|
Рабочая программа элективного курса по математике для 10а класса «Задачи с параметрами» Зубенко Надежды Александровны Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа Принята Утверждена
на заседании МО Приказом директора школы
учителей математики №203а от 30.08.2012 г.
29 августа 2012 г.
Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.
Рабочая программа
элективного курса по математике для 10а класса
«Задачи с параметрами»
Зубенко Надежды Александровны
2012 год
Пояснительная записка
Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах.
7 класс - при изучении линейной функции и линейного уравнения с одной переменной.
8 класс – при изучении квадратных уравнений.
Общеобразовательная программа школьного курса математики не предусматривает решение задач с параметрами, а на вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ по математике задачи с параметрами присутствуют, решение которых вызывает большие затруднения учащихся. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Основная задача курса – познакомить учащихся с общими подходами решения заданий с параметрами, подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с задачами, содержащие параметры.
Решить уравнение, определить количество решений, исследовать уравнение, найти положительные корни, доказать, что неравенство не имеет решений и т.д.- все это варианты параметрических примеров. Поэтому невозможно дать универсальных указаний по решению примеров, в данном курсе рассматриваются различные примеры с решениями. Материал курса представлен по схеме: справочные сведения, примеры с решениями, примеры для самостоятельной работы, примеры для определения успешности усвоения материала.
Решение заданий с параметрами способствуют формированию навыков исследовательской деятельности, интеллектуальному развитию.
Цели курса:
- систематизировать знания учащихся, полученные при решении линейных и квадратных уравнений и неравенств;
- выявить и развить их математические способности;
- создать целостное представление о решении линейных уравнений и неравенств, содержащих параметры;
- создать целостное представление о решении квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметры;
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся Учебно-тематический план
Номер урока
| Название темы
| Количество часов
| 1-2
| Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным.
| 2
| 3-4
| Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным.
| 2
| 5-6
| Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.
| 2
| 7-8
| Квадратные неравенства.
| 2
| 9-12
| Квадратный трехчлен, расположение корней квадратного трехчлена.
| 4
| 13-15
| Решение иррациональных уравнений, неравенств и систем.
| 3
| 16-19
| Решение трансцендентных уравнений и неравенств.
| 4
| 20
| Графические интерпретации.
| 1
| 21-22
| Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях.
| 2
| 23-24
| Решение систем с параметром.
| 2
| 25-26
| Применение производной при решении некоторых задач с параметром.
| 2
| 27-29
| Параметры. Задания для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы.
| 3
| 30-32
| Задания с параметром части 3 единого государственного экзамена(ЕГЭ).
| 3
| Содержание программы учебного курса
Тема 1. Решение линейных уравнений и неравенств, квадратных уравнений и неравенств, решение задач на применение теоремы Виета.
Тема 2. Первоначальные сведения о задачах с параметром.
Понятие параметра. Что означает «решить задачу с параметром»? Основные типы задач с параметром. Основные способы решения задач с параметром.
Примеры решения линейных уравнений с параметром.
Тема 4. Решение линейных неравенств, содержащих параметры.
Примеры решения линейных неравенств с параметром.
Тема 5. Квадратные уравнения. Теорема Виета.
Примеры решения квадратных уравнений с параметром.
Содержание обучения:
1. Знакомство с параметром.
2. Аналитические решения основных типов задач.
Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем («ветвление»). Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр как равноправная переменная.
3. Свойства функций в задачах с параметрами.
Область значений функции. Экстремальные свойства функций. Монотонность. Четность. Периодичность. Обратимость.
4. Графические приемы. Координатная плоскость (х; у).
Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Сжатие к прямой. Две прямые на плоскости.
5. Графические приемы. Координатная плоскость (х; а).
6. Квадратная функция.
«Каркас» квадратной функции. Дискриминант, старший коэффициент. Вершина параболы. Корни квадратной функции. Теорема. Виета. Расположение корней квадратной функции относительно заданных точек. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратной функции.
7. Применение производной.
Касательная к кривой. Критические точки. Монотонность. Наибольшие и наименьшие значения функции. Оценки. Построение графиков функций.
8. Методы поиска необходимых условий.
Использование симметрии аналитических выражений. «Выгодная точка». Разные приемы.
Средства контроля
Учебно-методические средства обучения
В.В. Мочалов, В.В. Сильвестров. Уравнения и неравенства с параметрами. Ч.:Изд-во ЧГУ, 2004. – 175с.
Ястребинский Г.А. Задачи с параметрами. М.: Просвещение, 1986, - 128 с.
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов среднй школы. М.: Просвещение, 1991. – 351 с.
Т. Пескова. Первое знакомство с параметрами в уравнениях. Учебно-методическая газета «Математика». №36, 1999.
Т. Косякова. Решение линейных и квадратных неравенств, содержащих параметры. 9 кл. Учебно-методическая газета «Математика».№ 25 – 26, № 27 – 28. 2004.
Т. Горшенина. Задачи с параметром. 8 кл. Учебно-методическая газета «Математика». №16. 2004.
Ш. Цыганов. Квадратные трёхчлены и параметры. Учебно-методическая газета «Математика». №5. 1999.
С. Неделяева. Особенности решения задач с параметром. Учебно-методическая газета «Математика». №34. 1999.
9. В.В. Локоть Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. Учебно-методическое пособие .Москва 2005. |
|
|