|
Рабочая программа составлена на основании
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике 5 класса Рабочая программа составлена на основании:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
примерной программы основного общего образования по математике;
федерального перечня учебников на 2011-2012 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы. 2-е изд., Москва, « Мнемозина», 2010год (без изменений).
Автор-составитель Жохов Владимир Иванович.
Базисного учебного плана 2004 года.
Изучение математике на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений о математических идеях и методах;
формирование представлений о математике как форме описания и методе познаний действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;
формировать навыки преобразования выражений;
закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
познакомить с видами графиков.
Цель изучения курса математики в 5 классе - является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями. Приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
При изучении учебного курса уделяется внимание задачам направленным на развитие естественно – научного мировоззрения. Структура документа: рабочая программа по математике включает разделы:
пояснительную записку;
цели изучения математики;
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
требования к уровню подготовки выпускников;
учебно-методический комплект;
календарно-тематическое планирование.
Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ по разделам учебника. Всего будет проведено 14 контрольных работ. Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 часов в неделю, в год 175 часов. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Уровень обучения: базовый. Межпредметные и межкурсовые связи: При работе широко используются:
биология – тема «Проценты», «Среднее арифметическое», история– тема «Шкалы и координаты», технология–«Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Среднее арифметическое», изобразительное искусство «Угол. Прямой и развёрнутый угол», « Круговые диаграммы».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, математические диктанты, контрольная работа, наблюдение,
работа по карточке. Содержание учебного курса по математике для 5 класса Глава I. Натуральные числа и шкалы (16 уроков). Натуральные числа и их сравнение.
Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник.
Измерение и построение отрезков.
Координатный луч.
Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и шкалы».
Входная контрольная работа. Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, закрепить навыки построения и измерения отрезков. Вводятся новые понятия: координатный луч, единичный отрезок, координаты точки. Начинается формирование умений : начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел (23 урока). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач.
Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Контрольная работа № 3 по теме: «Числовое и буквенное выражения. Линейные уравнения». Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задачи, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). Глава III. Умножение и деление натуральных чисел (29 уроков). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа.
Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
Контрольная работа № 5 по теме: «Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач». Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Развиваются умения решения текстовых задач, требующих понимания смысла отношений «больше на …(в…)», «меньше на… (в…)», задач на зависимости между величинами: скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимость товара и др. Впервые встречаются с задачами на части, которые решаются составлением уравнений, в левую часть которых неизвестное входит дважды.
Глава IV. Площади и объемы (13 уроков). Вычисления по формулам.
Прямоугольник. Площадь прямоугольника.
Единицы площадей.
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы». Основная цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать сведения о единицах измерения. Учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам развиваются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условие задачи. Глава V. Обыкновенные дроби (25 уроков). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Контрольная работа № 7 по теме: «Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнения обыкновенных дробей».
Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби. Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Основное внимание уделяется сравнению дробей и выделению целой части числа. Глава VI . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 уроков). Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 9 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Основная цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. Вводится новое понятие «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Глава VII. Умножение и деление десятичных дробей (28 уроков). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение десятичных дробей».
Контрольная работа № 11 по теме: «Деление десятичных дробей». Основная цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с десятичными дробями. Продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Глава VIII. Инструменты для вычисления и измерения (19 уроков). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе.
Проценты.
Основные задачи на проценты.
Примеры таблиц и диаграмм.
Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Контрольная работа № 12 по теме: «Основные задачи на проценты».
Контрольная работа № 13 по теме: «Построение и измерение углов». Основная цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур.
Итоговое повторение (4 урока).
ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания. Контрольная работа №14 по теме: Итоговая работа за курс 5 класса.
№
п\п
| Содержание образования
| № пункта в учебнике
| Обязательные результаты обучения (стандарт)
| 1
| Натуральные числа и шкалы
| 1 - 5
| Знать: понятие «натуральное число», разряды и классы чисел, понятия отрезок, концы отрезка, многоугольник, треугольник, вершины и стороны многоугольника и треугольника, единицы измерения длины, понятия плоскости, прямой, луча и их свойства, понятия шкалы и координатного луча, их элементов, координата, единицы массы, понятия больше и меньше, неравенство, двойное неравенство, знаки неравенства
Уметь: читать натуральные числа, разбивать числа по классам, выполнять устно и письменно арифметические действия с натуральными числами, чертить отрезки заданной длины, измерять отрезки, сравнивать длины отрезков, переводить одни единицы измерения длины в другие, строить прямые, лучи, работать со шкалой, изображать координатный луч, определять координаты точек по координатному лучу, изображать точки с заданными координатами, переводить одни единицы массы в другие, сравнивать натуральные числа, записывать результат сравнения в виде неравенства
| 2
| Сложение и вычитание натуральных чисел
| 6 - 10
| Знать: понятия слагаемое, сумма, периметр, свойства сложения, понятия уменьшаемое, вычитаемое, разность вычитание; свойства вычитания, понятия числового и буквенного выражения, понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение
Уметь: изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника, изображать вычитание на координатном луче, применять свойства вычитания при вычислениях, записывать и читать буквенные выражения, составлять числовое или буквенное выражение по условию задач, находить значения числового выражения и буквенного выражения при заданных значениях букв, находить неизвестные компоненты уравнения (слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое), решать задачи алгебраическим способом
| 3
| Умножение и деление натуральных чисел
| 11 – 16
| Знать: понятие умножения чисел и его компоненты, свойства умножения натуральных чисел, понятие деление и его элементы, свойства деления, понятие деления с остатком и его элементов, правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения, действия первой и второй ступени, понятия степень числа, квадрат и куб числа, действия третей ступени
Уметь: умножать натуральные числа, использовать в вычислениях свойства умножения, решать текстовые задачи на умножение, делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом, выполнять деление с остатком, использовать правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, решать задачи на деление с остатком, применять распределительное и сочетательное свойства умножения к упрощению выражений, решать уравнения и задачи алгебраическим способом, составлять и работать по программе и схеме выполнения действий, решать текстовые, возводить в степень, вычислять квадрат и куб числа.
| 4
| Площади и объемы
| 17 – 20
| Знать: понятие формулы, формулы пути, периметра прямоугольника и квадрата, единицы измерения площади, понятие объема, формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба
Уметь: использовать формулы при решении задач, определять единицы измерения площади, решать задачи на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда и куба
| 5
| Обыкновенные дроби
| 22 – 29
| Знать: понятия окружности и ее элементов, круга, понятие обыкновенной дроби и ее элементов, способы решения задач на дроби, правило сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, понятие правильной и неправильной дроби
Уметь: строить окружность заданного радиуса, изображать обыкновенные дроби на координатном луче, решать различные задачи на дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи на дроби
| 6
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
| 30 – 33
| Знать: понятие десятичной дроби, алгоритм сравнения десятичных дробей, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, понятие приближенного числа, правило округления десятичных дробей,
Уметь: читать и записывать десятичные дроби, заменять десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную дробь десятичной, сравнивать десятичные дроби, складывать и вычитать десятичные дроби, заменять числа приближенными, округлять числа,
| 7
| Умножение и деление десятичных дробей
| 34 – 38
| Знать: алгоритм умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, правило умножения на 10, 100, 1000, алгоритм умножения и деления десятичных дробей, правило умножения на 0,1, 0, 01, 0,001, понятие среднего арифметического, правила нахождения среднего арифметического нескольких чисел и средней скорости
Уметь: умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать и делить десятичные дроби, находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднюю скорость
| 8
| Инструменты для вычислений и измерений
| 39 – 43
| Знать: устройство и предназначение микрокалькулятора, понятие процента, правила нахождения процентов от числа, числа по его процентам, процентного соотношения, понятие угла, виды углов, единицы измерения углов, устройство транспортира, понятие диаграммы, виды диаграмм
Уметь: использовать микрокалькулятор при вычислениях, записывать проценты в виде десятичной дроби и десятичную дробь в виде процентов, находить проценты от числа, число по его процентам, процентное соотношение, решать различные задачи на проценты, читать, записывать и вычислять углы, измерять и строить углы, строить и читать диаграммы
| 9
| Повторение
| 44
|
|
Требования к подготовке учащихся В результате изучения курса математики 5-го класса учащиеся должны уметь:
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральное число, десятичная дробь, обыкновенная дробь, смешанное число;
переходить от одной формы записи чисел к другой; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты- в виде дроби и дробь - в виде процентов;
уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей , умножение однозначных чисел, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
сравнивать натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, десятичные дроби; упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
округлять целые числа и десятичные дроби; находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, объёма, скорости; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи «на движение»; все виды задач на проценты;
составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать простейшие линейные уравнения;
выполнять построение и измерение углов с помощью транспортира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.
Используется учебно-методический комплект:
учебник « Математика» . 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. 23-е изд. – М.: «Мнемозина», 2008. Учебник обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования.
рабочие тетради №1 и №2, 5 класс, Рудницкая В.Н.
дидактические материалы авторов А.С.Чеснокова, К.И. Нешкова;
Система обучения математике в 5-6 классах: методическое пособие для учителя, В.К.Совайленко. – М.: Просвещение, 2005г.
За страницами учебника математики: пособие для учащихся. Я.И. Депман, В.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2005г.
Обучение математике в 5-6 классах. В.И. Жохов.
сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля по алгебре авторов Гусевой И.Л., Пушкина С.А., Рыбакова Н.В.;
Математический тренажер. В.И.Жохов, В.Н. Погодин.
СД «КМ - Школа».
Прохождение программы по математике, 5 класс за 2011-2012 учебный год
Четверть
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Учебный год
|
| План
| Факт.
| План
| Факт.
| План
| Факт.
| План
| Факт.
| План
| Факт.
| Количество часов
| 42
|
| 39
|
| 50
|
| 44
|
| 175
|
| Количество КР
| 3
|
| 2
|
| 4
|
| 5
|
| 14
|
|
|
|
|