Главная страница


Уроках математики в 5 классе. "Единственный путь, ведущий к знанию это деятельность". А бернард Шоу



Скачать 55.96 Kb.
НазваниеУроках математики в 5 классе. "Единственный путь, ведущий к знанию это деятельность". А бернард Шоу
Дата09.03.2016
Размер55.96 Kb.
ТипУрок

Радченко Любовь Михайловна, учитель математики МБОУ Кировская СОШ,

Алтайского района, Республика Хакасия
Приемы педагогической техники на уроках математики в 5 классе.
"Единственный путь, ведущий

к знанию это деятельность".

А Бернард Шоу
Одной из первоочередных задач школьного предмета математики является необходимость научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, развить их творческие способности, для чего нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности.

Для этого нужно выработать у учащихся мотивы и цели учебной деятельности (зачем учиться математике), обучить способам её осуществления и регулирования (как учиться).

В 2014-2015 учебном году наша школа перешла на федеральные государственные образовательные программы основного общего образования, в основе которого лежит системно - деятельный подход, где учитель играет важную роль на уроке, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как ученикам, так и педагогам.  Поэтому в своей работе я использую принципы педагогической техники такие как:

- Принцип свободы выбора. В течение 3-5 минут учащиеся задают вопросы друг другу как по пройденной теме так и при закреплении нового материала,( Какие числа называются натуральными? Назови самое маленькое натуральное число? Если среди натуральных чисел наибольшее число? Назови предыдущее число числу 12? Назови число, которое следует за числом 23?.., ), каждый ученик класса придумывают « по цепочке» примеры для устного опроса ответ первого служит началом следующего примера ( 12×5; 60:3; 20+13; 33:11; 3×37; 111-60; 51:3; 17+43). Использую задания разного уровня сложности и даю ребятам на выбор, где они сами определят уровень своих способностей (1 уровень : Вычислите 238+ 2697; 25×76; 893-367; 125:25; 2 уровень: Решите уравнение 2х= 64+24; 784:х=16-8; 356+ х=567+234; 3 уровень: « Мастер за смену изготовил 85 деталей, а ученик – в 5 раз меньше. Сколько деталей изготовили за смену мастер и ученик вместе?» « Найдите периметр квадрата, если его площадь равна 16 кв. см.», ребята с удовольствием готовят задания для класса дома (Вычислите значение выражения 346-с, если с=123, 345, 145.) Задания такого типа ребятам очень нравятся и они с удовольствием их выполняют.

- Принцип открытости. Это не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Используя этот принцип, у учащихся появляется интерес к знаниям и саморазвитию, развитие любознательности. Дети должны уметь учиться. Примером такой работы может служить игра «Лови ошибку!». Учитель предлагая задания своим ученикам специально допуская ошибки, приучая учащихся мгновенно реагировать на ошибки. Поощряя внимание и готовность вмешаться. Когда ученик нашел ошибку, не спеши сразу ее исправить, необходимо обосновывать свои выводы. «Удивляй» на уроке использую сборники тренировочных материалов по ЕГЭ и предлагаю решить задачи такого содержания «Пассажирский поезд, двигавшийся со скоростью 56 км/ч , прошел мимо товарного поезда, двигавшегося со скоростью 34 км/ч, за 15 с. Какова длинна товарного поезда?» «В каждом подъезде на каждом этаже девятиэтажного дома расположено по восемь квартир. Найдите номер этажа, на котором находиться квартира №173.»

-Принцип деятельности. Ученик, уходя с урока должен не только знать теоретический материал, но и уметь применять его на практике. Поэтому деятельность ученика и учителя на уроке спланирована на фактах, которые требуют доказательства, обоснования, нахождения путей и способов их решения. Реализация принципа деятельности идет через:

1. Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. 

( по теме «Деление натуральных чисел». 1уровень. № 113 Выполните деление: 1) 2 379:61; 2) 4 928:16; 3)9246:23; 4)22 272:43. №115 Выполните действия: 4 428- 4428:( 37+45). 2 уровень. № 116 Выполните действия. 5 152 :92+ 32 832:54; №117 Решите уравнение 1) х:19= 26, 2) 408:х=17, 3)22- х:3=13)
2. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (добровольно) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках - это могут быть задания для самостоятельной работы: «- Запишите в виде дроби число: 1) три седьмых, 2) восемь девятых; 3) десять пятнадцатых; 4) двадцать пять восьмидесятых», «- В саду растет 180 деревьев, из них 4/9 составляют вишни. Сколько вишен растут в саду», математические диктанты: 1 )Преобразуйте в десятичную дробь: 1/5, 1/4, 3/8; 4/5; 1/20; 1/2. 2) Найдите частное чисел: а) 48,5 :0,1 б) 7:0,1 в)3:0,001 г) 12:0,01 д) 2, 389:0,001. 3) Найдите произведение чисел а) 2,61×10 б) 0,126×1000 в) 26,7×100
3.Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Например, после изучения темы «Умножение натуральных чисел» учащиеся составили такие вопросы: 

-Что называют произведением числа а на число в ?

-Чему равно произведение двух множителей, одно из которых равно 1?

-Найдите произведение числа а и 0.?

-Когда произведение равно нулю?

-Как читается переместительное свойство умножения.

5. Работы в группах, задания группы получают разные по степени сложности, смена заданий в группах идет при полном выполнении задания.
Принцип обратной связи  1. Мордашки. Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает самоуправляемость ребенка. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался

2. Лист «Оцени себя сам» - «+»- справился, «±»- затрудняюсь в выполнении задания, « -» не выполнил.  
3. Опрос «по цепочке»: Что такое уравнение? Приведите пример уравнения. Найдите его корень. Что такое корень уравнения? Какие из чисел х = 5, 12, 3 являются корнем уравнения 60 :х=12? Приведите примеры уравнений, в которых 5 является его корнем.

4. Рефлексия: Какие задания на уроке показались тебе легкие? Какие задания на уроке вызвали затруднения? Над какой темой тебе еще надо поработать? Какую оценку ты бы себе поставил за урок?

Принцип идеальности: 1. Вход в урок: учитель начинает урок с разминки: Назовите примеры натуральных чисел? Приведите примеры дробных чисел?( 3,2; 45,1; 2/5; 3/7…) Что можете сказать о обыкновенных дробях? Назовите примеры обыкновенных дробей? Как называется число, которое стоит над дробной чертой? Назовите его. Назовите знаменатель дроби. Найдите сумму чисел 3/8и 2/8. Найдите разность чисел 2 и 3/5 ). Ребята, как вы думаете, какая тема урока. Какую цель вы ставите перед собой сегодня на урок. Учитель обобщает ответы учащихся и озвучивает тему и цель урока.

2. Завершение урока: Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены... И все же последнее "слово" за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, спасибо за работу!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!"

3. Показательный ответ: один ученик решает у доски, остальные выполняют в тетрадях. Данный прием обычно используем при первичном закреплении знаний по теме.
4. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция, то не следует применять этот прием часто. Хотя некоторые ребята в данном случае используют "Защитный лист", лист в котором перед уроком ученик пишет, что сегодня, не называя причины, он не подготовил домашнее задание и просит его не спрашивать, учитель соглашается и предупреждает, о том, что на следующем уроке будет самостоятельная работа по данной теме.
5. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.  
6. Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос (математический диктант) в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из десяти заданий девять выполнены правильно- «5», восемь-семь заданий выполненных правильно- «4» , шесть – пять - «3» и менее пяти - «2»). 
7. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).