Главная страница


Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи»



Скачать 226.72 Kb.
НазваниеРабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи»
Дата12.02.2016
Размер226.72 Kb.
ТипРабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса
Пояснительная записка.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.

Число первоклассников, не готовых к усвоению чтения – 40%, к письму – 50%; испытывают трудности в общении – 10 – 15%; имеют нарушения звукопроизношения – 25%.

Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.

В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.

Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.

Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.

Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.

Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.
Цель программы:

коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми компетенциями для обучения русскому языку и чтению.
Задачи программы:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;

  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;

  • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;

  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

  • развитие внимания, памяти, мышления;

  • формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;

  • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.


Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Данная программа рассчитана на 2 учебных года.
Цель I этапа

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи I этапа

  • Развитие фонематических процессов.

  • Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.

  • Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

  • Закрепление звукобуквенных связей.

  • Коррекция дефектов произношения.

  • Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

  • Развитие внимания, памяти и мышления.

  • Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

словарного запаса.

  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы

    1. Развитие звуковой стороны речи:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

  • коррекция дефектов произношения.

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приёмов  самоконтроля;

  • произвольности общения и поведения.

    1. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности;

  • работа в определённом темпе;

  • применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание I этапа

Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с 16 сентября по 1 – 3 марта, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Для детей с выраженным ОНР число занятий может быть увеличено на 15 – 20. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 35 минут (первое полугодие); 40 минут (второе полугодие).

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу первого этапа у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

  • поставлены и отдифференцированны все звуки.

  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

  • сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.

Цель II этапа

Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.

Основные задачи и направления работы

    1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций;

  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приёмов самоконтроля;

  • произвольности общения и поведения.

    1. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности;

  • контроль за ходом своей деятельности;

  • работа в определённом темпе;

  • применение знаний в новых ситуациях.

  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Структура и содержание второго этапа

На второй этап коррекционно-развивающего обучения отводится примерно 35 – 45 занятий. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю. Длительность занятия 40 – 45 минут.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу второго этапа учащиеся должны научиться:

  • ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

  • активно пользоваться различными способами словообразования;

  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;

  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Цель III этапа

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания

Основные задачи и направления работы

1. Развитие навыков построения связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности высказывания

4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Структура и содержание третьего этапа

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю начиная с апреля (первый год обучения) и на протяжении всего второго года обучения по методике В.К. Воробьевой. Занятие длится 45 минут. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:

  • составлять предложения различных синтаксических конструкций;

  • анализировать текст:

  • определять тему рассказа (текста);

  • определять основную мысль текста;

  • определять последовательность и связность предложений в тексте;

  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

  • составлять план связного высказывания.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно-развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.
29 учебных недель (87ч).




Дата

Тема занятия.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Лексико-граммаические упражнения

ОНР

НВОНР 1

НВОНР 2

1










Дифференциация понятий: «Речь. Предложение».

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

2










Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения.

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

3










Дифференциация понятий: «Предложение. Слово».

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

4










Анализ простого нераспространенного предложения.

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

5










Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов.

Узнавание неречевых звуков.

Существительные мужского и женского рода.

6










Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.

Узнавание неречевых звуков.

Существительные мужского и женского рода.

7










Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Существительные мужского и женского рода.

8










Закрепление. Обучающий диктант.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Существительные мужского и женского рода.

9










Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог».

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

10










Слогообразующая роль гласных звуков.



Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

11










Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

12










Ударение.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

13










Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

14










Звуковой анализ слов типа «мак».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Существительные, которые употребляются только в ед. числе.

15










Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Существительные, которые употребляются только во мн. числе.

16










Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы настоящего времени в ед. и мн. числе.

17










Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы настоящего времени в ед. и мн. числе.

18










Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы прошедшего времени м. и ж. рода..

19










Обучающий диктант.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы несовершенного и совершенного вида.

20










Обобщающее занятие.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в В. падеже.

21










Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в В. падеже.

22










Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Р. падеже.

23










Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Р. падеже.

24










Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Д. падеже.

25










Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Тв. падеже.

26










Обучающий диктант.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Тв. падеже.

27










Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда.

Дифференциация слогов.

Повторение.

28










Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.




Повторение.

29










Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов.




Существительные ср. рода.

30










Дифференциация гласных звуков 1 ряда на материале слогов и слов.




Дифференциация сущ. по родам.

31










Дифференциация понятий: «Звук. Буква».




Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде.

32










Дифференциация понятий: «Звук. Буква».




Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде.

33










Образование гласных 2 ряда.




Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде.

34










Образование гласных 2 ряда.




Предлоги НА, В со значением местонахождения.

35










Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.




Предлоги ПОД, ЗА со значением местонахождения.

36










Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений.




Повторение.

37










Обучающий диктант.




Повторение.

38










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах.




Предлоги В, ИЗ в значении направления движения.

39










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях.




Предлоги В, НА, ИЗ в других значениях.

40










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И предложениях и текстах.




Предлог С в различных значениях.

41










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление.




Предлоги НА, НАД. Повторение.

42










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах.




Согласование прил. с сущ. мн. числа в Им. падеже.

43










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях.




Мн. число сущ. ср. и м. рода.

44










Р/Р Сравнение рассказа с набором слов.




Мн. число сущ. ср. и м. рода.

45










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах.




Возвратные и невозвратные глаголы.

46










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах.




Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

47










Р/Р Сравнение рассказа с набором предложении, не связанных между собой.




Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

48










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях.




Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

49










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах.




Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

50










Р/Р Сравнение рассказа с коммуникативно-слабыми предложениями.




Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

51










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными. Закрепление.




Приставочные глаголы.

52










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах.




Приставочные глаголы.

53










Р/Р Сравнение рассказа с его деформированным вариантом.




Приставочные глаголы.

54










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях.




Словообразование им. сущ.

55










Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах.




Словообразование им. сущ.

56










Р/Р Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.




Словообразование им. сущ.

57










Закрепление. Обучающий диктант.




Словообразование им. сущ.

58










Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.




Словообразование им. сущ.

59










Р/Р Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.




Словообразование им. сущ.

60










Твердые и мягкие согласные звуки перед Е




Структура и смысл предложения.

61










Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.




Структура и смысл предложения.

62










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Дождик».




Распространенные и нераспространенные предложения.

63










Обучающий диктант с грамматическим заданием.




Количество слов в предложении.

64










Анализ работ. Работа над ошибками.




Количество слов в предложении.

65










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Как утята напугали котенка».




Количество слов в предложении.

66










Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц].




Количество слов в предложении.

67










Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й].




Сущ. с суффиксом -НИК-,

-НИЦ-.

68










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Живая тропинка».




Сущ. с суффиксом -НИК-,

-НИЦ-.

69










Обозначение мягкости согласных Ь знаком.




Сущ. с суффиксом -ЩИК-,

-ИСТ-.

70










Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова.




Повторение.

71










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Как медведь себя испугал».




Относительные прилагательные.

72










Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова.




Относительные прилагательные.

73










Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.




Относительные прилагательные.

74










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Еж и Маша».




Относительные прилагательные.

75










Обучающий диктант.




Относительные прилагательные.

76










Работа над ошибками. Дифференциация звуков и букв: О – У в слогах и словах.




Сравнительная степень наречий и прилагательных.

77










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Муравей и голубка».




Сравнительная степень наречий и прилагательных.

78










Дифференциация звуков и букв: О – У в словах и предложениях.




Притяжательные прилагательные.

79










Дифференциация звуков и букв: О – У в предложениях и текстах.




Притяжательные прилагательные.

80










Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Олененок».




Согласование притяжательных прил. с сущ. в роде и числе.

81










Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах.




Повторение.

82










Дифференциация букв Ё – Ю в словах и предложениях.







83










Дифференциация букв Ё – Ю в предложениях и текстах.







84










Контрольное списывание.







85










Итоговый диктант с грамматическим заданием.







86










Анализ работ. Работа над ошибками.







87










Итоговое занятие.