Главная страница


Особенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе



Скачать 59.61 Kb.
НазваниеОсобенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе
Дата12.03.2016
Размер59.61 Kb.
ТипДокументы

Особенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе.

Каждый хороший учитель должен не только знать свой предмет, методику его преподавания, но и обязан быть хорошим психологом. Чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него были стимул и мотивация к учению, учитель использует свои знания по психологии. Они проявляются в учете учителем возрастных и индивидуальных особенностей ребят, в знании по развитию основных психических процессов. 

Педагоги в наших школах по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом женщин-учительниц.

Дисциплина в классе ниже – не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку, не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку. Конечно, не следует забывать, что мальчики тоже очень разные. Среди них встречаются и такие, которые развиваются в определенной мере по женскому типу.

Важно отметить, что математика является любимым предметом у мальчиков, а работать с мальчиками, когда они заинтересованы содержанием происходящего, одно удовольствие. У большинства из них множество идей, гипотез (самых невероятных) по поводу дальнейшего развития событий. Конечно, это создаёт шум в классе, ведь каждому хочется не отстать, сказать своё слово. Часто складывается ощущение, что им просто хочется сказать хоть что-нибудь, лишь бы сказать. Не важно что, но дать свой вариант ответа. Что же мы делаем чаще всего в этой ситуации? Пытаемся прервать их выкрики, успокоить, а может быть даже просто дать свой вариант ответа. А ведь одна из самых распространенных педагогических ошибок - установка на послушность мальчика, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять - сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

Задача педагога - используя, данные природой особенности мальчиков, направить их во благо обучения и приобретения знаний и сделать уроки интересными и продуктивными.

При подготовке любого урока в классе мальчиков важно учитывать, принципы работы с мальчиками и подбирать задания не требующие длительного и многоэтапного решения. Задания должны иметь четкую линию, без лишних деталей. Хорошо воспринимается наглядная, схематично-знаковая информация, задания на логику и сообразительность.  Мальчикам требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения, им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового. Ни один урок в классе мальчиков не проходит так, как задумано, они сами активно влияют на ход урока. Для мальчиков очень важен конечный результат их работы, а не промежуточные этапы.

Поскольку мальчики включаются в урок не сразу, то вводить новый материал целесообразно к середине урока, а на начальном этапе можно предложить ребятам несколько нестандартных интересных заданий или заданий, с которыми ребята справятся. Важно создать ситуацию успеха, чтобы ребенок почувствовал желание продолжить урок дальше. Мальчики любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее. У них лучше получается придумывать сюжеты, но им трудно построить фразы. В познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот. Их решения часто носят нестандартный характер.

Одним из принципов проведения уроков с мальчиками является планирование деятельности, то каждый урок должен иметь четкий план работы, с которым ребята знакомятся в начале урока. В процессе урока происходит постоянное акцентирование на уже выполненных этапах, и этапах, которые еще предстоит выполнить. План урока математики имеет примерно одинаковые пункты и различается лишь конкретными заданиями, темой и целью.

Примерный план урока:

1. Записываем дату и "Классная работа".

2. Решаем интересные задачки(примеры).

3. Выявляем проблему урока.

4. Ищем пути решения проблемы.

5. Физминутка.

6. Применяем новые знания.

7. Закрепляем знания.

8. Делаем рефлексию и оцениваем себя.

9. Записываем домашнее задание.

План урока желательно зафиксировать на доске или на интерактивном экране, чтобы ребята имели возможность следить за прохождением каждого этапа.

На уроке математики, при изучении письменного приема сложения трехзначных чисел с переходом через разряд на этапе актуализации знаний мальчикам предлагается решить несколько примеров на сложение трехзначных чисел без перехода через разряд, и последним дается пример на сложения трехзначных чисел с переходом через разряд. Ребята испытывают затруднения; таким образом учитель предлагает сформулировать проблему и цели урока. Мальчикам очень важно видеть конечную цель их работы и выстроить пути достижения цели (проблему нужно наглядно обозначить в виде какого-либо значка на доске, чтобы иметь возможность в конце урока вернуться и проанализировать - решена ли она). Далее учитель предлагает ребятам высказать несколько вариантов решения данной проблемы, пусть и неправильных , которые так же фиксируются на доске. Такую работу можно организовать группами, где каждая группа будет доказывать свой способ решения проблемы.

Следует отметить, что подобная работа должна вестись очень динамично, без лишних деталей и занимать короткий промежуток времени. Чем больше ведется дискуссия, тем менее интересна данная работа мальчикам.

На этапе открытия нового знания ребята предполагают, что сложение трехзначных чисел с переходом через разряд выполняется аналогично сложению двухзначных чисел (обычно такое предположение делает кто-то из сильных детей).

Учитель, зацепившись за эту ниточку, предлагает ребятам проверить сей принцип. И мальчикам предлагается несколько примеров на сложение трехзначных чисел с переходом через разряд. Желательно, чтобы кто-то из детей продемонстрировал решение на доске.

Большую роль в проведении уроков с мальчиками играет смена динамических поз, двигательная активность, поэтому целесообразно проводить всевозможные физминутки. Мальчикам нравятся электронные физминутки, где присутствуют знакомые им персонажи из мультфильмов и современная популярная музыка. Так же продуктивно включать в эти физминутки различные приспособления, такие как тренажер Агашина, небольшие мячики и др. Важно чередовать двигательные физминутки с физминутками для глаз, особенно если на уроке несколько письменных заданий.

На этапе закрепления нового материала важно подобрать задания, и задачи с использованием предметов близких к мужскому восприятию. У мальчиков это:

- символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли и т.п.);

- символы врага: драконы, роботы, монстры, змеи;

- символы силы и борьбы: меч, копье, лук, стрелы, крепость и т.п.

- символы победы: флаг, горн, колокол, крики "ура".

Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные вещи.

Поскольку в одном классе могут встречаться дети с различным темпом работы, в своих уроках важно учитывать дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого существуют задания разной степени сложности. Для мальчиков с высоким темпом работы можно дополнительно брать инвариативные задания, использовать всевозможные, заранее подготовленные карточки . Хотелось бы отметить, что мальчики, получив определенное задание и включившись в работу, не видят и не слышат то, что происходит вокруг. И, прежде чем дать ученику новую работу, необходимо дождаться пока он выполнит предыдущую, как раз в этом случае и выручает план.

На этапе рефлексии и самооценки учитель предлагает проанализировать, на сколько хорошо удалось мальчикам усвоить новый материал. Рефлексию можно выстроить следующим образом:

I. Закончи предложения:

- Мне сегодня хорошо удалось…

- Мне было трудно…

- Мне требуется помощь в …

II. Рефлексия "Лесенка" - помогает оценить, возможности, знания и выстроить дальнейший путь решения проблемы. Можно использовать в начале урока для предварительной самооценки и в конце урока для итоговой самооценки.

Если говорить об оценках, что немало важно для школьников, так же можно проследить интересные моменты. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Им важно, что оценивается в их деятельности. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку «я тобой недоволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.

Любому учителю хочется расти на своем творческом пути в школе. Но это никак не будет происходить без любви к детям. Постараемся понять и принять наших мальчишек такими, какие они есть, такими разными, по-своему прекрасными, интересными какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.