Самоанализ
Этапы урока
| Уровень достижения планируемого результата
| Возможные риски
| Коррекционная работа
| Стадия вызова
| Познавательные действия
-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- Выделение наиболее важной информации
- Построение логической цепочки вопросов
Регулятивные действия
- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно
-Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Коммуникативные действия
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
-Личностные действия
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-Предметные действия
-Воспроизведение (актуализация) знаний об уравнениях.
-Воспроизведение основных видов задач , связанных с буквенным выражением и уравнением
-Определение основных направлений в изучении темы
| 1.Ученики не могут различать числовые и буквенные выражения
2. Ученики не могут различать буквенные выражения и уравнения
3.Ученики не могут сформулировать тему и цели урока
4.Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни применяются уравнения.
| 1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают выражения
2Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают буквенные выражения и какие уравнения
3.Учитель обращает внимание детей на рассмотренные только что задания, на записанные равенства
4. Учитель приводит самый «яркий» пример применения уравнения: взвешивание на чашечных весах на базаре.
| Стадия содержания
| Познавательные действия
- Поиск и выделение необходимой информации
- Выбор способа действия
- Умение осознанно применять полученные знания на практике
Регулятивные действия
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные действия
- Умение слушать и вступать в диалог
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
-Личностные действия
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-Предметные действия
- Построение нового знания об уравнениях
- Применение понятия уравнения при решении жизненных задач
- Анализ информации по теме «Уравнение»
| 1.Ученики затрудняются в определении уравнения, соответственно возникают трудности при решении
2.Ученик отказывается работать в паре.
3.Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении
4. Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.
| 1.Учитель приводит пример уравнения, дает определение и поясняет, что такое корень уравнения
2.Учитель предлагает выполнить работу самому учащемуся и проверяет затем выполненное учащимся задание и дает пояснение при необходимости
3.Учитель заменяет пары
4. Учитель предлагает рассмотреть примеры практических задач учебника или приводит пример из практики на нахождение длины отрезка (части отрезка)
| Стадия рефлексии
| Познавательные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
- Выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные действия
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные действия
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
- Умение аргументировать свою точку зрения
-Личностные действия
- Оценка действий человека
-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
- Предметные действия
- Применение знаний об уравнениях при решении практических заданий
- Способность использовать полученные знания на практике
| 1.Ученики не могут оценить свою работу.
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы
| 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс
2.Учитель обращает внимание учеников на изучаемый пункт учебника, подсказывает и говорит, что они могут подойти всегда как к учителю, так и к родителям за помощью.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЖИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО АЛГЕБРЕ
В 9 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ « КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН»
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
ЧУРАЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
СЕНТЯБРЬ 2013
ФИО учителя ___Чураева Людмила Васильевна_______________________________
Класс_9___Дата__21.09.2013___Предмет_ Алгебра______№ урока по расписанию__2_
Тема урока__Квадратный трехчлен_____
Место и роль урока в изучаемой теме_Заключительный урок по теме_________
Цели урока
образовательные: давать определение квадратного трехчлена, знать его компоненты, находить корни квадратного трехчлена, разлагать квадратный трехчлен на линейные множители, выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена
развивающие: применять полученные знания при решении уравнений и решении задач, моделируя условие с помощью схем и логических цепочек рассуждений; верно использовать в речи термины: квадратный трехчлен, компоненты квадратного трехчлена, разложение квадратного трехчлена на линейные множители, корни квадратного трехчлена
воспитательные: вести эстетические и математически корректные записи при выполнении заданий, работать самостоятельно и в группах-парах, сопереживать, помогать, вести диалог
Учебник Алгебра 9, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова, Москва «Просвещение» 2013
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности
| Цель этапа
| Содержание учебного материала
| Содержание педагогического взаимодействия
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
| 1.Организация начала урока
(1 мин)
| Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Приветствуя друг друга, настраиваются на совместное сотрудничество.
| Настраиваются на работу на уроке, готовятся к получению новых знаний.
| 2.Проверка выполнения домашнего задания
(10 мин)
| Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
| Контрольные вопросы: Первая группа 1)Дать определение квадратного трехчлена. Как найти корни квадратного трехчлена 2х2 -5х+ 3? Вторая группа 2)Выделить квадрат двучлена из квадратного трехчлена 3х2 - 12х+ 36 Третья группа 3)Сформулировать теорему о разложении квадратного трехчлена на линейные множители, выполнить разложение квадратного трехчлена х2 - 12х+ 32 на линейные множители.
Ответы: 1) 2х2- 5х+ 3=0 Решаем полное квадратное уравнение с помощью дискриминанта, пользуясь формулами для нахождения корней, получим х1=1,5 ; х2=2 2) 3х2 - 12х+ 36=3(х2-4х+12)=3(х2-2х2+4-4+12)=3((х-2)2+8)= =3(х-2)2+24; 3) х2 - 12х+ 32=(х-4)(х-8)
Ответы к домашнему заданию. №84(а.б) а) (х-3)/(х+8); б) (у+5)/(2у+5) № 88(а) 4х2- 6х+2ху – 3у=2х(2х- 3)+у(2х-3)=(2х-3)(2х+у)
| Проводит работу по группам, отвечает на вопросы учащихся
Предлагает сверить результаты выполнения домашнего задания
| Работают три группы. Выполняют задания, готовят ответы на вопросы.
Задают вопросы, сравнивают результаты, полученные при выполнении домашнего задания.
| Общаются, находят ошибки и устраняют их с помощью диалогового общения.
| Проверяют эстетичность и корректность выполнения записей в тетрадях
| 3.Подготовка к основному этапу урока
(8 мин)
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока.
| Индивидуальные задания каждому (на карточках по одному тестовому заданию) Всего 4 варианта, тесты ГИА 2013 №27,28,14,15, часть1 №3,3,8.8 соответственно.
Ответы: 27,№3 а2-8ав-20в2=(а+2в)(а-10в); 28№3 24а2-2ав-в2=(4а-в)(6а+в)- применили выделение полного квадрата при разложении на множители; 14№8( х3-16х)/(х2-8х+16)при х=3,5;Ответ х(х+4);26,25; 15№8 (х3-х2-6х)/(х2-4) при х=2,25 Ответ х(х-3)/(х-2); -7,75-применили разложение на множители способом группировки, по формулам сокращенного умножения и с помощью корней квадратного трехчлена.
Физминутка
В положении сидя носочки ног потянуть вперед, откинувшись на спинку стула и отведя руки за спинку стула, голову наклонить назад (повторить трижды)
| Организация погружения в проблему
Проводит фронтальный опрос.
Предлагает учащимся назвать тему урока и цели
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Пытаются решить задания известным способом.
Задания выполняют самостоятельно. Сверяют ответы
Фиксируют проблему.
| Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
| Принимают и сохраняют учебную цель .
| 4Усвоение новых знаний и способов действий
(8 мин)
| Подготовка к контрольной работе.
Организация работы в группах
| Самостоятельная работа в трех группах
Задания первой группе
1)Найти корни квадратного трехчлена т2-3т-4
2)Составьте квадратный трехчлен, корнями которого являются числа а) -7 и 2
Задания второй группе
3)Разложите на множители квадратный трехчлен 3х2-2х-5
4)Выделите квадрат двучлена из квадратного трехчлена 2х2-6х+8
Задание третьей группе
5)Разложите на множители а4-169а2
6)Выполнить деление: (6а2-5а+1):(1-4а2)
| Организует работу учащихся в группах. Организует диалог с обучающимися.
| Записывают в тетрадях вычисления, сравнивают задания. Объясняют результаты сравнений. Формулируют тему и цель урока
| Строят понятные для собеседника высказывания
| Обосновывают решения, приводят примеры, учатся анализировать
| 5.Первичная проверка понимания
(4 мин)
| Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала учащимися
| Повторение: правил разложения многочлена на множители, теоремы о разложении квадратного трехчлена на множители, выделение полного квадрата из квадратного трехчлена, нахождение корней квадратного трехчлена и решение квадратного уравнения через дискриминант и с помощью теоремы, обратной теореме Виета.
| Выявляет пробелы и неверные решения, проводит коррекцию.
| Усваивают сущность новых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Повторяют теорему о разложении квадратного трехчлена на множители, формулы сокращенного умножения, дискриминант и формулы корней квадратного уравнения, теорему Виета
| Учатся коллективному усвоению знаний методом проб и ошибок.
| Ликвидируют типичные ошибки и неверные представления о нахождении корней квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на линейные множители и выделении полного квадрата.
| 6.Закрепление знаний и способов действий
(6 мин)
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации..
| Заслушивание информаций групп о выполнении заданий Решение
1)т2-3т-4=0;т1+т2=3, т1т2=-4;т1=4,т2=-1 Ответ:4 и -1
2)(х+7)(х-2)=х2-2х+7х-14=х2+5х-14 Ответ : х2+5х-14
3) 3х2-2х-5 Найдем корни квадратного трехчлена: 3х2-2х-5=0;D=64,х1=5/3,х2=-1Получим разложение 3х2-2х-5=(3х-5)(х+1)
4) 2х2-6х+8=2(х2-3х+4)=
2(х2-2х1,5+2,25-2,25+4)= 2((х-1,5)2+1,75)=2(х-1,5)2+3,5 Ответ: 2(х-1,5)2+3,5
5) а4-169а2=а2(а2-169)= а2(а-13)(а+13) Ответ: а2(а-13)(а+13)
6) (6а2-5а+1):(1-4а2) 6(а-1/2)(а-1/3):(1-2а)(1+2а)= 6(а-1/2)(а-1/3):2(1/2-а)(1+2а)= -3(а-1/3):(1+2а)=(1-3а)/(1+2а) Ответ: (1-3а)/(1+2а)
| Проводит коррекционную работу, дает консультацию по просьбе учащихся
| Прослушивание информации одноклассников, выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях
| Учатся слушать, проверять, исправлять ошибки и анализировать работу одноклассников
| Проверяют правильность выполнения своих заданий, корректируют записи, следят за эстетикой письма в тетрадях
| 7Обобщение и систематизация знаний
(2 мин)
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу.
| Обобщение рассматриваемого теоретического и практического материала на уроке по теме «Квадратный трехчлен»
| Контролирует правильность произношения терминов и их применение в построении определений
| Активная и продуктивная деятельности учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей
| Взаимопроверка правильности высказываний одноклассников
| Постановка задач для себя по усвоению материала
| 8. Контроль и самопроверка знаний (3 мин)
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
| Тест (самостоятельная работа)
1)Указать корни квадратного трехчлена х2-12х+20 а) 4и5 б) -10 и -2 в) 10 и 2
2) Выделить полный квадрат х2-8х+16 а) (х-16)2 б) (х-4)2 в) (4-х)2
3) Какое из чисел является корнем трехчлена –х2-8х+9? а) 0 б) -9 в) 1
Ответы:1)а; 2)б; 3)б,в
| Наблюдает за самостоятельным выполнением заданий учащимися
| Выявляют качество и уровень овладения знаниями и способами действий.
| Обеспечивают коррекцию записей и верных ответов.
| Выполняют работу индивидуально
| 9.Подведение итогов знаний (1 мин)
| Подведение итогов усвоения знаний. Выставление оценок.
|
| Комментирует и выставляет оценки за урок
| Подают учителю дневники на выставление оценок
| Проводят оценку своих возможностей на успешное усвоение материала урока
| Анализируют и сравнивают результаты своей деятельности за урок с другими учащимися
| 10.Рефлексия (1 мин)
| Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
|
| Предлагает учащимся проанализировать их деятельность на уроке. А также оценить усвоение материала за урок.
| Мотивируют свои успехи и учебную деятельность
| Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества. Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.
| Осмысливают свои действия и дают самооценку.
| 11.Информация о домашнем задании
(1 мин)
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Задание на дом: № 85
Решение
а)(36-х2)/(6-7х+х2)при х=-9;-99;-999
(6-х)(6+х)/(х-1)(х-6)=(6+х)/(х-1),
(6-9)(-9-1)=-3(-10)=30,
(6-99)(-99-1)=-93(-100)=9300,
(6-999)(-999-1)=-993(-1000)=993000
б)(4х2+8х-32)/(4х2-16) при х=-1;5;10
4(х2+2х-8)/(2х-4)(2х+4)=
4(х+4)(х-2)/4(х-2)(х+2)=(х+4)(х+2),
(-1+4)(-1+2)=3,
(5+4)(5+2)=63,
(10+4)(10+2)=168
| Реализует необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития
| Проводят сверку соответствующих записей в тетрадях и дневниках.
| Настраиваются на верное выполнение домашнего задания
| Оценивают свои возможности для выполнения домашнего задания
|
Самоанализ урока
Замысел занятия ____Традиционный урок в сочетании с коллективной работой в группах
Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? _Обобщающий урок по теме «Квадратный трехчлен»_
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. __Глава «Квадратичная функция», тема «Квадратный трехчлен»,4-ый урок по теме
Как он связан с предыдущими, на что опирается. ___На предыдущем уроке рассматривался вопрос разложения квадратного трехчлена на линейные множители, опирается на теорему о разложении квадратного трехчлена на линейные множители, а также на вопрос выделения полного квадрата из квадратного трехчлена и на формулы сокращенного умножения. Следует отметить также применение формул для нахождения корней квадратного уравнения и теоремы, обратной теореме Виета. _
Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы. _На данную тему отведено 4 урока, следующий урок «Контрольная работа» по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен». Следующая тема «Квадратичная функция и её график», где применяется выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена для построения графика квадратичной функции и определения вершины параболы, а также нахождение нулей функции путем определения корней квадратного трехчлена решением квадратного уравнения и др.
Как были учтены при подготовке к уроку программные требования. _Раздел «Функция» нацелен на получение школьниками конкретных знаний о функции, как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса: личностные (ответственное отношение к учению, сотрудничество со сверстниками, грамотное изложение мысли в устной и письменной форме, критичность мышления, активность при решении заданий), метапредметные (умение строить логические рассуждения, преобразовывать знаково-символические средства, умение работать в группе, умение находить информацию для решения математической проблемы, умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач),предметные (умение работать с математическим текстом, умение выражать свои мысли в устной и письменной формах, владение символьным языком алгебры, умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, умение пользоваться математическими формулами, решать квадратные уравнения и др)
В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение. _Специфика урока традиционная, уникальность состоит в возможности приучения учащихся к самостоятельному труду и к общению со сверстниками по нахождению правильных решений заданий, предназначение урока – это получение учащимися дополнительных средств в виде преобразований квадратного трехчлена (разложение на множители, выделение полного квадрата)
Как и почему были выбраны форма занятия, тип. _Формы занятия- фронтальная, индивидуальная, групповая выбраны сообразно с целями и темой урока, а также со спецификой класса и возможным уровнем подготовки класса.__
Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? _Были учтены возможные нерешенные вопросы домашнего задания или не усвоенное на предыдущем уроке, или личные причины учащихся (например, недомогание). Причин может быть несколько и всё следует учесть.
Какие главные задачи решались на уроке и почему? __ Это усвоение материала учащимися по теме урока, затем умение применять полученные знания при выполнении заданий по теме. Материал необходим для последующего изучения новой темы «Квадратичная функция и её график»
Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока? Целями урока и рабочей программой
Чем обосновывается конкретный ход урока._ Обоснованием служит специфика класса. При составлении технологической карты урока я представляю перед собою учащихся данного класса, знаю уровень их возможностей.
Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения? _Урок итоговый по теме и стоит вопрос подготовки к контрольной работе.
Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему? _И первые, и вторые, и третьи взаимосвязаны и являются необходимым компонентом урока.
Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели. __Изменений не было._______
Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие. ____Поставленные задачи решить удалось.___
Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Причины успехов в организованности учащихся и их подготовке к уроку.
Каковы использованные резервные возможности. _В резервное время (его немного) проводилась физминутка.___________________
Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому. _Можно варьировать задания тестов.
Работа учащихся на уроке (активность, мера занятости)____Учащиеся все работали активно.
Дифференциация и индивидуализация обучения Присутствовала _
Характер самостоятельной работы учащихся Продуктивный
Оценка достижения целей урока ____Цели урока достигнуты |