Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Учебно-методический комплект учителя:
Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2005 - 2008.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителя.
А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 6 класс — М.: Просвещение, 2007—2008.
Математика 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2008.
Математические диктанты. 5 класс.: пособие для учителей и учащихся. К учебнику:: Математика 6. / авт. Н.Я. Виленкин, и др.//В.И. Жохов, И.М. Митяева. М.: Мнемозина, 2006.
Учебно-методический комплект ученика:
Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2005 - 2008.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Делимость чисел (16 ч).+ 4 часа повторение
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
4. Отношения и пропорции (19 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Цель: сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (13 ч).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Цель: расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как , , , .
8. Решение уравнений (15 ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок, и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений:
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приёмами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
9. Координаты на плоскости (13 ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач (13 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 6 класса. Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса математики 6 класса обучающиеся должны: знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Календарно-тематическое планирование 6 класс 2010-2011 уч. год
№ урока
| Тема урока
| Часы
| стр. учебника
| дата
6 «А»
| дата
6 «Б»
| Домашнее задание
|
| Повторение курса математики 5 класса
| 4
|
|
|
|
| 1.
| Дроби. Арифметические действия с дробями
| 1
|
|
|
| № 18, 21, 22, по записи (примеры с обыкновенными дробями)
| 2.
| Решение уравнений
| 1
|
|
|
| № 51, 52, 54
| 3.
| Проценты
| 1
|
|
|
| № 105, 106. Три вида задач на проценты (по записи)
| 4.
| Стартовый контроль
| 1
|
|
|
| № 20, 30
|
| 1. Делимость чисел
| 16
|
|
|
|
| 5.
| Делители и кратные
| 1
| 4-9
|
|
| п. 1, № 27 (а; б), № 30 (а; б).
| 6.
| Делители и кратные
| 1
|
|
|
| п. 1 № 24, 26, 28 (г)
| 7.
| Признаки делимости на 10, на 5, на 2
| 1
| 9-13
|
|
| п. 2 № 52, № 57 (а; в).
| 8.
| Признаки делимости на 9 и на 3
| 1
| 13-17
|
|
| п. 3 № 86, № 91 (а; б), № 92.
| 9.
| Признаки делимости на 9 и на 3.
| 1
|
|
|
| п. 3 № 87, № 90, № 91 (в; г)
| 10.
| Простые и составные числа
| 1
| 17-20
|
|
| п. 4 № 115, № 116, № 117.
| 11.
| Разложение на простые множители
| 1
| 20-24
|
|
| п. 5 № 141 (а), № 142 (а; в), № 143, № 140 (устно).
| 12.
| Разложение на простые множители
| 1
|
|
|
| п. 5 № 141 (б), № 142 (б), № 144 (а).
| 13.
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
| 1
| 24-29
|
|
| п. 6 № 169 (а), 170 (а), 173, 177.
| 14.
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
| 1
|
|
|
| п. 6 № 169 (б); № 170 (б; в), № 175, 178 (б)
| 15.
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
| 1
|
|
|
| п. 6 № 170 (г), 171, 172, 174, 178 (а)
| 16.
| Наименьшее общее кратное
| 1
| 29-34
|
|
| п. 7 № 202 (а), № 203 (а), № 206 (а; в)
| 17.
| Наименьшее общее кратное
| 1
|
|
|
| п. 7 № 202 (б; в), № 204, № 207, № 210 (а).
| 18.
| Наименьшее общее кратное
| 1
|
|
|
| № 202 (г), № 205, № 208, № 210 (б)
| 19.
| Наименьшее общее кратное. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| № 203 (б), 206 (б; г), № 209, № 170 (б; в)
| 20.
| Контрольная работа № 1
| 1
|
|
|
| повторить, другой вариант
|
| 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 22
|
|
|
|
| 21.
| Работа над ошибками. Основное свойство дроби
| 1
| 34-39
|
|
| п. 8 № 237, № 239 (а); № 241 (а).
| 22.
| Основное свойство дроби
| 1
|
|
|
| № 238, № 239 (б), № 240 (а; б; в), № 241 (б).
| 23.
| Сокращение дробей
| 1
| 39-43
|
|
| № 268 (а; б), № 271 (а; в), № 274 (а).
| 24.
| Сокращение дробей
| 1
|
|
|
| № 268 (в), № 269, № 271 (б; г), № 273.
| 25.
| Сокращение дробей
| 1
|
|
|
| № 270, № 272, № 274 (б), № 259.
| 26.
| Приведение дробей к общему знаменателю
| 1
| 43-49
|
|
| п. 10 № 297 (а; б), № 300 (а; б), № 303 (а).
| 27.
| Приведение дробей к общем знаменателю
| 1
|
|
|
| № 297 (в; г), № 300 (в; г), № 302.
| 28.
| Приведение дробей к общему знаменателю
| 1
|
|
|
| № 299, 300 (д; ж), № 301.
| 29.
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
| 49-59
|
|
| п. 11 № 359 (а; б; в), № 360 (а; д), № 361, № 373 (в).
| 30
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
|
|
|
| № 359 (г; д; е), № 360 (б; е), № 363, № 371
| 31.
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
|
|
|
| № 359 (ж; з), № 360 (в; г; з), № 369 (б), № 364, № 373 (г).
| 32.
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
|
|
|
| № 360 (ж; и; k); № 368 (а), № 366, № 372.
| 33.
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
|
|
|
| № 360 (м; н), № 368 (в), № 374 (б), № 367, № 373 (а).
| 34.
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| № 360 (л; о; п), № 368 (б), № 374 (а), № 362, № 370, № 369 (а).
| 35.
| Контрольная работа № 2
| 1
|
|
|
| повторить, другой вариант
| 36.
| Работа над ошибками. Сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
| 59-68
|
|
| п. 12 № 414 (а; б; ж; з), № 421, № 425 (а).
| 37.
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
|
|
|
| № 414 (в; г), № 415 (а; б; е; ж), № 418, № 426 (б).
| 38.
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
|
|
|
| № 414 (д; е), № 415 (в; г; з), № 417 (а; б), № 419, № 426 (а).
| 39.
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
|
|
|
| № 415 (д; и), № 417 (в; г), № 420, № 426 (б).
| 40.
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
|
|
|
| № 416 (а), № 422 (а), № 424
| 41.
| Сложение и вычитание смешанных чисел. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| № 416 (б; в), № 422 (б), № 423, № 381 (а).
| 42.
| Контрольная работа № 3
| 1
|
|
|
| повторить, другой вариант
|
| 3. Умножение и деление обыкновенных дробей
| 32
|
|
|
|
| 43.
| Работа над ошибками. Умножение дробей
| 1
| 68-78
|
|
| п. 13 № 472 (ж; з; а; б), № 474, № 478 (а; б), № 479.
| 44.
| Умножение дробей
| 1
|
|
|
| № 472 (в; и; k; л), № 473 (а), № 476, № 478 (в), № 482 (а).
| 45.
| Умножение дробей
| 1
|
|
|
| № 472 (м; н; о; п), № 473 (б), № 477, № 482 (б).
| 46.
| Умножение дробей
| 1
|
|
|
| № 478 (г; ж; з), № 481, № 483, № 471
| 47.
| Итоговый урок по материалу 1 четверти
| 1
|
|
|
| подобрать интересные задачи для математического кружка.
| 48.
| Нахождение дроби от числа
| 1
| 78-87
|
|
| п. 14 № 523, № 533, № 534 (а)
| 49.
| Нахождение дроби от числа
| 1
|
|
|
| № 524, 526, 534 (б)
| 50.
| Нахождение дроби от числа
| 1
|
|
|
| № 527, № 528, № 534 (в), № 532
| 51.
| Нахождение дроби от числа
| 1
|
|
|
| № 525, № 529, № 531, № 535 (б)
| 52.
| Применение распределительного свойства умножения
| 1
| 87-93
|
|
| п. 15 № 567 (а; б; г), № 568 (а; б), № 573.
| |