|
Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс» Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс». -М.:- Просвещение, 2009г. составитель Бурмистрова Т.А. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Планирование ориентировано на учебник «Алгебра, 9 класс», -М.: Просвещение ,2009г., под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам.
Содержание и структура Рабочей программы определяется целью математического образования:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; - воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых- математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачами данной программы обучения является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения. Учебно-методический комплект
Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского - М.: Просвещение,2009г
Элементы статистики и теории вероятностей Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского - М.: Просвещение, 2008г
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева - М.: Просвещение,2009г
Тематические тесты по алгебре для 9 класса Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз- М.: Просвещение, 2010г
Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителей. Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк, С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова- М.: Просвещение,2009г
Уроки алгебры в 9 классе В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева- М.: Просвещение,2009г Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 ч из расчёта 3 ч в неделю. В начале учебного года данной Рабочей программой предусмотрено повторение материала 8 класса в обьёме 4 часов, а в конце года повторение материала и подготовка к ГИА в объёме 17 ч. В примерной программе на повторение указано в конце учебного года повторение 21 час. Количество контрольных работ 8, согласно инструктивно- методическому письму «О преподавании математики в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» (БРИПКИППС Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области)
Результаты обучения
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ в конце логически законченных блоков учебного материала.
Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигнуть все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трём компонентам: «знать / понимать», «уметь», «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры 9 класса ученик должен знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; - как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; - как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; - вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации. Уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; - выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; - применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой; - определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; - определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; - моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; - описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; - вычислять средние значения результатов измерений; - находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; - распознавания логически некорректных рассуждений; - записи математических утверждений, доказательств; - анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; - решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; - понимания статистических утверждений.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| 1
| Повторение курса 8 класса. Входной контроль знаний.
| 4
|
|
| ГлаваКвадратичная функция 22
| 22
|
|
| §1
| Функции и их свойства
| 5
|
|
| 2
| Функция. Область определения и область значений функции.
| 2
|
|
| 3
| Свойства функций
| 3
|
|
| §2
| Квадратный трехчлен
| 4
|
|
| 4
| Квадратный трехчлен и его корни
| 2
|
|
| 5
| Разложение квадратного трехчлена на множители
| 2
|
|
| 6
| Контрольная работа№1. «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»
| 1
|
|
| §3
| Квадратичная функция и ее график
| 8
|
|
| 7
| Функция ,
ее график и свойства
| 2
|
|
| 8
| Графики функций
и у
| 2
|
|
| 9
| Построение графика квадратичной функции
| 4
|
|
| §4
| Степенная функция. Корень - й степени.
| 3
|
|
| 10
| Функция
| 1
|
|
| 11
| Корень - й степени
| 2
|
|
| 12
| Контрольная работа№2. «Квадратичная функция и ее график»
| 1
|
|
| ГлаваУравнения и неравенства с одной переменной
| 14
|
|
| §5
| Уравнения с одной переменной
| 8
|
|
| 13
| Целое уравнение и его корни
| 5
|
|
| 14
| Дробные рациональные уравнения
| 3
|
|
| §6
| Неравенства с одной переменной
| 5
|
|
| 15
| Решение неравенств второй степени с одной переменной
| 3
|
|
| 16
| Решение неравенств методом интервалов
| 2
|
|
| 17
| Контрольная работа №3. «Уравнения и неравенства с одной переменной»
| 1
|
|
| ГлаваУравнения и неравенства с двумя переменными
| 17
|
|
| §7
| Уравнения с двумя переменными и их системы
| 12
|
|
| 18
| Уравнение с двумя переменными и его график
| 2
|
|
| 19
| Графический способ решения систем уравнений
| 2
|
|
| 20
| Решение систем уравнений второй степени
| 4
|
|
| 21
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
| 4
|
|
| §8
| Неравенства с двумя переменными и их системы
| 4
|
|
| 22
| Неравенства с двумя переменными
| 2
|
|
| 23
| Системы неравенств с двумя переменными
| 2
|
|
| 24
| Контрольная работа №4. «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
| 1
|
|
| Глава Арифметическая и геометрическая прогрессии
| 15
|
|
| §9
| Арифметическая прогрессия
| 7
|
|
| 25
| Последовательности
| 1
|
|
| 26
| Определение арифметической прогрессии. Формула - го члена арифметической прогрессии
| 3
|
|
| 27
| Формула суммы первых членов арифметической прогрессии
| 3
|
|
| 28
| Контрольная работа №5. «Арифметическая прогрессия»
| 1
|
|
| §10
| Геометрическая прогрессия
| 6
|
|
| 29
| Определение геометрической прогрессии. Формула - го члена геометрической прогрессии
| 3
|
|
| 30
| Формула суммы первых членов геометрической прогрессии
| 3
|
|
| 31
| Контрольная работа №6. «Геометрическая прогрессия»
| 1
|
|
| Глава Элементы комбинаторики и теории вероятностей
| 13
|
|
| §11
| Элементы комбинаторики
| 9
|
|
| 32
| Примеры комбинаторных задач
| 2
|
|
| 33
| Перестановки
| 2
|
|
| 34
| Размещения
| 2
|
|
| 35
| Сочетания
| 3
|
|
| §12
| Начальные сведения из теории вероятностей
| 3
|
|
| 36
| Относительная частота случайного события
| 1
|
|
| 37
| Вероятность равновозможных событий
| 2
|
|
| 38
| Контрольная работа №7. «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
| 1
|
|
|
| Повторение
| 17
|
|
| 39
| Повторение. Преобразование рациональных выражений
| 2
|
|
| 40
| Повторение. Тождественные преобразования
| 1
|
|
| 41
| Повторение. Функции
| 1
|
|
| 42
| Повторение. Решение уравнений и систем уравнений
| 2
|
|
| 43
| Повторение. Решение задач
| 3
|
|
| 44
| Повторение. Неравенства и системы неравенств
| 2
|
|
| 45
| Повторение. Арифметическая прогрессия
| 1
|
|
| 46
| Повторение. Геометрическая прогрессия
| 1
|
|
| 47
| Повторение. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
| 2
|
|
| 48
| Итоговая контрольная работа
| 2
|
|
|
Содержание программы 1.Повторение.
Рациональные дроби. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
Основная цель - повторить, обобщить и систематизировать материал за курс алгебры 8 класса.
2. Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + Ьх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Учащиеся должны понять, что график функции у = ах2 + Ьх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Формировать у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы. Уметь находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак, уметь выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена и выполнять разложение квадратного трехчлена на множители.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хп при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводит- ся понятие корня п-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида
3. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0.
Уметь решать некоторые виды целых уравнений, используя разложение многочленов на множители и введение новой переменной.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Учащиеся должны уметь решать неравенства вида ах2 + bх + + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0, с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
4. Уравнения и неравенства с двумя переменными Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат. Решать системы неравенств с двумя переменными. 5. Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы -го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использованием терминологии, связанной с понятием последовательности. Вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена или рекуррентной формулой. Устанавливать закономерность в построении последовательности, если выписаны первые несколько ее членов. Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Решать задачи с использованием формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии. Рассматривать примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии. 6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, число кодов, шифров, паролей и т. п.).
Учащиеся должны уметь различать понятия «размещение» и «сочетание», и умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
Вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путем.
7. Повторение.
Основная цель – обобщить знания и умения учащихся.
Формы и средства обучения. Контрольные работы.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Алгебра 9.Учебник для общеобразовательных учреждений -М.: Просвещение, 2009.
2. Т.А.Бурмистрова. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс. -М.: Просвещение, 2009 3. Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз . Тематические тесты по алгебре для 9 класса - М.: Просвещение, 2010
4. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 9 классе: книга для учителя. -М: Просвещение,2009
5. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс- М.: Просвещение,2009.
6. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова И.С.Шлыкова. Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителей - М.: Просвещение,2009
7. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Элементы статистики и теории вероятностей - М.: Просвещение, 2008 Дополнительная литература. 1. Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович идр. Алгебра. Тематические тренировочные задания. ГИА(в новой форме) 9 класс ФИПИ- М:Эксмо 2010 2. Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович, С.Б.Суворова Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе - М: Просвещение, 2006
3. Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович идр. ГИА – 2010: экзамен в новой форме: Алгебра 9 класс.- М: АСТ: Астрель, 2009.
4. Федеральный институт педагогических измерений. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме Алгебра 2010 Интеллект – Центр 2010
5. Ф.Ф.Лысенко Учебно-методическое пособие. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009.-М: Легион,2008. |
|
|