|
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Хочу все знать» (научно-познавательное направление) 4 класс МБОУ Сосьвинсая СОШ
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружок «Хочу все знать»
(научно-познавательное направление)
4 класс
Краева С.В.,
учитель начальных классов
Сосьва, 2014
Пояснительная записка
Согласно ФГОС нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Решать такие задачи во внеурочной деятельности и призвана программа «Хочу все знать»
Актуальность работы кружка – необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных способностей.
Разработка программы обусловлена потребностью:
Более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
В творческих и интеллектуально развитых личностях;
Самосовершенствование личности школьника.
Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся в основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творчества мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширить свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания могут носит комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровеь подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необъодимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает, возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
В последние годы все более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию обучающихся в предметныъ олимпиадах, международных конкурсах, метапредметных мониторингах (ЭМУ, Эрудит,).
Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у детей не только определенные знания, но и умения общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Занятия кружка, рассчитаны на 34 часа (1 раз в неделю), дополняет базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занятия посещают учащиеся 4 класса.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития школьников.
Задачи:
Способствовать развитию интереса к школьным предметам;
Углубить знания, умения и навыки по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе в процессе знакомства с различными видами заданий на смекалку и логику;
Учить самостоятельно добывать информацию из дополнительных источников;
Воспитывать творческую и познавательную активность учащихся и способствовать развитию логического, образного и креативного мышления путем решения нестандартных задач;
Выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;
Развивать умения работать в группе и в команде;
Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;
Развивать скорость мышления и эрудированность.
Главные принципы реализации программы:
Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
Технология проблемного обучения;
Игровые технологии;
Технологии проектного обучения;
Технологии личностно-ориентированного обучения;
Развитие критического мышления;
Направления деятельности кружка:
Организация и проведение фронтальной, индивидуальной работы с детьми, а так же и групповых занятий;
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;
Проведение внутри кружковых интеллектуальных игр;
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с детьми;
Виды работы:
Поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет, библиотеки и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность мыслить, принимать решения;
Исследовательская деятельность ( подбор источников информации),
Работа со справочными материалами, частично-поисковые задания (мини-исследования)
Выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
Обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.
Занятия проводятся в форме игр, соревнований и непосредственно общения обучающихся друг с другом и педагогом.
Прогнозируемые результаты:
Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
Формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;
Умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;
Умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти;
Рост личностных достижений;
После изучения курса программы, обучающиеся должны уметь:
Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки информации;
Определять учебную задачу;
Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
Владеть своим вниманием;
Сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приёмами запоминания;
Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
Использовать основные приёмы мыслительной деятельности;
Самостоятельно мыслить и творчески работать;
Владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Кружок для обучающихся 4 класса «Хочу все знать» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Обмениваться друг с другом информацией и выражать свое мнение.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учимся работать по предложенному учителем плану.
Учимся отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста)
Слушать и понимать речь других
Вырабатывать общее решение
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Анализировать и решать задачи повышенной трудности;
Решать нестандартные логические задачи;
Решать ребусы и головоломки;
Контроль за усвоением знаний:
Любая дидактика предполагает контроль за усвоением знаний, умений и унверсальных учебных действий. В связи с этим оценивание идет следующими двумя способами:
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение обучающимися продуктивных заданий. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важных понятий, законов и правил. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладает ученик. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к дополнительной литературе. Это лишний раз учит работе с книгой и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играет «Портфолио», в которое помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, а также Свидтельства участников, Дипломы, Сертификаты, Грамоты и т.д.
Итоговые формы учёта и контроля:
Открытые занятия;
Мониторинг (промежуточный –январь и итоговый - май) уровня усвоения операции логического мышления.
Формы подведения итогов:
Участие в игровых конкурсных соревнованиях среди участников кружка (КВМ,КВГ, конкурс, блиц-турнир, поле чудес, кто хочет стать математиком, крестики-нолики, умники и умницы ит.п)
Участие в проектной деятельности (выпуск газет, создание презентаций)
Участие в школьных олимпиадах
Участие в конкурсах интеллектуалов (ЭМУ, Русский медвежонок, олимпиады ИНФО-урок…)
Содержание курса:
Разделы программы:
Языкознание - 14 часов
Математика – 10 часов
Окружающий мир (экология) – 8 часов
В рамках этих направлений осуществляется проектная и исследовательская деятельность.
Блок математика:
Математика – это интересно. Путешествие в старину – 2 часа ( магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Математические головоломки. Игра «Путешествие во времени». Старинные единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу»
Страна Геометрия – 2 часа (математические игры «Геометрический КВН», сетки, игра «Морской бой». Танграм.
Решение задач – 2 часа ( решение нестандартных задач, задч повышенной трудности, олимпиадных задач. Блиц – турнир по решению задач.
Выполнение олимпиад
Проектная деятельность – 1 ч ( «Газета любознательных математиков»)
Блок языкознание:
Чудесные превращения – 2 часа( игры со словами, чудесные квадраты, анаграммы, разгадывание ребусов, загадки – шарады, загадки – метаграммы, загадки – логогрифы).
Из жизни слов – 2 часа ( Как вас зовут?, Где вы живете?, слова –пришельцы, слова – неологизмы, устаревшие слова, слова-друзья, слова – противоположности, слова – близнецы,. Секреты названий. КВГ «Грамматический бой», Турнир знатоков русского языка)
Крылатые слова – 2 часа ( Красна речь пословицей, мудрое слово. Мир фразеологизмов, крылатые слова. Игра «Крестики –нолики на тему «Фразеолгизмы»
Выполняем олимпиады – 2 часа ( ЭМУ, наука и познание, Эрудит…)
Работаем над устной речью - 2 часа (Рассказы по серии картинок, сочинение сказок, )
Учимся писать мини-сочинения - 2 часа ( «Нужна ли обществу вежливость?», «Что такое доброта?»)
Проектная деятельность – 2 часа ( изготовление книжек малышек с придуманными сказками собственного сочинения, изготовление диафильмов, презентация «Устаревшие слова», «Слова иностранцы»))
Блок Окружающий мир
Экология – 2 часа (Что такое экология? экологические памятки для взрослых и детей, игра «Умники и умницы» по теме «Эти удивительные растения» )
Времена года на земле – 2 часа ( В гостях у матушки природы, у жителей лесного царства ( театрализованное представление) у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес»)
Наш край – 2 часа ( история и природа родного края, игра «Брейн – ринг» «Знатоки родного края», игра 2Эти забавные животные»)
Проектная деятельность – 1 час (работа над проектами, защита проектов)
Информационные источники:
ФГОС
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Наглядная геометрия». 1-4 классы. – М.: ВАКО: 2004
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя)
Ю.н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова Юный эколог, 1-4 классы: программа кружка.
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3-4 классы./Т.П. Быкова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 142, (2) с. (серия «УМК»)
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост.Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицина Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы.
Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368с. – (Мастерская учителя)
Интернет – ресурсы
Медиа-ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№
| Дата
| Тема занятия
| Деятельность обучающихся
| Метапредметные результаты
| Личностные результаты
| Регулятивные
| Познавательные
| Коммуникативные
| 1.
|
| Вводное занятие
| Чтение высказываний писателей о русском языке, знакомство с историей возникновения грамматики.
| Определять цели деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, поиск наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации
| Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, эл. диски, сеть Интернет). Участие в подготовке проекта, его оформлении.
| Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
| Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, интереса к изучению языка.
| 2-3
|
| Чудесные превращения
| игры со словами, чудесные квадраты, анаграммы, разгадывание ребусов, загадки – шарады, загадки – метаграммы, загадки – логогрифы
| 4-5
|
| Из жизни слов
| Как вас зовут?, Где вы живете?, слова –пришельцы, слова – неологизмы, устаревшие слова, слова-друзья, слова – противоположности, слова – близнецы,. Секреты названий. КВГ «Грамматический бой», Турнир знатоков русского языка
| 6-7
|
| Крылатые слова
| Красна речь пословицей, мудрое слово. Мир фразеологизмов, крылатые слова. Игра «Крестики –нолики на тему «Фразеологизмы»
| 8-9
|
| Выполняем олимпиады
| ЭМУ, наука и познание, Эрудит…)
| 10-11
|
| Работаем над устной речью
| Рассказы по серии картинок, сочинение сказок
| 12-13
|
| Учимся писать мини-сочинения
| «Нужна ли обществу вежливость?», «Что такое доброта
| 14
|
| Проектная деятельность
| Защита проекта
| 15-16
|
| Математика – это интересно. Путешествие в старину
| магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Математические головоломки. Игра «Путешествие во времени». Старинные единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу»
| Формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину
| Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи (обобщения), выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.
Моделировать изученные арифметические зависимости.
Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности
| Учить понимать возможности различных позиции и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос.
Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.
| И отвечать
| 17-18
|
| Страна Геометрия
| Танграм, математические игры «Геометрический КВН», сетки, игра «Морской бой».
| 19-20
|
| Решение задач
| решение нестандартных задач, задч повышенной трудности, олимпиадных задач. Блиц – турнир по решению задач.
| 21-22
|
| Выполнение олимпиад
| ЭМУ, Наука и познание, эрудит….
| 23
|
| Проектная деятельность
| Защита проетов
| 24-25
|
| Экология
| Что такое экология? Экологические памятки для взрослых и детей, игра «Умники и умницы» по теме «Эти удивительные растения»
| Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. оценивать достигнутый результат. Планировать ( в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.
| Учиться в диалоге понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
Овладевать учебных и практических проблем. Поисковыми и творческими способами решения
| Уметь выражать свое мнение и аргументировать его, слушать и слышать других. осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
| Развитие толерантности во взаимоотношениях.
Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.
Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности.
| 26-27
|
| Времена года на земле
| В гостях у матушки природы, у жителей лесного царства ( театрализованное представление) у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес»)
| 28-29
|
| Наш край
| история и природа родного края, игра «Брейн – ринг» «Знатоки родного края», игра 2Эти забавные животные»)
| 30-31
|
| Проектная деятельность
| Защита проектов
| 32-33
|
| Наша школа
| История школы, участие в конкурсах к юбилею школы,
| 34
|
| Заключительное занятие
| Коллективная работа по составлению отчета о проделанной работе
| Оценивать достигнутый результат
|
|
|
|
|
|
|