|
Наглядное пособие для проведения конкурса и раздаточный материал для удобства выполнения заданий. Для награждения заготовить несколько грамот: за победу в конкурсе, лучшим счетоводам, творческим художникам Путешествие по станциям занимательной математики.
Цели: ознакомить с курсом внеклассных мероприятий; развивать интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и социально-трудовую компетентности, расширять кругозор.
Подготовка к уроку: перекидной календарь превратить в путеводитель, на каждом листе записать название станции и девиз; для каждой станции подготовить наглядное пособие для проведения конкурса и раздаточный материал для удобства выполнения заданий. Для награждения заготовить несколько грамот: за победу в конкурсе, лучшим счетоводам, творческим художникам.
Ход проведения занятия:
Класс делится на три команды: три ряда. Соревнования проходят между тремя командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.
Для каждой станции открывается свой путеводный лист, зачитывает название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся встретятся с данной станцией в течение учебного года на внеклассных мероприятиях. Рассказываются условия конкурса. Задания рассчитаны на 8 – 9 человек в ряду, проверяются тут же на занятии. Можно проверить выполненные задания, когда проходит следующий конкурс, а можно до урока выбрать двух помощников. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.
Начать урок поможет стихотворение:
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!
1 станция. Устный счет
Девиз:
Тот из вас мне всех милее,
Кто считает всех быстрее.
Эстафета по рядам.
На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.
Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.
Задание:
Пример:
| Действие:
| 428 – 318
| Найти разность чисел 428 и 318
| : 11
| Результат уменьшить в 11 раз
| + 22
| Найти сумму получившегося чикла и числа 22
| – 8
| Найти разность получившегося числа и числа 8
| ∙ 2
| Результат увеличить в 2 раза
| + 22
| Результат увеличить на 22
| : 2
| Найти частное получившегося числа и числа 2
| ∙ 10
| Найти произведение числа 10 и получившегося числа
| – 349
| Результат уменьшить на 349
|
Ответы:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 станция. Геометрические фигуры
Девиз:
Увидеть, сосчитать и победить.
Индивидуальная работа.
Рисунок с квадратами вывешивается на доску (или чертится на доске):
Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, розданной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).
На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).
Задание:
Надо найти все возможные квадраты и сосчитать их количество.
Ответ: 14.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
3 станция. Магический квадрат
Девиз:
Знать должен каждый и стар и млад:
Есть и бермудский треугольник, и магический квадрат.
Работа в парах.
На каждую парту раздается карточка с заданием. Карточки раздаются по порядковым номерам: у первых парт одинаковая – первая, у вторых – вторая и так далее. На каждом ряду оказывается четыре разных задания, совещаться между партами нельзя.
На выполнения задания отводится около 3 минут.
Задание: Надо вписать все числа от 1 до 9, не повторяя их, таким образом, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковыми. Ответы:
2
| 7
| 6
|
| 8
| 3
| 4
|
| 8
| 3
| 4
|
| 4
| 9
| 2
| 9
| 5
| 1
|
| 1
| 5
| 9
|
| 1
| 5
| 9
|
| 3
| 5
| 7
| 4
| 3
| 8
|
| 6
| 7
| 2
|
| 6
| 7
| 2
|
| 8
| 1
| 6
| За каждый правильно заполненный квадрат – 3 балла.
4 станция. Смекалка
Девиз:
Если смекалку применить,
Задачку можно быстрее решить.
Работа в парах.
Каждой паре раздается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.
Задачи:
Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров пробежала каждая из лошадей?
Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
5) Что легче килограмм ваты или килограмм железа?
Ответы:
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 30 км
| 3 гуся
| 50 пальцев
| 8 детей
| одинаково
| За каждый правильный ответ – 2 балла.
5 станция. Танграм
Девиз:
Нужно не только фигуры знать,
Но и в узоры их собирать.
Работа в группах.
Каждый ряд делится на две группы. Во все группы раздается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата:
Используя все фигуры надо сложить заданный рисунок в течении трех или пяти минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
Задание:
За каждую правильно составленную фигуру – 5 баллов.
Ответы:
6 станция. Художественная
Девиз:
Нужно уметь не только считать,
Но и красиво рисовать.
Работа по рядам.
Каждому ученику раздается карточка (можно разложить карточки на парте и каждый подойдет и вытянет одну из них).
Карточки одного комплекта: Треугольник
| Два квадрата
| Два треугольника
| Круг
| Два круга
| Прямоугольник
| Квадрат
| Четырехугольник
| Овал
| Прямоугольник
| Задание:
Составить рисунок из фигур, которые на карточках. Рисунок составляется сообща, но на доске показывается поочередное внесение каждой фигуры с карточек. Команды показывают свои рисунки по очереди, но результат должны сдать учителю заранее (чтобы по ходу конкурса рисунок не менялся).
За составленный рисунок – 2 балла, за использование всех карточек – 3 балла, за оригинальность рисунка – 2 балла (если у всех составлены домики, то баллы за оригинальность никому не прибавляются, если рисунки у всех разные, то прибавляются каждой команде).
Подведение итогов
Затем происходит подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.
Заканчивает урок чтец или учитель:
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
ПРИЛОЖЕНИЯ Пример:
| Действие:
| 428 – 318
| Найти разность чисел 428 и 318
| : 11
| Результат уменьшить в 11 раз
| + 22
| Найти сумму получившегося чикла и числа 22
| – 8
| Найти разность получившегося числа и числа 8
| ∙ 2
| Результат увеличить в 2 раза
| + 22
| Результат увеличить на 22
| : 2
| Найти частное получившегося числа и числа 2
| ∙ 10
| Найти произведение числа 10 и получившегося числа
| – 349
| Результат уменьшить на 349
|
Пример:
| Действие:
| 428 – 318
| Найти разность чисел 428 и 318
| : 11
| Результат уменьшить в 11 раз
| + 22
| Найти сумму получившегося чикла и числа 22
| – 8
| Найти разность получившегося числа и числа 8
| ∙ 2
| Результат увеличить в 2 раза
| + 22
| Результат увеличить на 22
| : 2
| Найти частное получившегося числа и числа 2
| ∙ 10
| Найти произведение числа 10 и получившегося числа
| – 349
| Результат уменьшить на 349
| Команда ____________________________________________________
Команда ____________________________________________________
Команда ____________________________________________________
Команда ____________________________________________________
-
-
Команда _____________________
Команда _____________________
Команда _____________________
Команда _____________________
ОТВЕТЫ:
№1
За каждый правильный ответ – 1 балл. №2 . Геометрические фигуры
14 квадратов За каждый правильный ответ – 2 балла №3 Магический квадрат
Задание: Надо вписать все числа от 1 до 9, не повторяя их, таким образом, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковыми.
Ответы:
2
| 7
| 6
|
| 8
| 3
| 4
|
| 8
| 3
| 4
|
| 4
| 9
| 2
| 9
| 5
| 1
|
| 1
| 5
| 9
|
| 1
| 5
| 9
|
| 3
| 5
| 7
| 4
| 3
| 8
|
| 6
| 7
| 2
|
| 6
| 7
| 2
|
| 8
| 1
| 6
|
За каждый правильно заполненный квадрат – 3 балла. №4 Танграм
Ответы:
№5 Художественный За составленный рисунок – 2 балла,
за использование всех карточек – 3 балла,
за оригинальность рисунка – 2 балла (если у всех составлены домики, то баллы за оригинальность никому не прибавляются, если рисунки у всех разные, то прибавляются каждой команде)
Протокол
математической игры «Путешествие по станциям занимательной математики» (5 класс)
конкурс
| Команда 5А
«________________________»
| Команда 5Б
«________________________»
| Команда 5В
«________________________»
| Команда 5Г
«________________________»
| №1. Счет
|
|
|
|
| №2. Геометрические фигуры
|
|
|
|
| №3. Магический квадрат
|
|
|
|
| №4. Танграм
|
|
|
|
| №5. Художественный
|
|
|
|
| Болельщики
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
1-е место команда 5 « » за быстрый счет и решение задач 5 « »
2-е место команда 5 « » за составление танграма 5 « »
3-е место команда 5 « » за красиво составленный рисунок 5 « »
НАГРАЖДАЕТСЯ команда 5 класса « » _________________________, занявшая III место в математической игре
«Путешествие по станциям занимательной математики»
Учитель: Шенцева Т.А. Члены жюри: Старый Оскол
2014 |
|
|