Главная страница

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания



НазваниеОрганизация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания
Дата05.04.2016
Размер65.3 Kb.
ТипДоклад

Доклад на тему: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания».

Гридина Л.П. (СОШ №39)
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества.

Сегодня перед учителем истории и обществознания стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Приведу классические данные о самостоятельной работе. В различной справочной литературе можно встретить следующие определения:

Самостоятельная работа учащихся

  • индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.

  • вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему;

  • групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);

  • парной - например, при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете;

  • индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:

  • работа с учебником, справочной литературой в рамках Интернета, историческими документами;

  • решение тестовых заданий разного уровня, написание эссе, рефератов;

  • выполнение исследовательских работ.

Целесообразно выделить следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:

1. Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно формирует ответ на поставленный вопрос. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует имеющийся у него образец. Если же на вопрос нет материала в учебники с совпадающими словами, то он ответить не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от поиска ответа на новый вопрос под предлогом того, что, а в учебнике этого не было.

2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения поставленной задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие указанные в вопросе, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил  и предписаний при поиске ответа на поставленный вопрос формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос исторических, социальных принципов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

4. Высший, четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.

А если поговорить не о теории, а о практике. Существует три кита, определяющих успех при проведении самостоятельной работе:

1. Ученик должен быть готов (способен) самостоятельно работать.

2. Учитель должен иметь временную возможность не формально оценить выполненную работу.

3. Ученик должен осознать реальную «выгоду» от эффективно проведенной самостоятельной работы. Видеть результат.
Итак, по первому пункту. Что значит быть готовым к выполнению самостоятельной работы. Поданным Питерской школы психологов, в 10 классе только 25% учащихся способны результативно выполнить самостоятельную работу, включающую в себя поиск БОЛЬШОГО ОБЪЕМА информации и синтез собственного материала по заданной теме. Их вывод, что формальное отношение при предоставлении возможности выполнить реферат ребенку, не обладающему способностью добывать и синтезировать знания (наибольшая ошибка как наказание за пропуск занятие, отсутствие готовности к нему) обесценивает само понятие самостоятельной работы. Наиболее опасно, затем зачесть тот же реферат при любом уровне выполнения. Скачал, распечатал, прочитал, сдал. Постепенно в классе формируется несерьезное отношение к этому виду деятельности. Не рекомендуется индивидуальные формы самостоятельной работы давать незаинтересованному, слабому учащемуся. Реферативная форма работы как поощрение, награда, высшая степень доверия.

В 1-3 классах – самостоятельная работы должна составлять– 5-10%, 4-5 – 15-16%, 6-8, до 25, 9 классы – 35-45%, а 10-11 можно достигать 50-80% - урок как форма анализа самостоятельной работы (наиболее актуально в профильных класса), где история и обществознания будут необходимы для поступления в ВУЗ.

Со слабыми ребятами, предполагается упрощенные формы сам. Работы. «Инсерт» или прием пометки на полях. Этот прием позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. После каждого предложения или абзаца, в зависимости от уровня ученика, он ставит значок, который может обозначать – информация уже известна, новое знание, осталось не понятным. А на уроке – устное обсуждение по результатам. И снова опасен формализм, будем реалистами – и это можно списать. По этому любая самостоятельная работа должна быть направлена на мотивированного ученика. А по научным данным, формирование мотивации возможно только с 3 до 9 лет. Далее она может видоизменяться, искажаться в зависимости от интересов, но если она сформирована, то уже не исчезнет. Можно слышать, что в университете он начал учиться, но если посмотреть историю этого ученика, то был период, когда он мотивированно учился и ранее. Проблески мотивации учеников наиболее ярко видны на наших уроках при обсуждении каких-то спорных вопросов.
Самостоятельная форма работы, хоть и предполагает отсутствие учителя, но я бы сказала его невидимое присутствие. Во-первых, учитель должен знать коллектив, чтобы эффективно проводить самостоятельную работу, как индивидуальную, так и групповую (особенно исследовательскую работу по обществознанию, когда коллектив делится на группы, выполняющие определенный этап). Пример, исследовательская работа по проблеме слабоалкогольных напитков. Важно, чтобы класс годы работал со своим учителем. И учитель, осознавая плоды собственной работы, заинтересован в ней. Если о заинтересованности, снова же по многим Российским исследованиям, процент самостоятельной творческой работы выше у учителе с меньшей часовой нагрузкой. И это всем понятно, так как процент творческий.

О выгоде ученика. Современный ученик-реалист, я вложил больше сил и времени, хочу больших результат сейчас и сегодня. Здесь помогают межпредметные связи. Мы стоим в начале пути регулярности данной работы. Я не буду говорить, что это ежедневно но.. есть некоторый опыт. Единой темы по истории, обществознанию, литературе и даже с математиками. Когда один и тот же материал заслушивается на разных предметах, и каждый педагог уводит дискуссии в свою плоскость. В этом отношении история наиболее интегрируемый предмет. Важно, что изначально ученик дает схожую информацию, а учитель как искусный дирижер несколько смешает вектор, но при высоком уровне готовности ученик подхватывает новый угол обозрения. Наиболее хорошо, когда материал готовит несколько мотивированных учеников. Используя знания учащихся по географии, МХК и другим предметам раскрываются многие исторические понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний. 5 класс – тема «». Архитектура в готическом стиле. Урок истории обсуждаем аспект, МХК делаем своими руками и рассказываем учителю, откуда взялось, на математике *(факультатив)

Для развития познавательного интереса учащихся мы используем различные виды традиционных и  нетрадиционных уроков: урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции, использую на уроках творческие задания, составление опорных схем, тесты.

Учитель открывает дверь, а войти ученик может только самостоятельно. Такая надпись есть в каждом классе Дублинского университета (DCU).
.

.