|
Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол» Урок русского языку 3 класс, 2 четверть
Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Цель:
создать условия на уроке для общения и систематизации знаний по теме: «Глагол» Личностные:
содействовать способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Предметные задачи:
содействовать развитию умений учащихся:
различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»,
находить глаголы в неопределённой форме,
определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Метапредметные:
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).
Оборудование:
учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь
карточки с заданиями для работы в группах и парах
компьютер, проектор, экран
Этап урока
| Время
| Цель
| Содержание
| Деятельность учащихся
| I. Оргмомент
| 1 мин
| создать положительный настрой на урок
| - Пожалуйста, проверьте, всё ли на ваших партах готово к уроку русского языка?
| проверяют готовность к уроку
| II. Мотивация к учебной деятельности.
Проверка усвоения Д\З
| 6 мин
| проверить уровень домашней подготовки учащихся, развивать способность формулировать тему урока, ставить учебные цели и задачи
| -Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. На доске записаны слова, подскажите, что их объединяет, доказав своё мнение?
(Пишет, думал, анализирует, подскажет, советовался, будет оценивать, рассуждать, отвечает, узнал, поразмышляем)
+перед нами глаголы, т.к. все они отвечают на вопрос…, обозначают действие предмета
-Предположите, какое задание вам предстоит выполнить?
+нам предстоит распределить глаголы в 3 группы
-Совершенно верно, в этом вы как раз упражнялись дома, вот и проверим…
-Есть вопросы по оформлению?
коллизия
(взаимопроверка по эталону, за каждое верно записанное слово-1 балл, за глагол в н.ф – 1 балл )
- Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?
+Глагол, неопределённая форма глагола
-Действительно, сегодня мы обобщаем знания по этой теме, что же мы должны достичь или усвоить к концу урока?
+определять глаголы в речи, находить глаголы в неопределённой форме
-А что для этого нам предстоит делать?
+анализировать, рассуждать и т.д.
| выполняют задание самостоятельно, делают взаимопроверку, высказывают своё мнение
10 баллов (9+1)
| III. Усвоение новых знаний и способов действий.
| 5 мин
| создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию; оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу
| -Тогда приступим, запишите в тетради Упражнение №262
Прочитайте первую часть задания?
-Какие знания нам пригодятся для выполнения этого задания?
+ что такое неопр. форма и как её правильно подобрать
- У вас на партах лежат листы, где вы будете в парах выполнять данное задание. Уберите лишнее, оставив данному глаголу его н.ф. На доске пойдут работать …
(самопроверка по эталону, 1 балл за каждое верное)
-Прочитайте задание под буквой б) и постройте верное высказывание
| заполнять таблицы, читать учебник, рассуждать, анализировать, доказывать своё мнение
5 баллов
| IV. Коррекция полученных знаний
| 10 мин
| содействовать развитию умений учащихся
различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?, способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
| ФИЗМИНУТКА
Упражнение 263
-Прочитайте задание, что надо знать, чтобы выполнить его верно.
+надо знать, что обозначают глаголы прошедшего времени, м.род, на какой вопрос отвечают глаголы.
- А кто догадался, на какой же вопрос должны отвечать эти глаголы?
+что делал? или что сделал?
-Хорошо, возьмите в руки тетрадь и ручку, молекулы.
Как будем выполнять это задание? Пожалуйста, выполняйте. (Учащиеся работают в новых парах)
Проверка
-Посмотрите, как выполнили это задание ученики в параллельном классе. Что скажете?
(что делал?) порхал
(что делал?) светил
(что делал?) цвёл
(что делал?) зеленел
(что сделал?) спел
(что сделал?) вывел
+я заметил ошибку, в третьем случае глагол отвечал на вопрос (что сделать?), законченное действие, значит и в прош. вр. он тоже будет обозначать законченное действие.
- За каждый правильно записанный глагол поставьте себе 1 балл.
-Попробуйте эти же глаголы поставить в форму наст. времени. Что скажете?
| Учащиеся работают в парах в соответствии с полученным заданием
6 баллов
| V.Включение в систему знаний
| 12мин
| содействовать развитию умений работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, извлекать необходимую информацию из текста учебника
| -Предлагаю прочитать вам новые сведения о языке на стр.159 (хорошо читающие дети).
-Упражнение 265 выполним устно. Прочитайте задание. Давайте попробуем в группах создать алгоритм нахождения глаголов в н.ф.
Задания у вас в файлах.
Если останется время (п.т. 62)
| лидеры сравнивают у доски получившуюся информацию
4 балла
| VI.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
| 6 мин
5 мин
| содействовать пониманию причин успеха в учебе
| -Итак, наш урок подходит к концу. Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали, поставьте себе оценку.
-Сформулируйте свои ощущения к концу урока, что получилось, что не очень, что было наиболее интересным.
Д\З
Предлагаю вам на выбор:
п.т №61 (это для тех, кто решил потренироваться в развитии умений подбирать пары глаголов н.ф.- прош.вр.)
п.т. №58 (если вы хотите потренироваться в определении времени глаголов)
п.т № 63 (для тех, кто сегодня продемонстрировал высокий уровень работы)
| анализируют свою деятельность на уроке, делают выводы, оценивают себя, отмечают свою заинтересованность деятельностью на уроке, получают информацию о Д\З
| (что делает?) решает
(что делает?) вносит
(что сделает?) напишет
(что сделает?) научит
(что делает?) повторяет (что делать?) решать
_____________________________________________________________________________________________________
(что сделать?) решить
_____________________________________________________________________________________________________
(что делать?) вносить
__________________________________________________________________________________________________________
(что сделать?) внести
_____________________________________________________________________________________________________________
(что делать?) писать
_________________________________________________________________________________________________________
(что сделать?) написать
_______________________________________________________________________________________________________
(что делать?) учить
_________________________________________________________________________________________________________
(что сделать?) научить
___________________________________________________________________________________________________________
(что делать?) повторять
______________________________________________________________________________________________________________
(что сделать?) повторить
__________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм нахождения глаголов в неопределённой форме 1. Прочитай (произнеси) глагол
2. Задай вопрос что делал? что сделал?
что делает?
что будет делать?
что сделает?
что делать?
что сделать? Если глагол отвечает на вопросы
заканчивается на
-ть -ти -чь изменяется по
временам и числам
глагол в неопределённой форме глагол не является глаголом в неопределённой форме
что делать?
что сделать? что делал? что сделал?
что делает?
что будет делать?
что сделает?
изменяется по
временам и числам заканчивается на
-ть -ти -чь
изменяется по
временам и числам что делал? что сделал?
что делает?
что будет делать?
что сделает? заканчивается на
-ть -ти -чь
что делать?
что сделать? изменяется по
временам и числам что делал? что сделал?
что делает?
что будет делать?
что сделает? заканчивается на
-ть -ти -чь
что делать?
что сделать? |
|
|