Главная страница


Рабочая программа элективного курса по математике для 10а класса «Задачи с параметрами» Зубенко Надежды Александровны



Скачать 55.63 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по математике для 10а класса «Задачи с параметрами» Зубенко Надежды Александровны
Дата11.02.2016
Размер55.63 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Уршельская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена

на заседании МО Приказом директора школы

учителей математики №203а от 30.08.2012 г.

29 августа 2012 г.

Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.

Рабочая программа

элективного курса по математике для 10а класса

«Задачи с параметрами»

Зубенко Надежды Александровны

2012 год

Пояснительная записка

Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах.

7 класс - при изучении линейной функции и линейного уравнения с одной переменной.

8 класс – при изучении квадратных уравнений.

Общеобразовательная программа школьного курса математики не предусматривает решение задач с параметрами, а на вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ по математике задачи с параметрами присутствуют, решение которых вызывает большие затруднения учащихся. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Основная задача курса – познакомить учащихся с общими подходами решения заданий с параметрами, подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с задачами, содержащие параметры.

Решить уравнение, определить количество решений, исследовать уравнение, найти положительные корни, доказать, что неравенство не имеет решений и т.д.- все это варианты параметрических примеров. Поэтому невозможно дать универсальных указаний по решению примеров, в данном курсе рассматриваются различные примеры с решениями. Материал курса представлен по схеме: справочные сведения, примеры с решениями, примеры для самостоятельной работы, примеры для определения успешности усвоения материала.

Решение заданий с параметрами способствуют формированию навыков исследовательской деятельности, интеллектуальному развитию.

Цели курса:

- систематизировать знания учащихся, полученные при решении линейных и квадратных уравнений и неравенств;

- выявить и развить их математические способности;

- создать целостное представление о решении линейных уравнений и неравенств, содержащих параметры;

- создать целостное представление о решении квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметры;

- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематический план

Номер урока

Название темы

Количество часов

1-2

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным.

2

3-4

Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным.

2

5-6

Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

2

7-8

Квадратные неравенства.

2

9-12

Квадратный трехчлен, расположение корней квадратного трехчлена.

4

13-15

Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем.

3

16-19

Решение трансцендентных уравнений и неравенств.

4

20

Графические интерпретации.

1

21-22

Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях.

2

23-24

Решение систем с параметром.

2

25-26

Применение производной при решении некоторых задач с параметром.

2

27-29

Параметры. Задания для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы.

3

30-32

Задания с параметром части 3 единого государственного экзамена(ЕГЭ).

3

Содержание программы учебного курса

Тема 1. Решение линейных уравнений и неравенств, квадратных уравнений и неравенств, решение задач на применение теоремы Виета.

Тема 2. Первоначальные сведения о задачах с параметром.

Понятие параметра. Что означает «решить задачу с параметром»? Основные типы задач с параметром. Основные способы решения задач с параметром.

Примеры решения линейных уравнений с параметром.

Тема 4. Решение линейных неравенств, содержащих параметры.

Примеры решения линейных неравенств с параметром.

Тема 5. Квадратные уравнения. Теорема Виета.

Примеры решения квадратных уравнений с параметром.

Содержание обучения:

1. Знакомство с параметром.

2. Аналитические решения основных типов задач.

Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем («ветвление»). Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр как равноправная переменная.

3. Свойства функций в задачах с параметрами.

Область значений функции. Экстремальные свойства функций. Монотонность. Четность. Периодичность. Обратимость.

4. Графические приемы. Координатная плоскость (х; у).

Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Сжатие к прямой. Две прямые на плоскости.

5. Графические приемы. Координатная плоскость (х; а).

6. Квадратная функция.

«Каркас» квадратной функции. Дискриминант, старший коэффициент. Вершина параболы. Корни квадратной функции. Теорема. Виета. Расположение корней квадратной функции относительно заданных точек. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратной функции.

7. Применение производной.

Касательная к кривой. Критические точки. Монотонность. Наибольшие и наименьшие значения функции. Оценки. Построение графиков функций.

8. Методы поиска необходимых условий.

Использование симметрии аналитических выражений. «Выгодная точка». Разные приемы.

Средства контроля

Учебно-методические средства обучения

  1. В.В. Мочалов, В.В. Сильвестров. Уравнения и неравенства с параметрами. Ч.:Изд-во ЧГУ, 2004. – 175с.

  2. Ястребинский Г.А. Задачи с параметрами. М.: Просвещение, 1986, - 128 с.

  3. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов среднй школы. М.: Просвещение, 1991. – 351 с.

  4. Т. Пескова. Первое знакомство с параметрами в уравнениях. Учебно-методическая газета «Математика». №36, 1999.

  5. Т. Косякова. Решение линейных и квадратных неравенств, содержащих параметры. 9 кл. Учебно-методическая газета «Математика».№ 25 – 26, № 27 – 28. 2004.

  6. Т. Горшенина. Задачи с параметром. 8 кл. Учебно-методическая газета «Математика». №16. 2004.

  7. Ш. Цыганов. Квадратные трёхчлены и параметры. Учебно-методическая газета «Математика». №5. 1999.

  8. С. Неделяева. Особенности решения задач с параметром. Учебно-методическая газета «Математика». №34. 1999.

9. В.В. Локоть Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. Учебно-методическое пособие .Москва 2005.