|
Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения Блинова Н.В. - учитель математики МОУ СОШ №17 г.Серпухов , Московская обл. Урок-клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики
концентрируется в уроке.
М.Н.Скаткин Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается вечной и самой главной формой учебно-воспитательного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А.Конаржевский дает определение современному уроку: «Урок-это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ».
В нашу жизнь вошли новые образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к школьному образованию, в том числе диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Основными методическими принципами современного урока являются:
субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений
| Традиционная деятельность учителя
| Деятельность учителя, работающего по ФГОС
| Подготовка к уроку
| Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
| Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
| При подготовке к уроку учитель чаще использует учебник и методические рекомендации
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, дополнительные материалы . Обменивается конспектами с коллегами
| Основные этапы урока
| Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
| Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
| Главная цель учителя на уроке
| Успеть выполнить все, что запланировано
| Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
| Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
| Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
| Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
| Форма урока
| Преимущественно фронтальная
| Преимущественно групповая и/или индивидуальная
| Нестандартное ведение уроков
| – редко
| Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
| Взаимодействие с родителями обучающихся
| Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
| Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета (электронные дневники)
| Образовательная среда
| Создается учителем. Выставки работ обучающихся
| Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
| Результаты обучения
| Предметные результаты
| Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
| Нет портфолио обучающегося
| Создание портфолио
| Основная оценка – оценка учителя
| Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
| Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
| Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
| К.Ю.Ксензова предлагает сравнительную характеристику основных компонентов деятельности учителя в традиционной и современной школе
Компоненты
деятельности
| В традиционном уроке
(установка и действия педагога)
| В современном уроке
(установка и действия педагога)
| Цель
| Цель на уроке ставит сам учитель
| Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
| Мотив
| Мотивирует сам учитель, чаще за счет внешних стимулов
| Опора на внутренние мотивы
| Средства
| Средства выбирает сам
| Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели
| Действия
| Организует и регламентирует действие
| Вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями школьника
| Результат
| Подводит весь класс к результату
| Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя – внутренние позитивные изменения в личности школьника
| Оценка
| Оценивает сам
| Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата
|
Ученик на традиционном уроке выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые, бесспорно, являются внешним принудителем. А ведь еще К.Д.Ушинский говорил: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко.
Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Литература:
1.С.П.Казачкова, М.С.Умнова. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
3. Интернет – ресурсы. |
|
|