Главная страница

Уравнения с неизвестным вычитаемым



Скачать 90.09 Kb.
НазваниеУравнения с неизвестным вычитаемым
Дата12.03.2016
Размер90.09 Kb.
ТипУрок

Урок: математика. 1 класс.

УМК: «Школа 2100» , автор Козлова С.А и др.

Технология : деятельностный метод
Учитель начальных классов: Гимадиева Замиля Киямутдиновна

Тема урока: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

  1. Сформировать способность к нахождению неизвестного вычитаемого, формировать умение применять полученные знания при решении уравнений.

  2. Закрепить названия компонентов действий сложения и вычитания, алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым.

3. Тренировать способность к умению учиться.

4. Тренировать умения анализировать и решать задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

- алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым;

- иллюстрации;

- презентация

- названия компонентов действия вычитания;

Раздаточный материал:

- эталон для самопроверки, подробный эталон,

- планшетки.
Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт;

Не фонарь, а ярко светит;

И не пекарь, а печёт? (солнце)

- Мы скучали по тёплому весеннему солнышку. И вот оно! Мы ему улыбаемся и дарим свои улыбки друзьям, родным. Ребята у вас хорошее настроение? Значит, вы будете активно работать. Вам по плечу любая работа. Вы справитесь? (Да, мы сможем)

- Да, природа пробуждается. Вот-вот прилетят наши пернатые друзья. Зимой мы для птиц готовили кормушки, подкармливали их, чтобы им было легче перезимовать. А весной готовим для них скворечники, чтобы они смогли в них вывести птенцов. Только они, почему-то, закрыты на замочек.

Хватит ли у нас умений, знаний, чтобы «открыть» замочки? (Да, если не будем лениться, а будем хорошо трудиться!)


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии


- Чем же мы занимались на прошлом уроке? (Решали уравнения).

- Что такое уравнение ? (Равенство, в котором есть неизвестное число).

- Чему мы научились ? ( Решать уравнения с неизвестным слагаемым).

- Сегодня мы опять будем решать уравнения. Неужели мы ещё не всё про них знаем? Нужно это выяснить! Хотите?(Хотим)

- Но урок у нас необычный, нужно поработать так хорошо, чтобы замочки сами

« раскрылись» от наших хороших ответов. Сумеем ли мы помочь птичкам ? (Вместе сумеем всё!)
- А для начала нужно всего лишь вспомнить, как находят целое и часть.

Учитель демонстрирует необходимый эталон –Дети проговаривают словесную форму способа действия:

3 слайд (Эталон)

Чтобы найти часть,

надо из целого вычесть другую часть.


4 слайд (Устное вычисление)


Чтобы лётчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Лётчикам помогает…

(Арифметика)

Чтобы уверенно вести самолёт к назначенной цели, лётчик должен правильно вести расчёты. Приведи самолёт по правильному курсу.

3 + 3

10 – 5

5 + 2

4 - 1


- Давайте выполним первое задание. (задание проецируется на экране)

- Все справились с заданием?(Да)
- Первое препятствие мы преодолели , и, я думаю, первый замочек со скворечника «сняли».
- Давайте выполним следующее задание. (задание на экране).

5 слайд
На столе стояло 4 блюда с продуктами. Официантка принесла ещё 1 блюдо. Сколько блюд стало на столе?(5)

(Задача решается устно, анализируется.)

- Вот и второй скворечник готов встретить своих питомцев. Но работы ещё много.

6 слайд

x + 5 = 9

- Что это? (Уравнение)

- Решите это уравнение, пользуясь эталоном.(Сначала проговариваем действия по эталону)


x + а = b

x = b - а

( Учащиеся решают уравнение самостоятельно, один ученик решает у доски)
- Вот и ещё один «ключик». Вы молодцы!

- Вот летят скворцы, а между ними один воробей, никак не угомонится, не пускает птиц. Приготовил нам ещё одно задание. Если мы сумеем выполнить его задание, может быть, и он успокоится и полетит устраивать своё жильё.

7 слайд

?

- Что это такое? (Равенство).

- Можно ли его назвать уравнением? Оно похоже на те , что мы уже решали?

( Нет, действие вычитание ).

- А как называются компоненты при вычитании ? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- А вы сможете сказать, какими фигурами можно заполнить этот неизвестный мешочек? Как узнали? ( Методом подбора).

- А здесь?

8 слайд



- Каким будет здесь ответ? Дети называют ответы, учитель фиксирует результаты на доске.

(У меня нет ответа).

(Я неправильно исключил фигуры.)

Что показало вам ваше пробное действие?(Я пока не могу решить это уравнение)

-Те, кто решил можете назвать каким эталоном воспользовались(Нет)

-Что вы не можете сделать?( Я не знаю эталон по которому решить)

- Что случилось? (У нас возникла проблема!)

-Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)

III.Выявление места и причины затруднения.

-Что в этом уравнении необычно?

-Где возникла проблема?

-Почему вы пока не можете справиться с заданием?

- Чем является неизвестное число? (Вычитаемым).

- Умеем ли мы решать уравнения с неизвестным вычитаемым? (Нет)

- А хотите научиться? (Да)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую поставим перед собой задачу? (Научиться решать новые уравнения)

- Какова же тема урока? ( Решение уравнений с неизвестным вычитаемым).

- Да, мешочки получились переполненными. Как же нам быть?

Попробуем найти такой «ключик», который поможет найти решение.

(Выслушиваются мнения учеников).

Строится алгоритм нахождения вычитаемого:

- На что нужно посмотреть в первую очередь? (На знак).

9 слайд

Смотрю на знак арифметического действия.

- Теперь можно безошибочно определить, где целое, а где части.

Найду части и целое.

- Чем же является неизвестная величина?

Определю, что неизвестно: целое или часть.

- Как же найти часть? (Нужно из целого убрать известную часть).

- Как определили целое? (Вычитать можно только из целого).

Применю правило.

- Как будем вычитать? (Зачёркивать). Значит нужно произвести вычисления.

Произведу вычисления.

- Какие фигуры остались? Проверим.

Сделаю проверку.

- Итак, как найти вычитаемое? (Надо из целого вычесть часть, т.е. из уменьшаемого вычесть разность).

- Но мы также находили неизвестное слагаемое? Почему так произошло? (В обоих случаях мы находим часть).

V.Реализация построенного проекта

- Ребята, посмотрите, какое интересное уравнение предлагает вам решить автор учебника: а – х = b

-Чему равен х в таком уравнении? Можно пользоваться алгоритмом. (Дети предлагают свои варианты эталона, доказывают свою версию.)

Учитель вывешивает эталон, знаковую фиксацию способа действия:

а – х = b

х = а - b

10 слайд

- Вернёмся к нашему уравнению. Какой же ответ должен получиться?

Физкультминутка. Релаксация.

- Ребята, вы молодцы! Вы на славу потрудились. Хорошо встретили птичек, приготовили скворечники. Пусть им будет хорошо и спокойно. И мы тоже с вами отдохнём.

Вот солнечный зайчик заглянул и к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щёчках. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть. Погладьте и голову, шею, животик, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

VI. Первичное закрепление во внешней речи

- Отдохнули, пора за работу!

Работа по учебнику: с. 60, № 3.

  1. Задание (а) учащиеся выполняют под руководством учителя, комментируя решение в громкой речи.

- Ребята, а теперь заменим графическое изображение числовым. Сколько фигур составляют целое ? Чему равна известная часть ? Озвучьте числовое уравнение и прокомментируйте решение.

2. Задание (б) учащиеся выполняют, работая в парах, поочерёдно комментируя его в устной речи.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

- Я думаю, что теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. Решите уравнения под № 3, на стр. 60. Первый вариант решит 1-ое уравнение, второй вариант – 2-ое. Я уверена, вы все справитесь. Желаю успеха! 11 слайд

Эталон для самопроверки на новый способ действия:

8 – х = 3 а – х = b

х = 8 – 3 х = а - b

х = 5

8 – 5 = 3

3 = 3

Ответ: х=5




Эталон для самопроверки на новый способ действия:

9 – х = 8 а – х = b

х = 9 – 8 х = а - b

х = 1

9 – 8 = 1

1 = 1

Ответ: х=1

- Кто допустил ошибки при решении уравнений?

-Определите место ошибки и причину.

- Над чем надо поработать?

-Подчеркните место ошибки.

- Ребята, я советую вам дома ещё раз поработать самостоятельно: решить третье уравнение.

VIII.Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, я советую потренироваться, ещё раз поработать самостоятельно решить третье уравнение.

На доске уравнение, дети пишут в тетрадях.

7-х=5

Устно проверяем правильность решения сверяя с эталоном, обсуждаем, проговариваем.

- А кто сделал правильно, тот поставит рядом с уравнением знак «+», а кто ошибся знак – « Вспомните алгоритм исправления ошибок, проговорите и исправьте ошибки. Молодцы!

-Вам я предлагаю самим придумать уравнение с неизвестной частью, решить устно. Выслушаю ответы детей, анализируем вместе. Фиксируем результат.

Молодцы, справились.

- А вот и солнышко появилось «на небе», оно рассеяло все наши сомнения.

IX. Рефлексия учебной деятельности

- Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и очень многому научиться.

- Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым).

- Достигли ли мы этой цели?

- Как же найти неизвестное вычитаемое, или часть? (Из целого вычесть другую часть, или из уменьшаемого вычесть разность).

- Вы думаете, что вы научились решать уравнения?

Оцените свою работу следующими знаками:

- Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».

- Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».

- Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу решить уравнение, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!».

- Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее.

- Урок окончен, всем спасибо за работу.