|
Элективный курс по математике в 11 классе «Задачи с модулями и с параметрами»
ГБОУ СОШ с Русский Байтуган
м.р. Камышлинский Самарской области
Элективный курс по математике в 11 классе «Задачи с модулями и с параметрами»
Учитель математики: Сафина Р.М.
Пояснительная записка Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике. Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся в заданиях ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.
Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для 11 класса общеобразовательной школы. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии. Курс рассчитан на 17 часов.
Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы.
Цели курса:
сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, к вступительному экзамену по математике. перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому, научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.
Задачи курса:
Образовательные:
формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;
углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Развивающие:
выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;
как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;
повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные:
обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания;
воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
понятие параметра, прочно усвоить понятие модуль числа;
алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
свойства решений уравнений, неравенств и их систем; функций в задачах с параметрами.
должны уметь:
уметь решать любые уравнения, неравенства с модулем;
строить графики уравнений, содержащие модули;
уметь решать уравнения, неравенства с параметром;
знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
№ п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Виды деятельности
| Решение задач с модулем (6 часов)
| 1
| Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Уравнения, содержащие абсолютную величину.
| 1
| Лекция.
| 2
| Неравенства, содержащие абсолютную величину.
| 1
| Беседа
| 3
| Графики функций. Построение графиков функций, связанных с модулем.
| 1
| Практическая работа
| 4 - 5
| Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация.
| 2
| Сам. работа
| 6
| Контрольное тестирование
| 1
| Тестирование
|
| Решение задач с параметрами (6 часов)
| 7
| Понятие параметра.
| 1
| Беседа
| 8
| Уравнения с параметрами. Общий метод решения уравнений с параметрами.
| 1
| Лекция
| 9
| Неравенства с параметрами.
| 1
| Лекция
| 10-11
| Количество корней в зависимости от значений параметров.
| 2
| Беседа
| 12
| Контрольное тестирование
Викторина «Кто хочет стать отличником»
| 1
| Тестирование
|
| Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем,
содержащих модули и параметры (5 часов)
| 13
| Графические и аналитические методы. Классификация задач.
| 1
| Лекция
| 14
| Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
| 1
| Лекция
| 15-16
| Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.
| 2
| Решение задач
| 17
| Итоговое тестирование
| 1
| Тест
|
Тематическое планирование курса Учитель _________ Сафина Р.М. Литература:
Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. «Практикум по решению математических задач», М.: «Просвещение», 2008г.
Ястрибинецкий Г.А. «Задачи с параметрами», М., «Дрофа», 2003
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
Рязановский А.Р. «Алгебра и начала анализа: 500 способов и методов решения задач по математике для школьников и поступающих в вузы», М., «Дрофа», 2001
|
|
|