Авторская разработка урока по теме «Закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания» для 2-го класса по УМК "Школа России"
Цели:
закреплять устные и письменные приемы сложения и вычитания, изученных видов, в пределах 100;
отрабатывать навыки решения задач в 1-2 действия на сложение и вычитание;
повторить знание геометрического материала и нахождение периметра;
развивать математическую речь, внимание, память, смекалку, логическое мышление;
учить детей мысленно составлять план рассуждений, развивая способности в составлении алгоритма решения;
искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы;
развитие мелкой моторики;
продолжить воспитывать чувство взаимопомощи, воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу).
Оборудование: Доска, тетради, учебник «Математика» – 2 кл., автор М.И. Моро, рисунки героев сказки «Теремок», карточки с примерами, карточки с буквами Л, Я, Г, У, Ш, К, А, карточки с решением задач для арифметического диктанта, рисунок теремка, карточки слов для рефлексии.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент (3 мин.)
1. Проверка готовности к уроку и представление гостей урока
– Предлагаю вам внимательно смотреть на рисунки, которые я буду открывать поочереди, чтобы сохранить тайну, а вы узнайте сказку. (Комар, муха, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь – Приложение)
– Это герои сказки «Теремок». Правильно, раз вы угадали название сказки, вы помогли поселиться первому жителю теремка.
– Поселился в теремке комар-пискун и никого больше не хочет впускать. Всем, кто просился к нему, он предлагает труднейшие задания. Никто не может справиться. Окажем им помощь?
– Да!
– А какие качества нам нужны для этого?
– Смекалка, умение хорошо и точно объяснять, решать, считать, оказывать друг другу помощь…
– Тогда предлагаю размяться на задании, которое комар предложил выполнить мухе.
На доске рисунок мухи, а с обратной стороны задание:
2. Чистописание (5 мин.)
1. Развитие мелкой моторики пальчиков
Стих:
Разотрем свои ладошки и разбудим пальчики, Это делать каждый день девочкам и мальчикам!
2. Минутка красивого письма
Запиши число 77 столько раз, сколько рабочих парт в классе.
Запиши число 7 столько раз, сколько стульев во 2-ом ряду.
3. Аналитическая беседа творческого характера
– Сколько раз записали число 77, а 7?
– 8, 6
– Чем похожи числа? Чем отличаются?
– Однозначные и двузначные
– Составьте задания, используя эти числа
– Найди сумму, разность, назови предшествующие, следующие, на сколько одно больше или меньше другого…
3. Работа с геометрическим материалом (5 мин.)
1. Назови геометрические фигуры
– Влетела муха в теремок и сразу выглянула в окно, чтобы пригласить мышку. А хитрый комар и там задание вывесил. Как вы думаете, какое?
– Из каких геометрических фигур состоит окно в теремочке?
– Прямоугольники, квадраты, треугольники, круги.
2. Работа в группах
– Найдите периметр фигур. Вспомните алгоритм нахождения периметра.
1гр. – треугольник, со сторонами 6 см. (18 см) 2гр. – квадрат, со сторонами 6 см. (24 см) 3гр. – прямоугольник, со сторонами по 2 см и по 6 см. (16 см)
– Проверка:
Периметр – это сумма длин сторон геометрической фигуры, поэтому «Р» треугольника = 18 см, квадрата = 24 см, а прямоугольника = 16 см.
– Мышка в теремочке!
4. Повторение: решение задач и примеров
1. Групповая работа с задачами (7 мин.)
– На карточках – заяц. Он просит вас побыстрее справиться с задачками и поселить его в теремок.
1 гр:
Построили 12 этажей, осталось построить еще 8 этажей. Сколько этажей будет в доме?
В классной библиотеке 12 книг. Взяли 8 книг. Сколько книг осталось?
2 гр:
Построили 12 этажей, осталось построить еще 8 этажей. Сколько этажей будет в доме?
В классной библиотеке 12 книг. Взяли 8 книг. Сколько книг осталось?
В классе 12 стульев, а в столовой на 8 стульев больше. Сколько стульев в столовой?
3 гр:
Построили 12 этажей, осталось построить еще 8 этажей. Сколько этажей будет в доме?
В классе 12 стульев, а в столовой на 8 стульев больше. Сколько стульев в столовой?
К Ане на день рождения пришли 12 детей. 8 из них девочки. Сколько было мальчиков у Ани на дне рождения?
В одном доме 12 квартир, а во втором доме 8 квартир. На сколько квартир больше в первом доме, чем во втором?
– Проверка:
Соотнеси решение задачи с цветом карточки и изобрази в тетради цветные клетки в необходимом порядке
1 гр: □ □
2 гр: □ □ □
3 гр: □ □ □ □
– Всем за работу благодарность от зайки и он заселяется в теремок.
2. Объяснительный диктант по решению примеров и выявлению проблемы (7 мин.)
– На доске карточки. Если найдете значения предложенных выражений верно, познакомитесь со следующим жильцом.
Нашел значение выражения, переверни карточку, откроется буква: 14-6
| 80-5
| 44-40
| 39+11
| 62+8
| 92-65
| 64-38
| Л
| Я
| Г
| У
| Ш
| К
| А
| Какие выражения оказались самыми трудными?
Цель урока: научиться находить значения таких выражений.
5. Физминутка (1 мин.)
6. Работа над новым материалом (5 мин.)
1. Комментированное решение:
стр. 25 №1(1) – поселим волка
Предлагаю выбрать в группе «учителя», который сможет громко, четко и точно прокомментировать нахождение значения числового выражения (2 выражения)
2. Самостоятельная работа
Кто понял, решает самостоятельно, кому нужна помощь – слушает ученика у доски.
– Сможет ли волк пройти в теремок?
– Да.
– В этом номере есть еще 1 задание. Выполнив его, мы поможем лисе.
– Вспомните, что найдем, если при проверке выполним сложение?
– Уменьшаемое.
– Выполните проверку для одного любого выражения.
Теперь и лисичка в теремочке!
7. Закрепление: 10 мин.
1. Составление алгоритма решения задачи стр.25 №3
– Внимательно послушайте условие задачи (читает учитель)
– Чтение задачи логически законченными частями и составление записи краткого условия:
Алгоритм решения
Узнай, сколько квартир во втором доме: (-)
Узнай, сколько квартир в первом и втором домах вместе (это квартиры в третьем доме): (+)
Узнай, сколько квартир в трех домах (возьми 3 числа): (+)
– Сложное задание вы смогли выполнить, теперь и волк будет жить в теремочке. А кто первый и правильно оформит ее решение в тетради, тот и медведю откроет дверь в теремок.
2. Самостоятельная работа
35 – 20 = 15 (кв.) – во ΙΙ доме
35 + 15 = 50 (кв.) – в ΙΙΙ доме
35 + 15 + 50 = 100 (кв.) в трех домах
Ответ: 100 квартир в трех домах.
8. Рефлексия (2 мин.)
Назовите еще раз всех животных, которым мы помогли заселиться в теремок.
А теперь, придумай слова для оценки своей работы и работы одноклассников, но чтобы слова эти начинались с такой же буквы, как и названия животных, живущих в теремке.
Возможные варианты: Классно, молодцы, мужественно, задорно, ладно, великолепно, с любовью, мирно…
9. Домашнее задание (1 мин.)
Стр. 25
– Выберите себе индивидуальное количество номеров. Условие: Один выполненный номер, дает вам право на заселение одного (своего предложенного) животного в теремок. Нарисуй, если хочешь, или приклей, картинку этого животного. |