты деятельности учителя:
разработана методическая система работы учителя
разработана система уроков по предметам, реализующая современные образовательные технологии;
внедрён в образовательный процесс алгоритм обучения самостоятельной познавательной деятельности;
внедрён в образовательный процесс алгоритм постановки и решения проблем;
выстроена внеурочная деятельность с учётом современных образовательных технологий.
составлены сборники дополнительных заданий по математике (письма) и фронтальных лабораторных работ по физике для 7-11 классов
накоплен банк мультимедиа ресурсов по математике и физике
2. Результаты деятельности ученика, достигнутые реализацией современных образовательных технологий в образовательном пространстве школы:
повышение учебной мотивации
динамика уровня сформированности учебных действий
положительная динамика умений
положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях и проектно-исследовательской деятельности
готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде
| Методический опыт
| Методический компонент заключается в комплексном использовании различных форм средств, методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе
Для достижения поставленных целей используется система методов, обеспечивающих усвоение школьниками знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания.
В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает набор следующих методов обучения:
Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
Исследовательский метод;
Частично-поисковый, или эвристический метод.
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников можно использовать задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным остаётся умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.
| Обобщение работы по становлению моей методической системы.Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие. Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня: я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам обучения; пополняю свои информационные банки;
корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих компонентов – во многом зависит от контингента учащихся);
нахожусь в состоянии постоянного самообразования – курсы повышения квалификации (очные и дистанционные), модульные дистанционные курсы, учебные курсы виртуальных университетов и дистанционных академий (очень много нужного узнаю из этих занятий).
И в заключение, как призыв к моей дальнейшей работе над собой, идеально подходят всем известные слова «Учиться, учиться и ещё раз учиться!». |
|
|