Главная страница

Учителя



Скачать 159.39 Kb.
НазваниеУчителя
Дата12.03.2016
Размер159.39 Kb.
ТипРабот

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

МАТЕМАТИКИ /ФИЗИКИ

В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

села Шеломы Новозыбковского района Брянской области

Мамеевой-Шварцман Ирины Михайловны

Эл.почта: [email protected]

Сайт учителя: https://nsportal.ru/mameeva-shvarcman-irina-mihaylovna
Я, Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна, работаю учителем математики и физики в МБОУ «Шеломовской СОШ» с 2002 года. Всё это время работаю в общеобразовательных классах. Необходимость разработки своей системы работы (отличной от классической, предоставляющей ученикам все необходимые знания «на тарелочке с голубой каёмочкой») связана с изменившимся мировосприятием молодого поколения. Мною давно уже стало ощущаться какое-то внутреннее несоответствие между тем, как и чему училась я, и тем, как и чему должна учить я. Сегодня нельзя не видеть кардинально, на мой взгляд, изменившейся роли и статуса учителя: учителей их подопечные уже не боятся, не «возносят до небес», не считают идеалами или пришельцами с другой планеты; мы для них становимся партнёрами, мудрыми друзьями, а подчас и их учениками. Происходит сближение между нами и учащимися. И среди всего этого витает опасное безразличие, в сети которого могут попасть обе стороны учебно-воспитательного процесса. Безразличие к учёбе, безразличие к работе, безразличие и равнодушие к ученикам и учителям. Потому что одним всё, необходимое для их жизни, легко доступно и без великих знаний, а другие, видя свою невостребованность и ненужность, опускают руки. Современному поколению скоро станет не только не интересно учиться «по-старому», но и скучно жить. Ну, на разнообразие их жизни я не берусь влиять (хотя есть немало разных задумок ), а вот в процессе обучения и воспитания я могу и буду активно и самоотверженно работать над повышением:

  • интереса к обучению вообще, и к своему предмету в частности;

  • статуса учителя, как уважаемого старшего товарища и наставника;

  • культурного уровня взаимоотношений учащихся, как между собой, так и с другими возрастными категориями.


Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности такого выпускника школы, который будет:

  • обладать активной жизненной позицией,

  • способен к принятию ответственных компетентных решений,

  • творчески и системно осуществлять свою деятельность,

  • применять взаимосвязанные комплексы знаний,

  • ориентирован на дальнейшее образование и самообразование.


Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся работа должна вестись с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:

  • неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;

  • взаимосвязь основного и дополнительного предметного (математического /физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предметам и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;

  • интеграцию содержания математического/физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;

  • обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;

  • развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.


Итак, цель работы определена. Теперь я выбираю центральный объект, вокруг и для которого должна вестись вся работа – это ученик.
Для достижения же поставленной цели, необходимо спланировать свою работу так, чтобы она способствовала решению ряда задач:

  1. создание условий для выявления внутренних потенциальных возможностей индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечения педагогической помощи и поддержки при их реализации;

  2. создание системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;

  3. создание условий для развития познавательных мотивов в ходе учебной деятельности учащихся, стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через урочную и внеурочную работу учащихся;

  4. организация изучения предмета на основе принципов научного познания;

  5. формирование и развитие знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  6. организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  7. развитие креативного мышления учащихся средствами интегративных подходов в обучении математике/физике;

  8. формирование информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения;

  9. развитие у школьников чувства самоуважения и понимания трудностей других людей, стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.


Как для решения любой задачи необходим план действий, так и в данном случае требуется определённая система работы. А для большей эффективности применяемая система должна быть направлена не только на взаимосвязь учителя-предметника и ученика, но она должна охватывать и взаимоотношения других участников учебно-воспитательного процесса (преподаватели дисциплин, отличных от своей; классный руководитель; родители).

Теперь надо найти подходящую или составить свою методическую систему.

Вообще, становление методической системы учителя проходит три этапа.

Этапы

Описание

1

Формирование знаний о методической системе учителя и технологии ее проектирования

работа по освоению теоретических знаний.

Итог первого этапа — информационные банки методов, средств и приемов обучения; умений учебной деятельности; знаний и умений по предмету и т.п.

2

Конструирование собственной методической системы учителя (при изучении методик преподавания предметов и в ходе педагогических практик)

учитель включается как в теоретическую, так и практико-прикладную и исследовательско-поисковую деятельность. На необходимость согласования теоретической и практической составляющих подготовки указывал в своей концепции целостного подхода В.С. Ильин.

3

Развитие методической системы учителя в условиях последипломного образования

Последипломное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и самообразование


Структура моей методической системы

(синим цветом выделены её ведущие элементы)


Методическая система учителя

https://journal.sakhgu.ru/ims/3/image004.gif

Цели

Методический стиль

Оргформы

  • цели-ценности

  • глобальные (определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте)

  • этапные

  • оперативные (цели изучения отдельных тем)

  • когнитивный элемент

  • мотивационный элемент

  • содержательно-операционный элемент:

    • интеллектуально-логические способности

    • интеллектуально-эвристические способности

    • коммуникативные способности

    • организационные способности и умения

  • организационный элемент

  • индивидуально-творческий элемент;

  • рефлексивно-оценочный элемент;

  • методический опыт

  • инновационные

  • традиционные

Тип методической системы

Творческий


Описание «работы» элементов методического стиля

Элементы методического стиля

Описание

Когнитивный

С целью определения степени готовности учащихся и их подготовки к восприятию нового учебного материала я вовлекаю ребят в ситуацию (жизненную, близкую к реальности), требующую применения ранее изученного материала.

Мотивационный

Включение в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный элемент обеспечивает формулирование цели и её диагностируемость, создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету, повышает позитивное отношение к учёбе.

Часто применяю плавный ненавязчивый переход от предыдущего этапа к данному через затруднения (вызванные при анализе предложенной учащимся в начале урока ситуации), для решения которых требуются дополнительные знания.

Положительный познавательный мотив - через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект.

Мотив саморазвития - показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии.

Мотив достижения успеха - указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах.

Коммуникативный мотив (связан с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием) - организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.

Содержательно-операционный

Ведущие принципы

  • научности и доступности

  • проблемности и действенности

  • мотивации и практической значимости

  • открытости и системности

Теоретическая база для реализации ведущей педагогической идеи и поставленных целей

  • личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская)

  • принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. М. Эрдниев)

  • идеи интегративного подхода (Б. М. Кедров, М. С. Пак)

  • исследования в области научно-технического творчества школьников (Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский)

  • идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI веке (И. П. Волков, А. А. Гин, В. К. Дьяченко, М. М. Зиновкина, А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.)

Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся. Содержание предмета модифицируется, для той технологии, по которой выстраивается конкретный урок или тема. Осуществляется дифференцированный подход к содержанию, учитывается уровень обучения (базовый или профильный). Анализируется программа и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения, при этом обязательно обращается внимание на возрастные особенности учащихся. Процесс обучения и отбор содержания материала выстраивается в соответствии с четырьмя уровнями проблемности (по И.Я. Лернеру)

Составление рабочих программ по предмету (для общеобразовательных классов), программ дополнительного образования (предметный кружок).

Использование компьютерных обучающих программ.

Интеграция основного и дополнительного образования. Интеграции математического/физического содержания с содержанием других областей знаний, реализуемых в школьной программе

Средства обучения

Электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы, учительские и ученические презентации; ведется работа с интерактивной доской.

Организационный

Формы организации учебного процесса: 

1. Урочная работа. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии и методы, в том числе ИКТ. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащает сам процесс преподавания. Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются:

    1. наше любимое работающее без выходных «Бюро исследований», которое состоит из 5 отделов: «Гипотетический», «Энциклопедический», «Расчётный», «Лаборатория» и «Последняя инстанция». Работа на уроке основана на выполнении мини-проекта (если позволяет тема). В начале урока ребята рассаживаются по 2 отделам «Гипотетический» и «Энциклопедический» (кто в каком отделе, у нас, например, определено заранее – составлен график; на уроках обобщения выбираются жребием). Создаётся проблемная ситуация, даётся время для обдумывания решения проблемы, выслушивается сначала версия «Гипотетического» отдела (рассуждают только на основе своих знаний, без каких-либо источников информации), затем - «Энциклопедического» (перед ответом они искали информацию в различных доступных им источниках). Далее происходит деление класса на микро-лаборатории для изучения различных параметров исследуемой проблемы, т.е. заработал «Лабораторный» отдел. После к работе приступает «Расчётный» отдел (снова деление на микро-задачи). Есть уроки, где нет «Лабораторного» или «Расчётного» отделов (зависит от рассматриваемого учебного материала). И, наконец, своё резюме представляет «Последняя инстанция» - в её роли себя пробует каждый учащийся, записывая формулировку своего умозаключения на специальном бланке или в тетради. Таким образом, на данном виде урока задействованы несколько форм организации работы учащихся – большие группы, микро-группы, работа в парах и индивидуальная работа, экспериментальная и вычислительная деятельность, работа по поиску информации в сети Интернет и с учебной, научно-популярной, энциклопедической и справочной литературой.

    2. «Миграционная служба» - ребята совершают миграцию в ту или иную область математики/физики, принимая при этом разные образы:

    1. «мигранты» (получая в начале урока карточки с числами, знаками действий, обозначениями величин и единицами их измерения, учащиеся объединяются с учётом общего связующего математического/физического правила/закона/термина; объясняют, почему именно так они сгруппировались и что их связывает)

    2. «переводчики» (для жизни в другой стране необходимо знать её язык) – выполнение заданий на составление математических моделей текстовых задач/перевод единиц измерения в СИ

    3. «юристы» (чтобы быть защищённым за границей желательно хорошо разбираться в местных законах) – проверка знания формул и правил/законов по изученным ранее темам

    4. «граждане» (чтобы стать полноправным гражданином чужого государства не мешало бы изучить его жизненные устои, традиции, негласные правила и др.) – работа с учебной и справочной литературой по изучению теории (учебный материал делится на части по количеству групп)

    5. «ораторы» (надо уметь доказать всем, что вы достойны стать гражданином их страны) – после рассмотрения теории ребята обмениваются полученной информацией

    6. «работники» (для выживания необходимо работать) – выполнение практических и экспериментальных заданий

    7. «заслуженные граждане» - оценка результатов деятельности

    1. «Игровой Центр» - работает он по следующей схеме:

  1. «Фейс-контроль» (формирование игровых команд – аналогично этапу «мигранты» в предыдущей модели урока)

  2. «Про что сыграем?» (определение темы игры, формулировка её названия)

  3. «Игрища» (работа на игровом поле – «Морской бой», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др.)

  4. «Чествование победителей» (подведение итогов игры, оценка результатов деятельности)

  5. «Посещение сайта отзывов и предложений» (рефлексия)

    1. семинары (индивидуальная работа);

    2. практические занятия (коллективная работа);

    3. исследовательские уроки (индивидуальная работа);

    4. проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

    5. урок решения задач;

    6. урок-лекция;

    7. урок-проверка знаний.

2. Внеурочная работа. С целью привлечения к дополнительному математическому/физическому образованию наибольшего количества учащихся применяю различные формы деятельности.

Учебный проект, составление учебных пособий (тетради для лабораторных работ), предметный кружок. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. У ребят появляется дополнительное время для проведения всевозможных математических и физических экспериментов или решения нестандартных задач, которые раскрывают знакомую ранее тему в другом аспекте. Изготовление раздаточного дидактического материала/приборов. По математике уже накоплено много занимательных заданий – «Писем счастья» (хранятся в конвертиках). По физике составлены тетради для фронтальных лабораторных работ (7-9 кл) и лабораторных работ (10-11 кл), распечатки которых (А4) ребята ежегодно сами собирают в формат тетради (А5), что им очень нравится и способствует более серьёзному и бережному отношению к этим пособиям (недостатка в которых никогда не будет!).

Методы и приёмы

При работе с обучающимися преобладает частично-поисковый метод. Часто предпочтение отдается исследовательской деятельности. Также применяются элементы интегративного обучения, креативного мышления, проблемного обучения и другие.

Индивидуально-творческий

Выступление на семинарах, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, компьютерное моделирование, экспериментальные задания, работа над учебными проектами.

Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося. Она организуется, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Такая работа интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку.

Рефлексивно-оценочный

Оценка результатов деятельности учителя и ученика.

На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания (рейтинги), стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (самооценка, взаимооценка, наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.

1. Результаты деятельности учителя:

  • разработана методическая система работы учителя

  • разработана система уроков по предметам, реализующая современные образовательные технологии;

  • внедрён в образовательный процесс алгоритм обучения самостоятельной познавательной деятельности;

  • внедрён в образовательный процесс алгоритм постановки и решения проблем;

  • выстроена внеурочная деятельность с учётом современных образовательных технологий.

  • составлены сборники дополнительных заданий по математике (письма) и фронтальных лабораторных работ по физике для 7-11 классов

  • накоплен банк мультимедиа ресурсов по математике и физике

2. Результаты деятельности ученика, достигнутые реализацией современных образовательных технологий в образовательном пространстве школы:

  • повышение учебной мотивации

  • динамика уровня сформированности учебных действий

  • положительная динамика умений

  • положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях и проектно-исследовательской деятельности

  • готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде

Методический опыт

Методический компонент заключается в комплексном использовании различных форм средств, методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе

Для достижения поставленных целей используется система методов, обеспечивающих усвоение школьниками знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания. 

В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает набор следующих методов обучения: 

  1. Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);

  2. Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);

  3. Исследовательский метод;

  4. Частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников можно использовать задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным остаётся умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.


Обобщение работы по становлению моей методической системы.
Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.

Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:

  • я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам обучения; пополняю свои информационные банки;

  • корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих компонентов – во многом зависит от контингента учащихся);

  • нахожусь в состоянии постоянного самообразования – курсы повышения квалификации (очные и дистанционные), модульные дистанционные курсы, учебные курсы виртуальных университетов и дистанционных академий (очень много нужного узнаю из этих занятий).


И в заключение, как призыв к моей дальнейшей работе над собой, идеально подходят всем известные слова «Учиться, учиться и ещё раз учиться!».