Главная страница


Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико фонематического недоразвития речи»



Скачать 193.29 Kb.
НазваниеРабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико фонематического недоразвития речи»
Дата10.03.2016
Размер193.29 Kb.
ТипРабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса
Пояснительная записка.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.

Число первоклассников, не готовых к усвоению чтения – 40%, к письму – 50%; испытывают трудности в общении – 10 – 15%; имеют нарушения звукопроизношения – 25%.

Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.

В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются фонетико – фонематические нарушения речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.

Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.

Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.

Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.

Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.
Цель программы:

коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми компетенциями для обучения русскому языку и чтению.
Задачи программы:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;

  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;

  • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;

  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

  • развитие внимания, памяти, мышления;


Данная программа рассчитана на 1 учебный год.
Цель:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи:

  • Развитие фонематических процессов.

  • Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.

  • Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

  • Закрепление звукобуквенных связей.

  • Коррекция дефектов произношения.

  • Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

  • Развитие внимания, памяти и мышления.

  • Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

словарного запаса.

  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы

    1. Развитие звуковой стороны речи:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

  • коррекция дефектов произношения.

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приёмов  самоконтроля;

  • произвольности общения и поведения.

    1. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности;

  • работа в определённом темпе;

  • применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание.

Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с 16 сентября по 1 – 3 марта, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Для детей с выраженным ОНР число занятий может быть увеличено на 15 – 20. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 35 минут (первое полугодие); 40 минут (второе полугодие).

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу обучения у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

  • поставлены и отдифференцированны все звуки.

  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

  • сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.
29 учебных недель (3 занятия в неделю – 87ч).




Дата

Тема занятия.

Примечание.

1




Дифференциация понятий: «Речь. Предложение».




2




Дифференциация понятий: «Предложение. Слово».




3




Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения.




4




Анализ простого нераспространенного предложения.




5




Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов.




6




Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.




7




Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.




8




Закрепление. Обучающий диктант.




9




Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов.




10




Звуковой анализ слов типа «мак».




11




Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог».




12




Слогообразующая роль гласных звуков.




13




Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.




14




Ударение.




15




Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна».




16




Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина».




17




Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка».




18




Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.




19




Обучающий диктант.




20




Обобщающее занятие.




21




Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова.




22




Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова.




23




Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.




24




Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры.




25




Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.




26




Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда.




27




Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.




28




Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов.




29




Дифференциация гласных звуков 1 ряда на материале слогов и слов.




30




Дифференциация понятий: «Звук. Буква».




31




Дифференциация понятий: «Звук. Буква».




32




Образование гласных 2 ряда.




33




Образование гласных 2 ряда. Обучающий диктант.




34




Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.




35




Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений.




36




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах.




37




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях.




38




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И предложениях и текстах.




39




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление.




40




Обучающий диктант.




41




Обобщающее занятие.




42




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах.




43




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях.




44




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах.




45




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах.




46




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях.




47




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах.




48




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными. Закрепление.




49




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах.




50




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях.




51




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах.




52




Закрепление. Обучающий диктант.




53




Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах.




54




Дифференциация букв Ё – Ю в словах и предложениях.




55




Дифференциация букв Ё – Ю в предложениях и текстах.




56




Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.




57




Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.




58




Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц].




59




Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й].




60




Обозначение мягкости согласных Ь знаком.




61




Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова.




62




Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова.




63




Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.




64




Дифференциация звуков и букв: О – У в слогах и словах.




65




Дифференциация звуков и букв: О – У в словах и предложениях.




66




Дифференциация звуков и букв: О – У в предложениях и текстах.




67




Обучающий диктант с грамматическим заданием.




68




Анализ работ. Работа над ошибками.




69




Согласные звуки. Звонкие - глухие. Парные согласные звуки по звонкости и глухости.




70




Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах и словах.




71




Дифференциация звуков [п] - [б] в предложениях и текстах.




72




Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах и словах.




73




Дифференциация звуков [т] - [д] в предложениях и текстах.




74




Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах и словах.




75




Дифференциация звуков [к] - [г] в предложениях и текстах.




76




Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах и словах.




77




Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях и текстах.




78




Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах и словах.




79




Дифференциация звуков [с] - [з] в предложениях и текстах.




80




Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах и словах.




81




Дифференциация звуков [ш] - [ж] в предложениях и текстах.




82




Обобщение по теме парные согласные звуки.




83




Обобщение по теме парные согласные звуки.




84




Контрольное списывание.




85




Анализ работ. Обобщение материала.




86




Итоговый диктант с грамматическим заданием.




87




Анализ работ. Работа над ошибками.





29 учебных недель (2 занятия в неделю – 58ч).




Дата

Тема занятия.

Примечание.

1




Дифференциация понятий: «Речь. Предложение».




2




Дифференциация понятий: «Предложение. Слово».




3




Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения.




4




Анализ простого нераспространенного предложения.




5




Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов.




6




Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.




7




Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.




8




Закрепление. Обучающий диктант.




9




Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов.




10




Звуковой анализ слов типа «мак».




11




Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог».




12




Слогообразующая роль гласных звуков.




13




Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.




14




Ударение.




15




Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна».




16




Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина».




17




Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка».




18




Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.




19




Обучающий диктант. Обобщающее занятие.




20




Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова.




21




Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова.




22




Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.




23




Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры.




24




Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.




25




Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда.




26




Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.




27




Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов.




28




Дифференциация понятий: «Звук. Буква».




29




Образование гласных 2 ряда.




30




Образование гласных 2 ряда. Обучающий диктант.




31




Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.




32




Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений.




33




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах.




34




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях.




35




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И предложениях и текстах.




36




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление. Обучающий диктант.




37




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах.




38




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях.




39




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах.




40




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах.




41




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях.




42




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах.




43




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах.




44




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях.




45




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах.




46




Закрепление. Обучающий диктант.




47




Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.




48




Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц].




49




Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й].




50




Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова.




51




Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова.




52




Обобщение по теме.




53




Контрольное списывание.




54




Анализ работ. Обобщение материала.




55




Закрепление.




56




Итоговый диктант с грамматическим заданием.




57




Анализ работ. Работа над ошибками.




58




Итоговое занятие.