Главная страница

Рабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательного учреждения моу «сош п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»



НазваниеРабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательного учреждения моу «сош п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
страница1/6
Дата18.02.2016
Размер0.82 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 3 класса: В 2-х частях.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013).
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

  1. Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

  2. Создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;

  3. Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  4. Научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.

Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания (см. программу курса), а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программой по математике для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание - как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства с действиями сложения и вычитания установить связь между ними. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология.

В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание - как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого.

Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения и таблицы умножения.

Внетабличное сложение и вычитание строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде.

Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление - как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель. Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление - как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.

В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

- переместительное свойство сложения и умножения;

- сочетательное свойство сложения и умножения:

Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.

Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом - уравнений.

Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.

Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.

В ходе обучения в начальной школе ученикам предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.

Решение этих задач объединяет содержание курса математики с содержанием других предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Глубокая работа с каждым словом в тексте задачи является косвенным фактором, способствующим формированию и другого метапредметного умения - «вчитывания» в формулировки заданий и их понимания.

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.

Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем - к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы, и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму (в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся). В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.

Эта линия работы поддерживается программами и учебниками всех учебных предметов.

Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
На предмет «Математика» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни (23 февраля, 8 марта, 1мая, 9мая) планируется изучать за счет объединения тем.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;

  • Понимание значения математики в собственной жизни;

  • Интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

  • Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

  • Понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

  • Общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • Интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

  • Восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;

  • Ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

  • Адекватной самооценки на основе заданных критериев;

  • Чувства сопричастности математическому наследию России, гордости за свой народ;

  • Ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

  • Понимание важности осуществления собственного выбора.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

  • Планировать свои действия в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя, различая способ и результат собственных действий;

  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

  • Выполнять действия, опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

  • Осуществлять пошаговый контроль, опираясь на помощь учителя и самостоятельно;

  • Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

  • Осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

  • Принимать участие в групповой работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий на смекалку;

  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • На основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;

  • Контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • Находить несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с классом;

  • Делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи и во внутреннем плане;

  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации при работе с учебником, в справочной литературе, в т.ч. в Интернете;

  • Кодировать информацию в знаково-символической и графической форме;

  • На основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

  • Строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;

  • Проводить сравнение ( последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;

  • Осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

  • Проводить классификацию изучаемых объектов;

  • Выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

  • Проводить аналогию и на ее основе строить и проверят выводы по аналогии;

  • Строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

  • Понимать действие подведения под понятие;

  • С помощью педагога устанавливать отношения между понятиями

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно осуществлять поиск необходимой дополнительной информации;

  • Моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • Самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

  • Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • Расширять свои представления о математических явлениях;

  • Проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;

  • Осуществлять действие подведения под понятие;

  • Пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • Принимать активное участие в работе парами и группами, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

  • Допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;

  • координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве, приходить к общему решению в спорных вопросах;

  • Использовать в общении правила вежливости;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

  • Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

  • Задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

  • Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач, стремиться к пониманию позиции другого селовека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;

  • Активно участвовать в учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • Адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;

  • Корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания;

  • Аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению задач;

  • Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы.

Предметные результаты

Числа и величины

Обучающийся научится:

  • Читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч;

  • Определять место числа в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

  • Устанавливать закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

  • Классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;

  • Представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • Находить долю от числа и число по его доле;

  • Выражать массу, используя различные единицы измерения;

  • Применять изученные соотношения между единицами измерения массы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;

  • Находить часть числа;

  • Изображать изученные целые числа на координатном луче;

  • Изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;

  • Записывать числа с помощью цифр римской нумерации C, L, D, M.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

  • Выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

  • Выполнять деление и умножение многозначных чисел на однозначное число;

  • Выполнять деление с остатком;

  • Находить значения сложных выражений в 2-3 действия;

  • Решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Выполнять сложение и вычитание величин;

  • Изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;

  • Решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий;

  • Находить значение выражения с переменной при заданном ее значении;

  • Находить решение неравенств с одной переменной разными способами;

  • Проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;

  • Выбирать верный ответ задания из предложенных.

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

  • Выполнять краткую запись задачи, используя различные формы;

  • Выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия;

  • Решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела, работы;

  • Преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;

  • Составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;

  • Изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;

  • Находить разные способы решения одной задачи;

  • Преобразовывать задачу с избыточными или недостающими данными в задачу с необходимым количеством данных;

  • Решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Обучающийся научится:

  • различать окружность и круг;

  • строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

  • строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать транспортир для измерения и построения углов;

  • делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;

  • изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе;

  • выбирать масштаб, удобный для данной задачи;

  • изображать объемные тела (четырехугольные призмы, пирамиды) на плоскости.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

  • находить площадь фигуры с помощью палетки;

  • вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;

  • выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

  • применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения: 1км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;

  • использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры;

  • использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение (°)..

Работа с информацией

Обучающийся научится:

  • использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;

  • устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;

  • использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;

  • соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;

  • дополнять простые столбчатые диаграммы;

  • понимать, выполнять, проверять ,дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;

  • понимать выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «…или …», «не», «если .., то … », «верно/неверно, что …», «для того, чтобы… нужно …», «каждый», «все», «некоторые»)

Система оценивания

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.

Тематический контроль проводится в основном в письменной форме, где берётся узловой программный вопрос. Для такой работы отводится 5-6 минут на уроке.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольной работы комбинированного характера. Для проверки прочности усвоения учебного материала учитель может в начале каждого учебного года использовать в качестве входной проверочной работы текст итоговой контрольной работы за предыдущий год. На него отводит35-40 минут урока во всех классах, кроме 1-го, в котором время на контрольную работу постепенно увеличивается с 15 до 25 минут.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 грубые ошибки.

Контрольный устный счет:

«5» - без ошибок.

«4» -1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах. 2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. 3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия). 4. Не решенная до конца задача или пример 5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1.Нерациональный прием вычислений. 2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. 3. Неверно сформулированный ответ задачи. 4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков). 5. Недоведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.

1. Самостоятельная работа: а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут); б) предусматривает помощь учителя; в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

Цель работы: 1) закрепление знаний; 2) углубление знаний; 3) проверка домашнего задания; Начиная работу, сообщите детям: 1) время, отпущенное на задания; 2) цель задания; 3)в какой форме оно должно быть выполнено; 4) как оформить результат; 5) какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

а) задания должны быть одного уровня для всего класса;

б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;

в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;

г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;

д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).
Виды контроля:

ФО - фронтальный опрос,

ИРД - индивидуальная работа у доски,

ИРК - индивидуальная работа по карточкам,

СР- самостоятельная работа,

ПР- проверочная работа,

МД- математический диктант,

Т- тестовая работа.


Содержание тем учебного курса

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля


Раздел 1:

Площадь и ее измерение
(17 часов).

Понятие площади.

Сравнение площадей фигур.

Измерение площади фигуры с помощью различных мерок.

Сравнение площадей фигур с помощью наложения.

Измерение площади с помощью квадратных мерок.

Знакомство с палеткой.

Измерение площади прямоугольника.

Нумерация трехзначных чисел.

Квадратный сантиметр.

Площадь прямоугольника.

Составление краткой записи к задаче в виде рисунка-схемы.

Вычисление площади прямоугольника по длинам его сторон.

Формула площади прямоугольника.

Единицы площади.

Площадь и ее измерение.

Измерение отрезков. Сравнение фигур по площади. Сравнение выражений. Решение уравнений – работа в парах. Сравнение мерок для измерения площади.. Преобразование величин. Математические ребусы.

Выбор мерок для измерения площади. Работа с таблицей разрядов. Преобразование выражений. Решение задач. Сравнение единиц измерения площади, выявление их соотношения. Составление выражений. Работа с таблицей умножения. Наблюдение. Формулирование вывода о способе нахождения площади прямоугольника.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к урокам математики;

— ориентация на понимание предложений
и оценок учителей и товарищей;
— понимание чувств одноклассников, учителей.

Обучающийся получит возможность для
формирования:


— интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; — ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— ориентации в поведении на принятые
моральные нормы;

— понимания нравственного содержания поступков одноклассников и учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— понимать смысл инструкций учителя и заданий, предложенных в учебнике;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— выполнять действия с опорой на заданный
учителем ориентир;

— оценивать под руководством учителя, а в
некоторых случаях и самостоятельно правильность выполнения конкретных действий
и вносить в них коррективы;

— выполнять учебные действия в устной,
письменной речи и во внутреннем плане;
— принимать участие в групповой работе.

Обучающийся получит возможность
научиться:


— осуществлять пошаговый контроль своих действий при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве
с учителем, одноклассниками и самостоятельно; — в сотрудничестве с учителем, классом
находится несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

— оценивать правильность выполнения своих действий и вносить в них необходимые
изменения.

Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

— осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и справочной литературе;
— кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
— проводить сравнение (последовательно по
нескольким основаниям; наглядное и по
представлению; сопоставление и противопоставление); — проводить классификацию изучаемых объектов; — понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий). — моделировать задачи на основе анализа
жизненных сюжетов;

— самостоятельно формулировать выводы
на основе аналогии, сравнения, обобщения;
— строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;

Обучающийся получит возможность
научиться:


— самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации
в справочной литературе и дополнительных источниках;

— выполнять эмпирические обобщения на
основе сравнения единичных объектов
и выделения у них сходных признаков;

— пользоваться эвристическими приемами
для нахождения решения математических
задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие
коммуникативные средства;

— использовать в общении правила вежливости;

— строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность
научиться:


— принимать другое мнение и позицию; — допускать существование различных то-
чек зрения;

понимать относительность мнений
и подходов к решению задач;

— стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

— адекватно использовать средства уст-
ного общения для решения коммуникацион-
ных задач;

— контролировать свои действия при сов-
местной работе.


ФО,

ИРД,

ИРК,

СР,

ПР,

МД-,

Т.

Раздел 2. Деление с остатком
(10 часов)



Понятие деления с остатком.

Килограмм, тонна,

центнер.

Алгоритм устного деления с остатком.

Задачи на кратное сравнение.

Устное деление с остатком.

Соотношение остатка и делителя при делении с остатком.

Нахождение делимого при делении с остатком.

Четные числа.

Деление с остатком.

Нумерация чисел в пределах 1000.



Работа с натуральным рядом. Решение и преобразование задачи. Работа с таблицей умножения. Работа в парах – нахождение площади сложного многоугольника. Анализ и преобразование задачи. Сравнение объектов по массе. Дополнение таблицы единиц массы. Самостоятельное решение задачи с взаимопроверкой. Составление алгоритма деления с остатком. Составление обратной задачи. Определение остатков при делении на одно и то же число;

количество возможных остатков

Сравнение задач. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решение комбинаторной задачи. Сравнение равенств. Решение уравнений. Восстановление сложного выражения. Наблюдение за числами натурального ряда. Наблюдение за задачами, составление задач. Работа в парах – нахождение площади сложного многоугольника.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к урокам математики, к школе;

— ориентация на понимание предложений
и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
— этические чувства (стыда, вины, совести)
на основе анализа поступков одноклассников
и собственных поступков;

— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Обучающийся получит возможность
для формирования:


— интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— ориентации в поведении на принятые
моральные нормы.

Регулятивные универсальные учебные действия .

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу,
понимать смысл инструкций учителя;
— выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или одноклассниками ориентир;

— осуществлять пошаговый контроль своих
действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
— принимать участие в групповой работе.
Обучающийся получит возможность
научиться:


— адекватно воспринимать оценку своей
работы учителями, одноклассниками;

— в сотрудничестве с учителем, классом
находить несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на нагляд-
но-образном уровне;

— контролировать свои действия при рабо-
те с нагляднобразным, словесно-образным
и словеснологическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассни-
ками;

— оценивать правильность выполнения сво-
их действий при работе с наглядно-образ-
ным материалом;

— планировать свои действия в соответ-
ствии с учебными задачами.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе;

— кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
— проводить сравнение (последовательно по
нескольким основаниям; наглядное и по
представлению; сопоставление и противопоставление); — проводить классификацию изучаемых объектов;

— осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий).

Обучающийся получит возможность
научиться:


— самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации
в справочной литературе и дополнительных источниках;

— моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

— самостоятельно формулировать выводы на основе сравнения, обобщения;
— выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
— строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;

— пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических
задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится.

— принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие
коммуникативные средства;

— строить монологические высказывания
о математических объектах;

— использовать в общении правила вежливости;

— допускать существование различных точек
зрения, учитывать позицию партнера в общении;

— строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, использовать речь для передачи информации.

Обучающийся получит возможность
научиться:

-понимать относительность мнений
и, подходов к решению задач;

— аргументировать свою позицию и соот-
носить ее с позициями партнеров для вы;
работки совместного решения;

— стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

— активно участвовать в учебно-познава-
тельной деятельности;

— контролировать свои действия в коллек-
тивной работе;

— адекватно использовать средства уст-
ного общения для решения коммуникатив-
ных задач.


ФО,

ИРД,

ИРК,

СР,

ПР,

МД-,

Т.

Раздел3

Сложение и вычитание трехзначных чисел
(15 часов)

Увеличение и уменьшение трехзначных чисел на круглые сотни и десятки.

Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел.

Сложение трехзначных чисел столбиком.

Вычитание трехзначных чисел столбиком.

Сложение трехзначных чисел(с переходом через разряд).

Сложение трехзначных чисел(с переходом через разряд.)Краткая запись задачи в виде таблицы.

Вычитание трехзначных чисел(с переходом через разряд).

Задачи с недостающими данными.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Окружность и круг.

Радиус окружности.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.


Анализ задачи. Составление алгоритма сложения. Работа с выражением. Анализ задачи, составление задачи по краткой записи. Работа в парах. Составление алгоритма сложения в столбик. Работа в парах – решение уравнений. Анализ задачи, составление обратной задачи. Работа в парах – составление алгоритма вычитания в столбик. Наблюдение за суммами трехзначных чисел. Составление алгоритма сложения с переходом через разряд. Работа в парах. Работа по алгоритму. Преобразование задачи. Составление алгоритма, работа по алгоритму. Составление задачи по таблице. Классификация ф Составление алгоритма действий при решении сложного выражения. Работа в парах. Взаимопроверка. Поиск закономерности, продолжение записи. Сложение трехзначных чисел

с переходом через разряд в единицах и десятках.

Сравнение и классификация фигур. Построение окружности с заданным радиусом. Работа в парах. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Построение окружности с заданным радиусом. Работа в парах. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Исследовательская работа. анализ задачи. Восстановление выражений. Черчение окружностей.
Сравнение выражений. Анализ задач. Преобразование текста задачи. Работа в группах.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к урокам математики, к школе;

— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике
и учебных пособиях;

— ориентация на понимание предложений
и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
— этические чувства (стыда, вины и совести)
на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.
Обучающийся получит возможность
для формирования:


— интереса к познанию математических
фактов, количественных отношений;
тематических зависимостей в окружающем мире;

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свою Родину и народ;

— ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

— представления о красоте математик точности математического языка.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— осуществлять пошаговый контроль своих
действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, одноклассниками;
— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
— принимать участие в групповой работе.

Обучающийся получит возможность
научиться:


— понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;

— контролировать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом , сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— оценивать правильность выполнения
действий при работе с наглядно-образным материалом;

— планировать свои действия в соответствии с учебными задачами„
— вносить необходимые коррективы в результаты своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
— строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
— проводить сравнение (последовательно по
нескольким основаниям; наглядное и по
представлению; сопоставление и противопоставление);

— проводить классификацию изучаемых объектов (выделять основание классификации,
разбивать объекты на группы по выделенному основанию); — самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе;
— строить индуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них
общих свойств).

Обучающийся получит возможность
научиться:


— самостоятельно осуществлять поиск, необходимой и дополнительной информации
в открытом информационном пространстве;

— моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

— на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, заданных ситуаций;
— самостоятельно формулировать выводы на основе сравнения, обобщения;
— проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;

— выполнять эмпирические обобщения на
основе сравнения единичных объектов
и выделения у них сходных признаков;

— осуществлять разносторонний анализ
объекта (по нескольким существенным
признакам);

— пользоваться эвристическими приемами
для нахождения решения математических
задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые и другие
коммуникативные средства;

— владеть диалогической формой коммуникации;

— использовать в различных ситуациях правила вежливости;

— допускать существование различных точек
зрения, учитывать позицию партнера в общении; — строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, использовать речь для передачи информации;

— контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность
научиться:

понимать относительность мнений
и подходов к решению задач;

— аргументировать свою позицию и соот-
носить ее с позициями партнеров для вы-
работки совместного решения;

— стремиться к координаты, и различных
позиций в сотрудничестве;

— осуществлять взаимный контроль, ана-
лизировать совершенные действия;

— адекватно использовать средства уст-
ного общения для решения коммуникатив-
ных задач;

— продуктивно сотрудничать с одноклас-
сниками и учителем на уроке.


ФО,

ИРД,

ИРК,

СР,

ПР,

МД-,

Т.

Раздел4

Сравнение и измерение yглов.
(11 часов)

Виды углов.

Развернутый угол.

Сравнение углов.

Сочетательное свойство умножения.

Измерение угла с помощью мерки.

Римские цифры С и L.

Градусная мера измерения углов.

Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Деление окружности на 2,4,6,8 равных частей.

Задачи с избыточными данными.

Сравнение и измерение углов.


Сравнение углов. Преобразование задачи. Сравнение задач. Анализ задачи. Решение логической задачи. Сравнение произведений. Анализ и решение задачи. Работа в парах. Практическая работа.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Работа в группах. Преобразование задачи. Решение уравнений разными способами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к урокам математики, к школе;

— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

— ориентация на понимание предложений
и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
— понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

— этические чувства (стыда, вины и совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

Обучающийся получит возможность
для формирования:


— широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимости
в окружающем мире;

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

—. представления о красоте математики, восприятия эстетики логического мышления, точности математического языка.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу,
понимать смысл инструкции учителя;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

— осуществлять пошаговый контроль своих
действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
— вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
— принимать участие в групповой работе;
— выполнять учебные действия в устной,
письменной речи и во внутреннем плане;
— планировать свои действия в соответствии с учебными задачами.

Обучающийся получит возможность
научиться:


— понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в m.ч. заданий, развивающих логику;

— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим
материалом в сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;

— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— при решении практических задач делать
теоретические выводы. о свойствах изучаемых математических объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками
— вносить необходимые коррективы в результаты своих действий при работе
с наглядно-образным материалом;
— оценивать свое участие в различных видах учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, справочной литературой;
— кодировать информацию в знаково- символической или графической форме;
— строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме; — проводить сравнение (последовательно
нескольким основаниям; наглядное и
представлению; сопоставление и противопос
тавление);

— проводить классификацию изучаемых oбъ
ектов (выделять основание классификации
разбивать объекты на группы по выделенно
му основанию);

— строить индуктивные и дедуктивные рас-
суждения (формулирование общего вывода
на основе сравнения нескольких объектов
о наличии у них общих свойств; на основе
анализа учебной ситуации и знания общего
правила формулировать вывод о свойствах
единичных изучаемых объектов).

Обучающийся получит возможность
научиться:

— самостоятельно осуществлять поиск не-
обходимой и дополнительной информации
в открытом информационном простран-
стве;

— на основе кодирования самостоятельно
строить модели математических поня-
тий, отношений, заданных ситуаций;

— моделировать задачи на основе анализа
жизненных сюжетов;

— самостоятельно формулировать выводы
на основе сравнения, обобщения;
— проводить цепочку индуктивных и де-
дуктивных рассуждений при обосновании
изучаемых математических фактов;
— осуществлять разносторонний анализ
объекта (по нескольким существенным
признакам); — выполнять эмпирические обобщения на
основе сравнения единичных объектов
и выделения у них сходных признаков;
— пользоваться эвристическими приемами
для нахождения решения математических
задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать активное участие в работе парами и группами, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства;
— владеть диалогической формой коммуникации;

— допускать существование различных точек
зрения;

— договариваться, приходить к общему решению;

— адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
— понимать важность своих действий в коллективной работе для достижения результата.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— принимать другое мнение и позицию;

— корректно формулировать и обосновы-
вать свою точку зрения;

понимать относительность мнений
и подходов к решению задач;

— аргументировать свою позицию и соот-
носить ее с позициями партнеров для вы-
работки совместного решения;

— стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве,

— осуществлять взаимный контроль, ана-
лизировать совершенные действия.


ФО,

ИРД,

ИРК,

СР,

ПР,

МД-,

Т.
  1   2   3   4   5   6