Главная страница

Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс»



Скачать 249.88 Kb.
НазваниеРабочая программа по алгебре для 9 класса разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс»
Бурмистрова Т.А
Дата05.04.2016
Размер249.88 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс». -М.:- Просвещение, 2009г. составитель Бурмистрова Т.А. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Планирование ориентировано на учебник «Алгебра, 9 класс», -М.: Просвещение ,2009г., под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам.

Содержание и структура Рабочей программы определяется целью математического образования:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; - воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых- математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Задачами данной программы обучения является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информати­ки; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразо­вание символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творче­ству. Получе­ние школьниками конкретных знаний о функциях как важней­шей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экс­поненциальных, периодических и др.), для формирования у уча­щихся представлений о роли математики в развитии цивилиза­ции и культуры. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Учебно-методический комплект

Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского - М.: Просвещение,2009г

Элементы статистики и теории вероятностей Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского - М.: Просвещение, 2008г

Дидактические материалы по алгебре для 9 класса Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева - М.: Просвещение,2009г

Тематические тесты по алгебре для 9 класса Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз- М.: Просвещение, 2010г

Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителей. Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк, С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова- М.: Просвещение,2009г

Уроки алгебры в 9 классе В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева- М.: Просвещение,2009г
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 ч из расчёта 3 ч в неделю. В начале учебного года данной Рабочей программой предусмотрено повторение материала 8 класса в обьёме 4 часов, а в конце года повторение материала и подготовка к ГИА в объёме 17 ч. В примерной программе на повторение указано в конце учебного года повторение 21 час. Количество контрольных работ 8, согласно инструктивно- методическому письму «О преподавании математики в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» (БРИПКИППС Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области)

Результаты обучения

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ в конце логически законченных блоков учебного материала.

Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигнуть все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трём компонентам: «знать / понимать», «уметь», «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения алгебры 9 класса ученик должен знать/понимать

- существо понятия математического доказательства; приво­дить примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и не­равенства; примеры их применения для решения математиче­ских и практических задач; - как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; - как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; - вероятностный характер многих закономерностей окружающе­го мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.
Уметь

- составлять буквенные выражения и формулы по условиям за­дач; осуществлять в выражениях и формулах числовые под­становки и выполнять соответствующие вычисления, осуще­ствлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; - выполнять основные действия со степенями с целыми показа­телями, с многочленами и с алгебраическими дробями; вы­полнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; - применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выраже­ний, содержащих квадратные корни;

- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных урав­нений и несложные нелинейные системы;

- решать линейные и квадратные неравенства с одной перемен­ной и их системы;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпре­тировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

- изображать числа точками на координатной прямой; - определять координаты точки плоскости, строить точки с за­данными координатами; изображать множество решений ли­нейного неравенства;

- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и сум­мы нескольких первых членов;

- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; - определять свойства функции по ее графику; применять гра­фические представления при решении уравнений, систем, не­равенств;

описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения расчетов по формулам, составления формул, вы­ражающих зависимости между реальными величинами; нахо­ждения нужной формулы в справочных материалах; - моделирования практических ситуаций и исследования по­строенных моделей с использованием аппарата алгебры; - описания зависимостей между физическими величинами со­ответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

- интерпретации графиков реальных зависимостей между вели­чинами.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Уметь

- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использо­вать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровер­жения утверждений;

- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диа­граммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

- решать комбинаторные задачи путем систематического пере­бора возможных вариантов и с использованием правила умно­жения; - вычислять средние значения результатов измерений; - находить частоту события, используя собственные наблюде­ния и готовые статистические данные;

- находить вероятности случайных событий в простейших слу­чаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; - распознавания логически некорректных рассуждений; - записи математических утверждений, доказательств; - анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

- решения практических задач в повседневной и профессио­нальной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; - решения учебных и практических задач, требующих система­тического перебора вариантов;

- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических си­туациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; - понимания статистических утверждений.

Календарно-тематическое планирование





п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Повторение курса 8 класса. Входной контроль знаний.

4







ГлаваКвадратичная функция 22

22







§1

Функции и их свойства

5







2

Функция. Область определения и область значений функции.

2







3

Свойства функций

3







§2

Квадратный трехчлен

4







4

Квадратный трехчлен и его корни

2







5

Разложение квадратного трехчлена на множители

2







6

Контрольная работа№1. «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»

1







§3

Квадратичная функция и ее график

8







7

Функция
,

ее график и свойства

2







8

Графики функций


и у

2







9

Построение графика квадратичной функции

4







§4

Степенная функция. Корень �� - й степени.

3







10

Функция



1







11

Корень ��- й степени

2







12

Контрольная работа№2. «Квадратичная функция и ее график»

1







ГлаваУравнения и неравенства с одной переменной

14







§5

Уравнения с одной переменной

8







13

Целое уравнение и его корни

5







14

Дробные рациональные уравнения

3







§6

Неравенства с одной переменной

5







15

Решение неравенств второй степени с одной переменной

3







16

Решение неравенств методом интервалов

2







17

Контрольная работа №3. «Уравнения и неравенства с одной переменной»

1







ГлаваУравнения и неравенства с двумя переменными

17







§7

Уравнения с двумя переменными и их системы

12







18

Уравнение с двумя переменными и его график

2







19

Графический способ решения систем уравнений

2







20

Решение систем уравнений второй степени

4







21

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

4







§8

Неравенства с двумя переменными и их системы

4







22

Неравенства с двумя переменными

2







23

Системы неравенств с двумя переменными

2







24

Контрольная работа №4. «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

1







Глава Арифметическая и геометрическая прогрессии

15







§9

Арифметическая прогрессия

7







25

Последовательности

1







26

Определение арифметической прогрессии. Формула ��- го члена арифметической прогрессии

3







27

Формула суммы первых �� членов арифметической прогрессии

3







28

Контрольная работа №5. «Арифметическая прогрессия»

1







§10

Геометрическая прогрессия

6







29

Определение геометрической прогрессии. Формула ��- го члена геометрической прогрессии

3







30

Формула суммы первых �� членов геометрической прогрессии

3







31

Контрольная работа №6. «Геометрическая прогрессия»

1







Глава Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13







§11

Элементы комбинаторики

9







32

Примеры комбинаторных задач

2







33

Перестановки

2







34

Размещения

2







35

Сочетания

3







§12

Начальные сведения из теории вероятностей

3







36

Относительная частота случайного события

1







37

Вероятность равновозможных событий

2







38

Контрольная работа №7. «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

1










Повторение

17







39

Повторение. Преобразование рациональных выражений


2







40

Повторение. Тождественные преобразования

1







41

Повторение. Функции

1







42

Повторение. Решение уравнений и систем уравнений

2







43

Повторение. Решение задач

3







44

Повторение. Неравенства и системы неравенств

2







45

Повторение. Арифметическая прогрессия

1







46

Повторение. Геометрическая прогрессия

1







47

Повторение. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

2







48

Итоговая контрольная работа

2









Содержание программы
1.Повторение.

Рациональные дроби. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства. Степень с целым показателем. Элементы статистики.

Основная цель - повторить, обобщить и систематизировать материал за курс алгебры 8 класса.

2. Свойства функций. Квадратичная функция

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разло­жение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + Ьх + с, ее свойства и график. Степенная функция.

Основная цель — расширить сведения о свойствах функ­ций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратич­ной функции.

Учащиеся должны понять, что график функции у = ах2 + Ьх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух па­раллельных переносов. Формировать у учащих­ся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось сим­метрии, направление ветвей параболы. Уметь находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак, уметь выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена и выполнять разложение квадратного трехчлена на множители.

Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции
у = хп при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводит-
ся понятие корня п-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида 

3. Уравнения и неравенства с одной переменной

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Нера­венства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведе­ния о решении целых и дробных рациональных уравнений с од­ной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0.

Уметь решать некоторые виды целых уравнений, используя разложение многочленов на множители и введение новой переменной.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.

Учащиеся должны уметь решать неравенства вида ах2 + bх + + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0, с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).

Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью ко­торого решаются несложные рациональные неравенства.

4. Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя перемен­ными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершается изучение систем уравнений с дву­мя переменными. Основное внимание уделяется системам, в ко­торых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Из­вестный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к реше­нию квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь решать системы двух уравнений с двумя переменны­ми, указанные в содержании. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; ин­терпретировать результат. Решать системы неравенств с двумя переменными.
5. Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы -го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убываю­щая геометрическая прогрессия. Основная цель — дать понятия об арифметической и гео­метрической прогрессиях как числовых последовательностях осо­бого вида.

Применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использованием терминологии, связан­ной с понятием последовательности. Вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена или рекуррентной формулой. Уста­навливать закономерность в построении последователь­ности, если выписаны первые несколько ее членов. Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Решать задачи с использованием формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии. Рассматривать примеры из реальной жизни, иллюст­рирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии.
6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями пе­рестановки, размещения, сочетания и соответствующими форму­лами для подсчета их числа; ввести понятия относительной час­тоты и вероятности случайного события.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или ком­бинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, чис­ло кодов, шифров, паролей и т. п.).

Учащиеся должны уметь различать понятия «размещение» и «сочета­ние», и умение определять, о каком виде ком­бинаций идет речь в задаче.

Вычислять частоту случайного собы­тия; оценивать вероятность с помощью частоты, получен­ной опытным путем.

7. Повторение.

Основная цель – обобщить знания и умения учащихся.

Формы и средства обучения. Контрольные работы.

























Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Алгебра 9.Учебник для общеобразовательных учреждений -М.: Просвещение, 2009.

2. Т.А.Бурмистрова. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс. -М.: Просвещение, 2009 3. Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз . Тематические тесты по алгебре для 9 класса - М.: Просвещение, 2010

4. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 9 классе: книга для учителя. -М: Просвещение,2009

5. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс- М.: Просвещение,2009.

6. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова И.С.Шлыкова. Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителей - М.: Просвещение,2009

7. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Элементы статистики и теории вероятностей - М.: Просвещение, 2008
Дополнительная литература.
1. Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович идр. Алгебра. Тематические тренировочные задания. ГИА(в новой форме) 9 класс ФИПИ- М:Эксмо 2010 2. Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович, С.Б.Суворова Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе - М: Просвещение, 2006

3. Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович идр. ГИА – 2010: экзамен в новой форме: Алгебра 9 класс.- М: АСТ: Астрель, 2009.

4. Федеральный институт педагогических измерений. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме Алгебра 2010 Интеллект – Центр 2010

5. Ф.Ф.Лысенко Учебно-методическое пособие. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009.-М: Легион,2008.