Главная страница

Развитие речи детей третьего года жизни. (В. В. Гербова)



Скачать 64.13 Kb.
НазваниеРазвитие речи детей третьего года жизни. (В. В. Гербова)
Дата23.03.2016
Размер64.13 Kb.
ТипДокументы

Развитие речи детей третьего года жизни.

(В. В. Гербова)

Словарь ребенка 3-х лет должен состоять из 1000-1200 слов.


К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.

• Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать.

• Многократное повторение нового слова или фразы. 

• Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. ("Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?")

• Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. ("Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки.)

• Поручения, предполагающие ответ действием. ("Найди…", "Принеси…", "Покажи…", "Дай…", "Сделай…") Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

К приемам активизации словаря можно отнести следующие.

• Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: "Кто?", "Что?", так и в более сложной: "Во что одет?", "Что везет?", "Кому и что шьет?", "Чем чистит?" и т. п.

Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: "Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные. И хотя вопросы причинно-следственного характера трудны для детей этого возраста, тем не менее педагогу следует использовать их чаще, помня о том, что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.

• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает), что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.)

• Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы.

• Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них). Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.

• Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках и в жизни.

Воспитание звуковой культуры речи

Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того, совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

Как показывает практика, в этой возрастной группе реализация программных задач осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений, являющихся частью очень многих занятий, планы которых содержит данное пособие.

У детей целенаправленно развивают слуховое восприятие, являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать звуки и звукоподражания, различать громкость и скорость их произнесения.

Большая часть игр и упражнений посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д.), несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков. Так, уточняя и закрепляя правильное произношение звука и , воспитатель подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и в дальнейшем к правильному произношению звуков с, з. При произнесении звуков и, с, з губы растянуты, как при улыбке, зубы сближены и имеют щель 1–2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука г, педагог создает предпосылки для успешного усвоения звука ц , близкого по артикуляции к звукам т, с . При произнесении звуков у, о губы округляются и вытягиваются вперед, как и при произнесении шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывается дикция. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносят изолированный звук и несложные звукосочетания. При этом в качестве речевого материала чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать его с определенным образом (у-у-у - гудит паровоз, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь и т. п.).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом важно следить не только за правильным произношением детьми звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов (изолированных и включенных в предложение).

Уточняя и закрепляя правильное звукопроизношение, особое внимание следует уделять детям, которые с трудом или неправильно усваивают звуки (например, малыш произносит звук с с высунутым языком). Своевременное выявление таких дефектов и оказание помощи ребенку имеет большое профилактическое значение. Предупредить недостаток бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, когда ребенок привыкает к неправильному произношению и не замечает его.

На третьем году жизни многие дети имеют общую смягченность речи, часто недоговаривают окончания, сокращают или искажают длинные слова (опускают звуки, слоги), не всегда могут правильно повторить вслед за воспитателем сложные слова (например, слово бегемот произносят как бегенот, бебегот и даже аманот илиананот , хотя в отдельных слогах или в простых двухсложных словах правильно произносят все звуки).

Воспитатель не всегда должен стремиться к тому, чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова. Если малыш произнесет слово пароход как пахот , а затем как паяхот или паляхот , это следует считать достижением, потому что ребенок правильно воспроизвел слоговую структуру, а так как звук р у него еще отсутствует, то замена его на иили ль считается вполне нормальной.

При общей смягченности речи следует чаще упражнять детей в произнесении твердых согласных, например в таких звукоподражаниях, как: му-у-у, тук-тук и др.

Голосовой аппарат у детей этого возраста, как правило, еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо или не умеют говорить шепотом. Развивая у детей голосовой аппарат, воспитатель должен помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже самые незначительные успехи ребенка.

Начиная с двухлетнего возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается прежде всего путем личного примера воспитателя, напоминания малышам о том, что говорить надо не спеша.

Проводя игры и упражнения, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно), а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. В ходе таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Так, для произношения ряда звуков (с, з, ш, ж, р) требуется не только правильное прохождение воздушной струи через рот, но и достаточной силы выдох. Например, для чистого произнесения звука р нужна довольно сильная воздушная струя, чтобы привести кончик языка в колебательное состояние.

Для того чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему дуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, бумажную лодочку, полоски папиросной бумаги, прикрепленные к палочке (султанчик).

Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у ), на слитное произнесение двух гласных звуков в звукоподражаниях ( ау, уа, ио, иа и др.).