|
Рабочая учебная программа по предмету «Геометрия» 8 класс на 2009-2010г. Составитель: Кощеев М,М МКОУ «Погорельская СОШ»
Шадринский район Курганская область
Рабочая учебная программа по предмету
« Геометрия»
8 класс
на 2009-2010г.
Составитель: Кощеев М,М,
учитель математики первой
квалификационной категории
2009 – 2010 уч. год
с. Погорелка Шадринского района РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса "Геометрия"
8 класс (по учебнику : Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9») ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов: рабочей программой основного общего образования по математике , федеральным компонентом госстандарта основного общего образования и учебника геометрии Л.С. Атанасяна.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 68 часов в год Цели изучения курса:
--развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
-ознакомить с понятием касательной к окружности.
Планирование составлено на основе : Программы для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев: Математика , Г.М. Кузнецова , Н.Г. Миндюк / 4-еизд.,стереотип. М.: Дрофа , 2002.-320с.
Учебник : Геометрии 7-9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений ./Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев.
Поурочные разработки по геометрии Н.Ф. Гаврилова
Структура учебно-тематического плана.
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Контроль
|
| Вводное повторение
| 2
|
| 1.
| ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ
| 14
| 1
| 2.
| ПЛОЩАДЬ
| 14
| 1
| 3.
| ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ
| 19
| 2
| 4.
| ОКРУЖНОСТЬ
| 17
| 1
|
| ПОВТОРЕНИЕ.
| 2
|
|
|
| 68
| 5
|
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
№ П/П
| ДАТА | ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| §
п.
| ЗНАТЬ
| УМЕТЬ
| Контроль знаний учащихся
| 1-2.
| | Вводное повторение
|
| Понятия : теорема , свойство, признак.
| Выполнять задачи из разделов курса 7кл: признаки равенства треугольников , соотношения между сторонами и углами треугольника , признаки и свойства параллельных прямых.
| 1.Практикум : Р/з из курса геометрии 7кл. 2.Решение задач по готовым чертежам. Групповой контроль.
| 3-4.
|
| Многоугольники. Выпуклый многоугольник. |
| - определение многоугольника и четырёхугольника и их элементов
- понятие выпуклого многоугольника
- утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника
| - изображать многоугольники и четырёхугольники, называть по рисунку их элементы: диагонали, вершины, стороны, соседние и противоположные вершины и стороны,
- применять полученные знания в ходе решения задач
Уметь объяснить , какая фигура называется многоугольником, что такое периметр многоугольника , уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, решать задачи типа 364-370 , уметь находить углы многоугольников , их периметры.
| 1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ( лекция с элементами дискуссии). Тематический и групповой контроль.
2.Урок обобщения и систематизации знаний . Индивидуальный письменный контроль.
| 5-9.
|
| Параллелограмм , признаки параллелограмма и трапеция.
Решения задач.
|
| - определение и признаки параллелограмма,
-свойство противолежащих углов и сторон параллелограмма,
- свойство диагоналей параллелограмма,
- определение трапеции, равнобокой и прямоугольной трапеции
| - воспроизводить доказательства признаков и свойств параллелограмма и трапеции и применять их при решении задач
Уметь доказывать свойства и признаки и применять их при решении задач типа 372-377, 379-383, уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки , уметь выполнять задачи на построение четырехугольников
| 1.Комбинированный урок.М/д
2.Урок теоретических С/р,С/к
3.Практикум. С/р ИК.
4.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
5.Урок закрепления знаний. Практ.С/р. ИК
| 10-13.
|
| Прямоугольник, ромб, квадрат
|
| - определение треугольника, ромба и квадрата как частных видов параллелограмма,
- определение фигур, обладающих
| - применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач,
-применять определения, признаки и свойства параллелограмма и его частных видов решении задач
| 1.Урок комплексного применения ЗУН учащихся П/р
2.Урок практических С/р,
3. Самост. изучение теории.C/р
4.Тематический контроль.
| 14-15
|
| Осевая и центральные симметрии .Решение задач
|
| Осевая и центральные симметрией
- понимать, какие точки симметричны относительно оси и точки
- определения, признаки и свойства параллелограмма и его частных видов . Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к К/р
| - изображать, обозначать и распознавать на рисунке точки, симметричные данным относительно прямой и точки,
- решать простейшие задачи на применение понятий центральной и осевой симметрии
-уметь доказывать некоторые утверждения
-уметь выполнять задачи на построение четырехугольников
| 1.Урок обобщения и систематизации знаний.
2.Практикум по решению задач . Групповой, устный и письменный контроль. Урок зачет
| 16.
|
| Контрольная работа № 1 по теме: Четырёхугольники»
|
| Знать все изученные формулы и теоремы
| Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач
| 1.Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся . Фронтальный контроль
| 17-18.
|
| Площадь многоугольника
Площадь прямоугольника
|
| - основные свойства площади, формулу площади прямоугольника
| - выводить формулу площади прямоугольника,
- применять полученные знания в ходе решения задач
| 1. Урок с частично -поисковой деятельностью
2. С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК.
| 19-24
|
| Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Решение задач на вычисление площадей фигур.
|
| - формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции
| - проводить доказательства справедливости полученных формул,
- применять их для решения задач
-в устной форме доказывать и излагать необходимый теоретический материал
| 1. Изучение нового материала 2. Изучение нового материала С/р обучающего характера.
3. Изучение нового материала С/р обучающего характера
4.Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум по решению задач 5.Групповой письменный контроль
6. Урок-зачет Персональный устный и письменный контроль
| 25-27
|
| Теорема Пифагора
|
| - знать формулировки теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора
| - воспроизводить доказательства теоремы Пифагора
- применять доказанные теоремы в решении задач
Находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике
| 1.Изучение нового материала (Повторение задачи по готовым чертежам)
2.Изучение нового материала .Тест. ИК.
3. Решение задач по готовым чертежам С/р
| 28-29
|
| Решение задач
|
| - формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, прямоугольника
- формулировки и доказательства теоремы Пифагора
| - применять изученные формулы и теоремы в решении задач
- в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал
- закрепить в процессе решения задач ЗУН
| 1.Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум по решению задач . Групповой контроль.
2. Урок-зачет . Фронтальный опрос . Подготовиться к к/р.
| 30
|
| Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь»
|
| Теоретический материал
| Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач
| Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.
|
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ (19 часов)
№ П/П
| ДАТА | ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| §
| ЗНАТЬ
| УМЕТЬ
| Контроль знаний учащихся
| 31-32
|
| Определение подобных треугольников.
Отношение площадей подобных треугольников
|
| - определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, коэффициента подобия,
- формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников
| - доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников,
- применять полученные сведения в решении простейших задач
| 1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .Беседа ГК
2.Изучение нового материала С/р обучающего характера. Взаимный контроль
| 33-37
|
| Признаки подобия треугольников.
Решение задач.
|
| - формулировки и доказательства признаков подобия треугольников
| - применять признаки подобия треугольников для решения задач
-уметь определять подобные треугольники , находить неизвестные величины из пропорциональных отношений
- применять теорию при решении задач различного типа
| 1.Беседа Изучение нового материала
2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .Беседа. ГК
3.Изучение нового материала. С/р обучающего характера. Взаимный контроль.
4.Урок обобщения . Практикум по развитию СК.
5. Урок систематизации знаний .ФК Подготовка к К/р
| 38.
|
| Контрольная работа № 3 по теме: «Подобные треугольники»
|
| Признаки подобия треугольников , отношения пропорциональных отрезков. Знать отношения периметров и площадей.
| Применять все изученные теоремы при решении задач .
| Урок контроля , оценки и коррекции знаний .Фронтальный контроль.
| 39-43
|
| Средняя линия треугольника. Свойство медиан в треугольникею.
Пропоциональные отрезки
Измерительные работы на местности
|
| - определение средней линии треугольника,
- формулировка теоремы о средней линии треугольника,
- пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
| - воспроизводить доказательство теоремы о средней линии треугольника и применять её при решении задач,
- решать задачи на построение методом подобия
-уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение
| 1.Изучение нового материала . Первичное закрепление новых знаний .
2. Изучение нового материала . Тест .ИК
3. Изучение нового материала . Обучающая С/р . ИК
4.Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум
5. Практическая работа . Измерительные работы на местности. ГК.
| 44-47
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Значение синуса, косинуса и тангенс для углов 300,450 и 600
|
| - определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника,
- основное тригонометрическое тождество,
- значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450 и 600
| - вычислять значения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника при решении конкретных задач,
- строить угол по значению его синуса, косинуса и тангенса,
- решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника
| 1. Изучение нового материала . Беседа. Самоконтроль
2. Урок взаимного контроля . Индивидуальный контроль.
3.Урок систематизации знаний .
4. Урок закрепления знаний . Практикум
| 48-49
|
| Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника Решение задач
|
| - основное тригонометрическое тождество,
- значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450 и 600
| - строить угол по значению его синуса, косинуса и тангенса,
- решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника
| 1. Проверочная С/р Зачет.
2.Систематизация знаний . Практикум по развитию самоконтроля.
Подготовление к К/р
| 50.
|
| Контрольная работа № 4 по теме: «Подобные треугольники»
|
| Теоретический материал
| Уметь применять все изученные формулы , значения синуса , косинуса и тангенса , метрические отношения при решении задач.
| Урок контроля , оценки и коррекции знаний . ФК
| 51-53
|
| Взаимное расположение прямой и окружности Касательная к окружности
|
| - определение секущей и касательной к окружности, - свойство касательной и признак касательной,
- случаи взаимного расположения прямой и окружности
| - доказывать свойство касательной и признак касательной,
- применять полученные сведения при решении задач
-выполнять задачи на построение окружностей и касательных , определять отрезки хорд
| 1. Урок-лаборатория . Исследование взаимного расположения прямой и окружности. С/р практического характера ГК
2.Изучение нового материала и первичное закрепление
3.Комбинированный урок . Тест, обучающая С/р
| 54
|
| Центральные и
вписанные углы
Градусная мера дуги окружности
|
| - что такое центральный угол, градусная мера дуги окружности,
- знать , как определяется градусная мера дуги.
| - изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности,
| 1. Усвоение изученного материала в процессе решения задач
| 55-57
|
| Центральные и вписанные углы
Теорема о вписанном угле
Теорема об отрезках пересекающих хорд
Решение задач
|
| - определение угла, вписанного в окружность,
- формулировка теоремы о вписанных углах и её следствия
- что такое центральный угол, градусная мера дуги окружности,
- определение угла, вписанного в окружность,
- формулировка теоремы о вписанных углах и её следствия
| - изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности, соответствующую данному центральному углу, вписанный угол,
- применять полученные знания при решении задач
| 1.Комбинированный урок, лекция , практикум.
2. Комбинированный урок , проверочная С/р
3. Урок практических С/р на применение ЗУН учащихся
|
№ П/П
| ДАТА | ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| §
| ЗНАТЬ
| УМЕТЬ
| Контроль знаний учащихся
| 58-60
|
| Четыре замечательные точки треугольника
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра
|
| - формулировки теорем о точках пересечения биссектрис, высот и медиан треугольника, а также серединных перпендикуляров к сторонам треугольника
| - воспроизводить доказательство изученных теорем,
- применять изученные теоремы в процессе решения задач
- уметь выполнять построение замечательных точек треугольника.
| 1. Изучение нового материала . 2.Подготовительная работа по готовым чертежам . ИК.
3.Усвоение изученного материала в процессе выполнения практической работы и решения задач ГК,
| 61-64
|
| Вписанные и описанные окружности
Свойство описанного четырехугольника
Свойства вписанного четырехугольника.
|
| - определение окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника,
- определение многоугольника, вписанного в окружность и многоугольника, описанного около окружности,
- формулировки теорем об окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника,
- формулировки свойств и признаков вписанных и описанных четырёхугольников
| - доказывать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника,
- использовать изученные понятия и теоремы в решении задач
| 1.Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
2. Практикум по решению задач . С/р обучающего характера
3. Усвоение изученного материала в процессе решения задач .
4. Практикум по решению задач . С/р обучающего характера.
| 65
|
| Решение задач
|
| Знать утверждение задач 724, 729
| Уметь применять при решении задач типа 698-700,708
| 1. комбинированный урок : практикум , зачет Фронтальный устный опрос . Урок-зачет
| 66.
|
| Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»
|
| Формулировки определения теорем геометрических понятий.
| Уметь применять изученные теоремы при решении задач
| 1. Урок контроля , оценки и коррекции знаний . Фронтальный письменный контроль.
| 67-68
|
| Повторение.
|
| Курс геометрии 8кл
| Уметь применять изученные теоремы свойства и правила при решении задач
| 1. Закрепление знаний , умений и навыков по всем темам
2. Урок обобщения систематизации знаний
| Литература:
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
6. Поурочные разработки по геометрии 8 кл.Н.Ф. Гаврилова М.: ВАКО , 2004.-288с
Автор программы:
Кощеев Михаил Михайлович
Учитель МОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа»
первой квалификационной категории Рецензенты:
Принято на заседании методического объединения учителей математики Руководитель МО : _____________ Н.А. Вакушина
Согласовано на заседании методического совета Зам. директора по УВР : ______________ Н.А. Мыльникова
Утверждено Директор МОУ СОШ с. Погорелка: ______________ Т.Н. Буданова |
|
|