|
Урок по математике в 3-м классе "Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные" Урок по математике в 3-м классе "Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"
Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.
Задачи:
учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;
здоровьесберегающая - создать на уроке условия для сохранения здоровья детей (динамическая пауза, смена деятельности);
коррекционная - организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.
Методические условия:
предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;
систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки - помощники, пирамидка, индивидуальные планшеты
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
-Сегодня у нас очередной предметный день. Тема дня: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги! ».
-Как вы понимаете тему?
-Урок математики проведу у вас я и начнём мы с девиза:
«Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2). - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. -Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3). Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5). -Вы готовы к работе? Тогда в путь. -Пожелайте друг- другу удачи! 3. Актуализация знаний.
-Напишем в тетрадях: число, классная работа
1)- Клетку пропускаем вниз.
- Запишите цифрой сегодняшнее число. (27)
- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)
- Какое число у вас получилось? (274). Что вы о нем можете сказать?
(274 - 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 2 сотни 7 десятков 4 единицы).
2) Самостоятельно (по вариантам)
-Пропустим клетку вниз
- Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться. 1 в.
| В порядке возрастания
| 2 в.
| В порядке убывания
| Самопроверка: (на доске)
(слайд 6)
- У кого по-другому?
- Если задание выполнили верно, поставьте на полях "+".
Коллективная работа:
-Составьте из данных цифр наибольшее пятизначное и наименьшее пятизначное числа (77742, 22247 )
-Запишите ниже. Прочитайте
- Сколько в них сотен? Всего десятков? - Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч. - На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 77742-22247) - Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением)
-Выполните сложение рядом - А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик ) - Покажите, как это? Умножим наименьшее пятизначное число на 4 (Ребята в столбик записывают пример 22247* 4)
-К доске с обратной стороны 1 ученик, а остальные в тетрадях
-Проверяем. Кто справился, ставьте плюс на полях - Молодцы, хорошо. - Так какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) "+" и "-" 3-значные числа;)
3) Работа по вариантам:
- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
I - в. – наименьшее пятизначное число
II - в. –наибольшее пятизначное число
Взаимопроверка:
- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему "+".
- Кто выполнил работу правильно?
- У кого были ошибки? В чём?
Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания?
(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)
- Где нам могут пригодиться эти умения?
-Мы знаем, что деление - это действие обратное …умножению. Поэтому легко будет дальше работать тем детям, которые основательно выучили таблицу умножения.
-Сейчас небольшая работа в группах, которая и покажет знание таблицы умножения и деления.
Работа по группам (взаимопроверка)
Работа с «пирамидками»
А 4 человека поработают индивидуально на карточках. (Выдать карточки)
1 вариант:
Решите выражения:
140* 5 15*8 900* 4
27* 3 22*4 47*3
2 вариант:
Решите выражения:
34* 2 300*6 42* 3
56*3 16*5 28* 7
-Как ребята справились?
-Поставьте +
-Молодцы!
-Задания усложняются!
4) Постановка цели урока.
(слайд 7)
На доске:
-
800 x 3
|
| 200 x 4
| 234 x 2
|
| 468 : 2
| 600 : 2
|
| 693 : 3
| - На какие группы можно разбить данные выражения? ("x" и ":" круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).
- Рассмотрите записанные примеры. Какие из них вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем "x" и ":" круглые 3-значные числа.)
- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – положите ручки на стол.
(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)
- У кого такие же ответы? Объясните способ решения. Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.
- Кто выполнил работу правильно?
- У кого были ошибки? В чём?
(слайд 8)
- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:
(слайд 9)
234 x 2; 468 : 2; 693 : 3
- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не учились решать;
2) "x·" и ":" 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).
- Кто хочет научиться решать такие примеры?
- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)
(слайд 10)
- Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)
(слайд 11- 13)
4. Операционный этап.
(слайд 13)
-А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно
Работа по рядам
(слайд 9)
1 пример- 1 ряд
2 пример- 2 ряд
3 пример- 3 ряд
Коллективная проверка:
- Проверим, как вы выполнили задание?
- Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):
234 x 2 = (200 + 30 + 4 ) x 2 = 200 x 2 + 30 x 2 + 4 x 2 = 468.
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?
(1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:
1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
–Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно? - Нарисуем графическую модель числа 536. (слайд 14)
- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? С какого разряда начнём? ( Удобнее сначала разделить сотни.) - Сколько сотен разделим на 4? (4 сотни.) - Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки.) - Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.) - Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? ( Остается один десяток, его добавляем к единицам, получаем 16 единиц. Они все делятся на 4.) - А как записать то, что мы сделали на рисунке ? 536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134 - Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая… - Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком)
(слайд15)
Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное. - Какой способ самый рациональный? б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 16). - Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. 1.Найти первое неполное делимое. 2.Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного.
Алгоритм (слайд 16)
5. Физминутка
6. Контролирующий этап.
- А сейчас вы примените полученные знания на практике.
(слайд 17)
-Работаем в парах, объясняя деление по алгоритму (каждый ученик прокомментирует другому в паре, проговаривая алгоритм).
Самостоятельная работа (по вариантам)
-Проверьте себя
(слайд 18)
- Кто уже самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?
Чему учились сегодня на уроке? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)
- Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?
1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
7. Решение задачи.
- Прочитайте текст на доске.
(слайд 19)
-Что прочитали?
"К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?"
- Докажите, что это задача.
- Выделите условие, вопрос.
- Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)
- Назовите числовые данные, что они обозначают?
- Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)
- Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.
(слайд 20)
Проверкa: - Сколько шаров получилось?
(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))
- Кто решил другим способом?
(321:3+318:3=213(ш)).
- Какой способ рациональный
- Кто решил задачу верно?
- У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?
Вывод: - Какие знания и умения использовали?
1) умения решать текстовые задачи;
2) внетабличное умножение и деление;
3) умение составлять и решать выражения;
4) знание порядка действий в выражениях.
8. Рефлексия.
(слайд 21)
- Какое открытие сделали для себя на уроке?
- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
9. Оценочный этап.
-Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. -Вспомните, с каких слов мы начали урок? -Чему научились? -Довольны ли вы своей работой? -Откроем учебник на с. 11. Найдём алгоритм деления углом. Давайте проведем проверку: •Научились находить первое неполное делимое? •Научились определять количество цифр в частном? •Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном? • (Слайд 22). -Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.
10. Домашнее задание. (Слайд 23).
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
Варианты д/з:
с. 12 № 5 (3- 4 ст.)
с. 12 № 6
с. 21 № 11
-Запишите по выбору 1 задание.
-Вы поняли, что нужно потренировать дома? - Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 24). |
|
|