Главная страница

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «три правила нахождения первообразных»



Скачать 414.35 Kb.
НазваниеРазработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «три правила нахождения первообразных»
страница2/2
Дата20.02.2016
Размер414.35 Kb.
ТипРазработка урока
1   2

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия вызова


Познавательные действия

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов

Регулятивные действия

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

-Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

-Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-Предметные действия

-Воспроизведение (актуализация) знаний об уравнениях.

-Воспроизведение основных видов задач , связанных с буквенным выражением и уравнением

-Определение основных направлений в изучении темы

1.Ученики не могут различать числовые и буквенные выражения

2. Ученики не могут различать буквенные выражения и уравнения

3.Ученики не могут сформулировать тему и цели урока

4.Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни применяются уравнения.


1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают выражения

2Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают буквенные выражения и какие уравнения

3.Учитель обращает внимание детей на рассмотренные только что задания, на записанные равенства

4. Учитель приводит самый «яркий» пример применения уравнения: взвешивание на чашечных весах на базаре.


Стадия содержания


Познавательные действия

- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно применять полученные знания на практике

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Коммуникативные действия

- Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-Предметные действия

- Построение нового знания об уравнениях

- Применение понятия уравнения при решении жизненных задач

- Анализ информации по теме «Уравнение»


1.Ученики затрудняются в определении уравнения, соответственно возникают трудности при решении

2.Ученик отказывается работать в паре.

3.Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении

4. Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.


1.Учитель приводит пример уравнения, дает определение и поясняет, что такое корень уравнения

2.Учитель предлагает выполнить работу самому учащемуся и проверяет затем выполненное учащимся задание и дает пояснение при необходимости

3.Учитель заменяет пары

4. Учитель предлагает рассмотреть примеры практических задач учебника или приводит пример из практики на нахождение длины отрезка (части отрезка)

Стадия рефлексии

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

-Личностные действия

- Оценка действий человека

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Предметные действия

- Применение знаний об уравнениях при решении практических заданий

- Способность использовать полученные знания на практике

1.Ученики не могут оценить свою работу.

2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней  работы

1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс

2.Учитель обращает внимание учеников на изучаемый пункт учебника, подсказывает и говорит, что они могут подойти всегда как к учителю, так и к родителям за помощью.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЖИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО АЛГЕБРЕ

В 9 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ « КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН»

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

ЧУРАЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

СЕНТЯБРЬ 2013

ФИО учителя ___Чураева Людмила Васильевна_______________________________

Класс_9___Дата__21.09.2013___Предмет_ Алгебра______№ урока по расписанию__2_

Тема урока__Квадратный трехчлен_____

Место и роль урока в изучаемой теме_Заключительный урок по теме_________

Цели урока

образовательные: давать определение квадратного трехчлена, знать его компоненты, находить корни квадратного трехчлена, разлагать квадратный трехчлен на линейные множители, выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена

развивающие: применять полученные знания при решении уравнений и решении задач, моделируя условие с помощью схем и логических цепочек рассуждений; верно использовать в речи термины: квадратный трехчлен, компоненты квадратного трехчлена, разложение квадратного трехчлена на линейные множители, корни квадратного трехчлена

воспитательные: вести эстетические и математически корректные записи при выполнении заданий, работать самостоятельно и в группах-парах, сопереживать, помогать, вести диалог

Учебник Алгебра 9, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова, Москва «Просвещение» 2013

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание учебного материала

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организация начала урока

(1 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.




Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Приветствуя друг друга, настраиваются на совместное сотрудничество.

Настраиваются на работу на уроке, готовятся к получению новых знаний.

2.Проверка выполнения домашнего задания

(10 мин)

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.


Контрольные вопросы: Первая группа 1)Дать определение квадратного трехчлена. Как найти корни квадратного трехчлена 2х2 -5х+ 3? Вторая группа 2)Выделить квадрат двучлена из квадратного трехчлена 3х2 - 12х+ 36 Третья группа 3)Сформулировать теорему о разложении квадратного трехчлена на линейные множители, выполнить разложение квадратного трехчлена х2 - 12х+ 32 на линейные множители.

Ответы: 1)2- 5х+ 3=0 Решаем полное квадратное уравнение с помощью дискриминанта, пользуясь формулами для нахождения корней, получим х1=1,5 ; х2=2 2) 3х2 - 12х+ 36=3(х2-4х+12)=3(х2-2х2+4-4+12)=3((х-2)2+8)= =3(х-2)2+24; 3) х2 - 12х+ 32=(х-4)(х-8)

Ответы к домашнему заданию. №84(а.б) а) (х-3)/(х+8); б) (у+5)/(2у+5) № 88(а)2- 6х+2ху – 3у=2х(2х- 3)+у(2х-3)=(2х-3)(2х+у)

Проводит работу по группам, отвечает на вопросы учащихся

Предлагает сверить результаты выполнения домашнего задания

Работают три группы. Выполняют задания, готовят ответы на вопросы.

Задают вопросы, сравнивают результаты, полученные при выполнении домашнего задания.

Общаются, находят ошибки и устраняют их с помощью диалогового общения.

Проверяют эстетичность и корректность выполнения записей в тетрадях

3.Подготовка к основному этапу урока

(8 мин)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока.

Индивидуальные задания каждому (на карточках по одному тестовому заданию) Всего 4 варианта, тесты ГИА 2013 №27,28,14,15, часть1 №3,3,8.8 соответственно.

Ответы: 27,№3 а2-8ав-20в2=(а+2в)(а-10в); 28№3 24а2-2ав-в2=(4а-в)(6а+в)- применили выделение полного квадрата при разложении на множители; 14№8( х3-16х)/(х2-8х+16)при х=3,5;Ответ х(х+4);26,25; 15№832-6х)/(х2-4) при х=2,25 Ответ х(х-3)/(х-2); -7,75-применили разложение на множители способом группировки, по формулам сокращенного умножения и с помощью корней квадратного трехчлена.

Физминутка

В положении сидя носочки ног потянуть вперед, откинувшись на спинку стула и отведя руки за спинку стула, голову наклонить назад (повторить трижды)

Организация погружения в проблему

Проводит фронтальный опрос.

Предлагает учащимся назвать тему урока и цели

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Пытаются решить задания известным способом.

Задания выполняют самостоятельно. Сверяют ответы

Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель .

4Усвоение новых знаний и способов действий

(8 мин)

Подготовка к контрольной работе.

Организация работы в группах

Самостоятельная работа в трех группах

Задания первой группе

1)Найти корни квадратного трехчлена т2-3т-4

2)Составьте квадратный трехчлен, корнями которого являются числа а) -7 и 2

Задания второй группе

3)Разложите на множители квадратный трехчлен 2-2х-5

4)Выделите квадрат двучлена из квадратного трехчлена 2-6х+8

Задание третьей группе

5)Разложите на множители а4-169а2

6)Выполнить деление: (6а2-5а+1):(1-4а2)

Организует работу учащихся в группах. Организует диалог с обучающимися.

Записывают в тетрадях вычисления, сравнивают задания. Объясняют результаты сравнений. Формулируют тему и цель урока

Строят понятные для собеседника высказывания

Обосновывают решения, приводят примеры, учатся анализировать

5.Первичная проверка понимания

(4 мин)

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала учащимися


Повторение: правил разложения многочлена на множители, теоремы о разложении квадратного трехчлена на множители, выделение полного квадрата из квадратного трехчлена, нахождение корней квадратного трехчлена и решение квадратного уравнения через дискриминант и с помощью теоремы, обратной теореме Виета.


Выявляет пробелы и неверные решения, проводит коррекцию.


Усваивают сущность новых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Повторяют теорему о разложении квадратного трехчлена на множители, формулы сокращенного умножения, дискриминант и формулы корней квадратного уравнения, теорему Виета

Учатся коллективному усвоению знаний методом проб и ошибок.

Ликвидируют типичные ошибки и неверные представления о нахождении корней квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на линейные множители и выделении полного квадрата.

6.Закрепление знаний и способов действий

(6 мин)

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации..


Заслушивание информаций групп о выполнении заданий Решение

1)т2-3т-4=012=3, т1т2=-4;т1=4,т2=-1 Ответ:4 и -1

2)(х+7)(х-2)2-2х+7х-14=х2+5х-14 Ответ : х2+5х-14

3) 3х2-2х-5 Найдем корни квадратного трехчлена: 3х2-2х-5=0;D=64,х1=5/3,х2=-1Получим разложение 3х2-2х-5=(3х-5)(х+1)

4) 2х2-6х+8=2(х2-3х+4)=

2(х2-2х1,5+2,25-2,25+4)= 2((х-1,5)2+1,75)=2(х-1,5)2+3,5 Ответ: 2(х-1,5)2+3,5

5) а4-169а222-169)= а2(а-13)(а+13) Ответ: а2(а-13)(а+13)

6) (6а2-5а+1):(1-4а2) 6(а-1/2)(а-1/3):(1-2а)(1+2а)= 6(а-1/2)(а-1/3):2(1/2-а)(1+2а)= -3(а-1/3):(1+2а)=(1-3а)/(1+2а) Ответ: (1-3а)/(1+2а)

Проводит коррекционную работу, дает консультацию по просьбе учащихся

Прослушивание информации одноклассников, выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях

Учатся слушать, проверять, исправлять ошибки и анализировать работу одноклассников


Проверяют правильность выполнения своих заданий, корректируют записи, следят за эстетикой письма в тетрадях

7Обобщение и систематизация знаний

(2 мин)

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу.


Обобщение рассматриваемого теоретического и практического материала на уроке по теме «Квадратный трехчлен»

Контролирует правильность произношения терминов и их применение в построении определений

Активная и продуктивная деятельности учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей

Взаимопроверка правильности высказываний одноклассников

Постановка задач для себя по усвоению материала

8. Контроль и самопроверка знаний (3 мин)

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.


Тест (самостоятельная работа)

1)Указать корни квадратного трехчлена х2-12х+20 а) 4и5 б) -10 и -2 в) 10 и 2

2) Выделить полный квадрат х2-8х+16 а) (х-16)2 б) (х-4)2 в) (4-х)2

3) Какое из чисел является корнем трехчлена –х2-8х+9? а) 0 б) -9 в) 1

Ответы:1)а; 2)б; 3)б,в

Наблюдает за самостоятельным выполнением заданий учащимися

Выявляют качество и уровень овладения знаниями и способами действий.

Обеспечивают коррекцию записей и верных ответов.

Выполняют работу индивидуально

9.Подведение итогов знаний (1 мин)

Подведение итогов усвоения знаний. Выставление оценок.




Комментирует и выставляет оценки за урок

Подают учителю дневники на выставление оценок

Проводят оценку своих возможностей на успешное усвоение материала урока

Анализируют и сравнивают результаты своей деятельности за урок с другими учащимися

10.Рефлексия (1 мин)

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).




Предлагает учащимся проанализировать их деятельность на уроке. А также оценить усвоение материала за урок.

Мотивируют свои успехи и учебную деятельность

Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества. Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Осмысливают свои действия и дают самооценку.

11.Информация о домашнем задании

(1 мин)

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задание на дом: № 85

Решение

а)(36-х2)/(6-7х+х2)при х=-9;-99;-999

(6-х)(6+х)/(х-1)(х-6)=(6+х)/(х-1),

(6-9)(-9-1)=-3(-10)=30,

(6-99)(-99-1)=-93(-100)=9300,

(6-999)(-999-1)=-993(-1000)=993000

б)(4х2+8х-32)/(4х2-16) при х=-1;5;10

4(х2+2х-8)/(2х-4)(2х+4)=

4(х+4)(х-2)/4(х-2)(х+2)=(х+4)(х+2),

(-1+4)(-1+2)=3,

(5+4)(5+2)=63,

(10+4)(10+2)=168

Реализует необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития

Проводят сверку соответствующих записей в тетрадях и дневниках.

Настраиваются на верное выполнение домашнего задания

Оценивают свои возможности для выполнения домашнего задания


Самоанализ урока

Замысел занятия ____Традиционный урок в сочетании с коллективной работой в группах

Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? _Обобщающий урок по теме «Квадратный трехчлен»_

Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. __Глава «Квадратичная функция», тема «Квадратный трехчлен»,4-ый урок по теме

Как он связан с предыдущими, на что опирается. ___На предыдущем уроке рассматривался вопрос разложения квадратного трехчлена на линейные множители, опирается на теорему о разложении квадратного трехчлена на линейные множители, а также на вопрос выделения полного квадрата из квадратного трехчлена и на формулы сокращенного умножения. Следует отметить также применение формул для нахождения корней квадратного уравнения и теоремы, обратной теореме Виета. _

Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы. _На данную тему отведено 4 урока, следующий урок «Контрольная работа» по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен». Следующая тема «Квадратичная функция и её график», где применяется выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена для построения графика квадратичной функции и определения вершины параболы, а также нахождение нулей функции путем определения корней квадратного трехчлена решением квадратного уравнения и др.

Как были учтены при подготовке к уроку программные требования. _Раздел «Функция» нацелен на получение школьниками конкретных знаний о функции, как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса: личностные (ответственное отношение к учению, сотрудничество со сверстниками, грамотное изложение мысли в устной и письменной форме, критичность мышления, активность при решении заданий), метапредметные (умение строить логические рассуждения, преобразовывать знаково-символические средства, умение работать в группе, умение находить информацию для решения математической проблемы, умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач),предметные (умение работать с математическим текстом, умение выражать свои мысли в устной и письменной формах, владение символьным языком алгебры, умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, умение пользоваться математическими формулами, решать квадратные уравнения и др)

В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение. _Специфика урока традиционная, уникальность состоит в возможности приучения учащихся к самостоятельному труду и к общению со сверстниками по нахождению правильных решений заданий, предназначение урока – это получение учащимися дополнительных средств в виде преобразований квадратного трехчлена (разложение на множители, выделение полного квадрата)

Как и почему были выбраны форма занятия, тип. _Формы занятия- фронтальная, индивидуальная, групповая выбраны сообразно с целями и темой урока, а также со спецификой класса и возможным уровнем подготовки класса.__

Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? _Были учтены возможные нерешенные вопросы домашнего задания или не усвоенное на предыдущем уроке, или личные причины учащихся (например, недомогание). Причин может быть несколько и всё следует учесть.

Какие главные задачи решались на уроке и почему? __ Это усвоение материала учащимися по теме урока, затем умение применять полученные знания при выполнении заданий по теме. Материал необходим для последующего изучения новой темы «Квадратичная функция и её график»

Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока? Целями урока и рабочей программой

Чем обосновывается конкретный ход урока._ Обоснованием служит специфика класса. При составлении технологической карты урока я представляю перед собою учащихся данного класса, знаю уровень их возможностей.

Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения? _Урок итоговый по теме и стоит вопрос подготовки к контрольной работе.

Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему? _И первые, и вторые, и третьи взаимосвязаны и являются необходимым компонентом урока.

Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели. __Изменений не было._______

Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие. ____Поставленные задачи решить удалось.___

Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Причины успехов в организованности учащихся и их подготовке к уроку.

Каковы использованные резервные возможности. _В резервное время (его немного) проводилась физминутка.___________________

Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому. _Можно варьировать задания тестов.

Работа учащихся на уроке (активность, мера занятости)____Учащиеся все работали активно.

Дифференциация и индивидуализация обучения Присутствовала _

Характер самостоятельной работы учащихся Продуктивный

Оценка достижения целей урока ____Цели урока достигнуты
1   2