Главная страница

«Измерение углов»



Скачать 60.95 Kb.
Название«Измерение углов»
Дата05.04.2016
Размер60.95 Kb.
ТипУрок

Урок математики в 5 классе
Тема: «Измерение углов»

Цель деятельности учителя: создать условия для совершенствования навыков измерения углов, проведения первичной диагностики знаний учащихся по данной теме.

Планируемые результаты:

предметные умения: умеют демонстрировать знания основных понятий,

применять полученные знания для решения

практических задач; умеют работать с

транспортиром; контролировать процесс и результат

учебной математической деятельности;

Универсальные учебные действия:

познавательные: осуществляют логические действия, проводят синтез;

восстанавливают предметную ситуацию, описанную в

задаче с выделением только существенной для решения

задачи информации, формулируют ответы на вопросы;

регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность или

ошибочность выполнения учебной задачи; осуществляют

самоанализ и самоконтроль;

коммуникативные: аргументируют свою точку зрения, умеют вступать в

речевое общение, участвуют в диалоге;

личностные: формирование устойчивой мотивации к учению, творческой

инициативности и активности;

Термины и понятия: угол, сторона угла, вершина угла, биссектриса угла.

Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), групповая (Г).

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной

работы, измерительные инструменты (линейка, транспортир),

сигнальные карточки.

Тип урока: совершенствование умений и навыков, урок-практикум.
Ход урока:


I этап. Актуализация опорных знаний.

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверить степень усвоение теоретического материала

(Ф) Проведение тест-опроса с помощью мультимедийного проектора.

Учащиеся по сигналу учителя поднимают карточки с номерами правильных ответов. Ученики- консультанты проверяют правильность ответов.




Подвести итоги выполнения теста. Консультанты записывают в таблицу на доске баллы за правильные ответы каждому учащемуся.




Вопрос № 1 Назови угол, изображенный на рисунке.



Вопрос № 2 Назови вершину угла.



Вопрос № 3 Назови стороны угла.



Вопрос № 4 На каком рисунке изображена биссектриса угла?




II этап. Мотивация к деятельности.

Цель деятельности

Совместная деятельность

Создать условия для выполнения практической работы

(Ф)

– Мы проверили свои теоретические знания по теме «Углы» (элементы угла, способы обозначения), а какими практическими умениями должен владеть ученик при изучении этой темы?

Измерять углы, строить углы заданной градусной меры

– Мы закрепим наши умения в процессе выполнения практической работы, которая будет проходить в игровой форме.

Учащимся объясняется задание «Остров сокровищ»

– Сегодня вы все будете пиратами. Представим, что каждый из вас спрятал на острове клад. Схема его расположения показана на карте. Ваша задача составить письменную инструкцию о том, как найти клад. Длины участков пути известны, а углы поворотов – нет.

Задание: измерить углы, указанные на карте и занести их градусные меры в инструкцию.







Карточка-инструкция

  1. Пройди из бухты Ветров 11 миль на северо-запад.

  2. Поверни на ____0 на юг.

  3. Пройди 6 миль.

  4. Поверни на _____0 на юго-восток.

  5. Пройди 8 миль.

  6. Поверни на ____0 на северо-восток.

  7. Пройди 9 миль.

  8. Поверни на ____0 на юго-запад.

  9. Пройди 3 мили.

  10. Клад твой!

III этап. Самостоятельная практическая деятельность.

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепить умение изме-рять углы

Оказывает помощь учащимся, которые не разобрались в задании или отсутствовали на уроке, где объяснялся способ измерения углов.

Учащиеся измеряют углы, на своих картах и заносят числовые данные в карточки инструкции. После каждого этапа практической работы, учащиеся сверяют свои ответы с указанными на экране. Правильно выполнившие задание, получают отдельно вырезанную фразу из текста.







IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познакомить уча-щихся с историей транспортира и градуса, как угло-вой меры. Развитие навыка синтеза информации.

Консультирует учеников, допустивших ошибки в практической работе при выполнении работы над ошибками.

(Г)

Ученики, правильно выполнив-шие практическую работу и получившие карточки с отдельными фразами, составляют из них связный текст, работая в группе. Когда работа завершена, один ученик зачитывает текст.


Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол.

Измеряют углы в градусах. Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.

Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным.

На нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года.

Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

При проведении археологических работ в 1906 году в Египте был найден один инструмент, который, как оказалось, является не чем иным, как первым в истории транспортиром. Возраст инструмента составляет порядка 3400 лет.

Выглядит он как планка, на которой закреплен диск, разделенный на 16 равных секторов.





  1. Итоги урока. Рефлексия. Оценивание.

Учителю следует отметить, что в следующей теме учащиеся узнают о видах углов.

  1. Домашнее задание:

Перед тем, как задать домашнее задание, ученикам предлагается выполнить устно небольшое задание. Само задание не формулируется, ученики сами должны понять, что необходимо сделать.

1 м = 10 дм

5 м = ___ дм

7 дм = ?

1 см = ?

1 час = ?

1º = ?

Перед учениками возникает проблема: они не знают, на какие более мелкие единицы можно разбить градус. Учитель не подсказывает им, тем самым мотивируя их на поиски ответа на этот вопрос дома в дополнительных источниках.

Помимо этого задание можно дифференцировать по желанию: либо творческое на создание своей карты и маршрута поиска клада, либо номера из учебника.



Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол.

Измеряют углы в градусах. Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.

Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным.

На нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года.

Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

При проведении археологических работ в 1906 году в Египте был найден один инструмент, который, как оказалось, является не чем иным, как первым в истории транспортиром. Возраст инструмента составляет порядка 3400 лет.

Выглядит он как планка, на которой закреплен диск, разделенный на 16 равных секторов.