|  |   Рабочая программа по курсу алгебры 9 класса составлена на основе приказа мо РФ от 09. 02. 1998 года №322 «Об утверждении федерального базисного учебного плана»| 
 
 Согласовано
 
 Зам. директора МБОУ «СОШ №23»
 
 Энгельсского муниципального района
 
 Коломыдцева И.И. / /
 
 
 Утверждаю
 
 Директор МБОУ «СОШ №23»
 
 Энгельсского муниципального района
 
 Егорова О.В. / /
 
 
 
 Рабочая учебная программа
 
 по учебному предмету «математика»
 
 для обучающихся 9 класса «А» МБОУ «СОШ №23»
 
 Энгельсского муниципального района
 
 (углублённое изучение)
 
 на 2013/2014 учебный год
 Составитель:
 
 Дробышева Елена Владимировна, учитель математики
 
 Общее количество часов, отведенных на изучение алгебры – 170; количество часов в неделю – 5. Общее количество часов, отведенных на изучение геометрии – 102; количество часов в неделю – 3.
 
 Учебник «Алгебра» 9 класс (В двух частях). Автор А.Г. Мордкович. Издательство «Мнемозина». 2009 год.
 
 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных школ. Москва. Просвещение. 2010
 
 
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по курсу алгебры 9 класса составлена на основе
 
  приказа МО РФ от 09.02.1998 года № 322 «Об утверждении федерального базисного учебного плана»;
 
приказов МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98 года и №56 от 30.06.99 года об обязательном минимуме содержания начального общего, среднего общего и о временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования;
 
регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2006 - 2007 учебный год, утвержденного приказом Департамента образования Новосибирской области № 533 от 17.05.2006 года;
 
  программы по алгебре для 7 – 9 классов автора А.Г. Мордковича (второй вариант) в соответствии с учебником «Алгебра» 9 класс (в двух частях) автора А.Г. Мордковича, издательство «Мнемозина», 2009 год.
 
 Цели обучения:
 
  формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
 
формирование представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
 
развитие логического и критического мышления, ясности и точности мысли, алгоритмической культуры;
 
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
 
 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
 
 В ходе углублённого изучения математики у обучающихся должны сформироваться представления и понятия:
 
  Системы рациональных неравенств и методы их решения;
 
Уравнение с двумя переменными, его графическая модель;
 
Системы уравнений с двумя переменными и методы их решения;
 
Числовые функции, область определения, область значний, свойства (нули, монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значение, четность и нечетность, непрерывность и выпуклость), графики функций, их преобразование;
 
Числовая последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессии;
 
Числовая окружность, основные тригонометрические функции, основные тригонометрические тождества;
 
Координат вектора, метода координат;
 
Уравнений окружности и прямой;
 
Правильных многоугольников;
 
Движения, параллельного переноса, поворота.
 
 Кроме того необходимо развить следующие умения и навыки:
 
  Решать рациональные неравенства различными методами;
 
Решать нелинейные системы уравнений различными методами;
 
Решать текстовые задачи с помощью систем уравнений;
 
Исследовать функции по их графикам;
 
Решать задачи на применение свойств арифметической и геометрической прогрессий;
 
Решать задачи, используя метод координат;
 
Составлять уравнение прямой и уравнение окружности;
 
Вычислять длину окружности и находить площадь круга и кругового сектора;
 
Решать задачи на применение соотношений между сторонами и углами треугольника.
 
 Тематическое планирование составлено к УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра», 9 класс, М. «Мнемозина», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике.
 
 Курсивом в тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
 
 Обязательный минимум содержания.
 
 Числа и вычисления
 
  Числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости, изображение чисел точками числовой окружности;
 
Градусное и радианное измерение углов, перевод из одной системы в другую.
 
 Выражения и преобразования
 
  Числовая последовательность и способы ее задания: аналитический, словесный, рекуррентный. Монотонные последовательности.
 
Арифметическая и геометрическая прогрессии: определения, формулы п-члена, формулы суммы п членов, характеристические свойства;
 
Преобразование выражений с помощью основных тригонометрических тождеств.
 
 Уравнения и неравенства
 
  Уравнение с двумя переменными и его графическая интерпретация;
 
Система уравнений, основные методы решения нелинейных систем: графический, подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных;
 
Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи);
 
Рациональные неравенства и их системы. Основные методы решения рациональных неравенств: графическим методом, методом интервалов;
 
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, содержащие синус и косинус числового аргумента, их решение с помощью числовой окружности и графиков функций.
 
 Функции
 
  Определение функции. Способы задания функции. Область определения, область значений функции. Свойства функций: нули, промежутки знакопостоянства, монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значение функции на заданном промежутке. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно-геометрическое представление о непрерывности и выпуклости функций;
 
Степенная функция с целым показателем, ее график;
 
Тригонометрические функции числового аргумента. Функции y = sinx, y = cosx, их свойства и графики;
 
Графики реальных процессов.
 
 Метод координат
 
  Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности. Уравнение прямой.
 
 Соотношения между сторонами и углами треугольника
 
  Синус, косинус, тангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
 
 Длина окружности и площадь круга
 
  Правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
 
 Движения
 
  Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот.
 
 Некоторые замечательные теоремы планиметрии
 
  Теорема Чевы;
 
Теорема Менелая.
 
 Требования к уровню математической подготовки
 
 В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны
 
 знать/понимать
 
  сущность понятия алгоритма, примеры алгоритмов;
 
как используются математические формулы, уравнения, неравенства; примеры их применения для решения математических, физических и практических задач;
 
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
 
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами.
 
 уметь
 
  решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы, изображать множество решений неравенства на числовой прямой;
 
решать системы линейных и нелинейных уравнений;
 
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
 
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы членов прогрессии;
 
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции;
 
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
 
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
 
выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между реальными величинами;
 
моделировать практические ситуации и исследовать полученные модели;
 
интерпретировать графики реальных зависимостей между величинами.
 
 В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны
 
 уметь
 
  пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
 
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
 
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
 
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
 
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
 
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
 
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
 
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
 
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
 
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
 
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
  описания реальных ситуаций на языке геометрии;
 
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
 
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
 
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
 
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
 
 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АЛГЕБРЕ
 
        | Тема | Количество часов
 
 | Использование ИКТ
 
 | Использование проектной деятельности
 
 | Использование исследовательской деятельности
 
 |   | Повторение
 
 Графики функций
 
 Решение уравнений
 
 Решение неравенств
 
 Арифметический квадратный корень и его свойства
 
 Входная контрольная работа
 
 Неравенства с одной переменной. Системы и совокупности неравенств
 
 1.Рациональные неравенства
 
 2.Множества и операции над ними
 
 3.Системы неравенств
 
 Контрольная работа № 1
 
 4.Совокупности неравенств
 
 5.Неравенства с модулями
 
 6. Иррациональные неравенства
 
 7. Задачи с параметрами
 
 Контрольная работа № 2
 
 Системы уравнений
 
 8. Уравнения с двумя переменными
 
 9. Неравенства с двумя переменными
 
 10.Основные понятия, связанные с системами уравнений и неравенств с двумя переменными
 
 11.Методы решения систем уравнений
 
 Контрольная работа №3
 
 12.Однородные системы. Симметрические системы
 
 13.Иррациональные системы. Системы с модулями
 
 14.Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций
 
 Контрольная работа №4
 
 Числовые функции
 
 15.Определение числовой функции. Область определения, область значений
 
 16.Способы задания функций
 
 17. Свойства функций
 
 18. Четные и нечетные функции
 
 Контрольная работа №5
 
 19. Функции вида y = xm, их свойства и графики
 
 20.. Функции вида y =
  , её свойства и график 
 Прогрессии
 
 21.. Числовые последовательности -определение и способы задания
 
 22. Свойства числовых последовательностей
 
 23. Арифметическая прогрессия
 
 Контрольная работа №6
 
 24. Геометрическая прогрессия
 
 Решение задач на комбинацию арифметической и геометрической последовательностей
 
 Контрольная работа №6
 
 25. Метод математической индукции
 
 Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
 
 26.Комбинаторные задачи
 
 27.Статистика – дизайн информации
 
 28.Простейшие вероятностные задачи
 
 29.Экспериментальные данные и вероятности событий
 
 Контрольная работа №7
 
 Итоговое повторение.
 
 1. Преобразование алгебраических выражений
 
 2. Решение уравнений
 
 3. Решение систем уравнений
 
 4. Решение неравенств
 
 5. Решение систем неравенств
 
 6. Степени и корни
 
 7. Функции и графики
 
 8. Решение текстовых задач
 
 Пробная экзаменационная работа
 
 Итого
 
 | 5
 
 1
 
 1
 
 1
 
 1
 1
 
 30
 5
 
 2
 
 2
 
 1
 
 3
 
 4
 
 5
 
 4
 
 2
 
 37
 
 3
 
 3
 
 2
 
 9
 
 2
 5
 5
 
 6
 
 2
 
 25
 5
 
 3
 
 5
 
 5
 
 1
 3
 3
 
 27
 3
 2
 
 5
 
 1
 
 6
 
 5
 
 1
 
 4
 16
 
 4
 
 4
 
 5
 
 2
 
 1
 
 30
 
 4
 3
 
 3
 
 3
 
 3
 
 4
 
 3
 
 5
 
 2
 170 часов
 
 | 
 1
 
 
 1
 1
 
 1
 1
 
 
 1
 
 
 2
 
 1
 
 1
 
 
 1
 1
 
 1
 1
 
 1
 1
 
 1
 1
 
 1
 1
 
 1
 
 1
 1
 
 24 часа
 
 | 
 1
 
 1
 
 1
 
 
 3 проекта
 
 
 | 
 
 
 |  | 
 |  |