|
Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.
Менова С.А.
учитель математики
МБОУ СОШ №16
Г.Коломна
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике.
Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
Появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем. Зарождаются основы системного мышления.
Формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия.
Воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям, что способствует активизации социализации школьника.
В 7-м классе я осуществляю проектную деятельность учащихся по теме: «Треугольник», рассчитанную на год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание. Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
Практические задания, с помощью которых осуществляется связь геометрии и понятия «треугольник» с жизнью.
Практические задачи – задачи прикладного характера.
Проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы (работа в группах и парами).
Теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение.
В конце года, по итогам защиты всех выполненных заданий происходит комплексное обобщение изученного материала и анализируется эффективность его дальнейшего применения на практике.
Данная проектная деятельность учащихся имеет большое значение в социально-психологической адаптации личности способных учеников, формировании успешности и скрытого творческого потенциала, а также в подготовленности их к самостоятельной жизнедеятельности в условиях современных отношений.
Второй проект осуществляется мной в 5-м классе по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, как следствие, организуется исследовательская работа по теме: «Планирование и строительство детского городка будущего». Этот проект создан с целью организации наилучшей преемственности начального и среднего звена и развитию дальнейшей социализации школьников. Данная работа подразумевает посещение городских детских площадок, организацию конкурса рисунков и конференции по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, непосредственно конструирование детской площадки.
В результате работы над проектом учащиеся приобретают способность проецировать данный метод в организацию собственной жизни: умение определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Умение работать в коллективе и коммуникативные навыки как нельзя лучше можно сформировать, используя метод проектов. Этот метод ориентирован на групповую, самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом. |
|
|