Главная страница


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики моу «Жуковская сош»



Скачать 104.58 Kb.
НазваниеПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики моу «Жуковская сош»
Дата16.03.2016
Размер104.58 Kb.
ТипДокументы

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики МОУ «Жуковская СОШ»

Нуштаевой Надежды Владимировны

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трёх лет - «Использование элементов компьютерной технологии в процессе преподавания математики как средство развития познавательной активности учащихся».

1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.    Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом математика.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

2. Концептуальность.

Своеобразие:

Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Новизна опыта:

В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

  • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";

  • в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.

Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

    Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

3. Теоретической базой опыта явились работы Т.П.Луниной, Л.Н.Горбуновой и др., представленных в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:

1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической крнференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

4. Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения математике, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

5.Оптимальность и эффективность средств.

 Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

На современном этапе перед методикой математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрирован-ного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

В своей работе активно использую такое направление технологии как проектная деятельность. Исследовательские проекты по математике практикуются на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования. В итоге, в каждом классе выделяется группа увлеченных ребят. Далее они вовлекаются в работу в составе творческих групп.

С ними проводится дополнительные занятия, на которых обсуждается методика исследования. Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. И как результат, в старших классах учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы, у них возникает желание продолжить дальнейшее изучение предмета в ВУЗе. Учащиеся представляют свои исследовательские работы в электронном СМИ - проекте для одарённых детей «Алые паруса».

6. Результативность

Качество знаний учащихся выше при применении ИКТ для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии, чем при традиционных методах.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные «информационные» компетенции.

При участии во всероссийских конкурсах,  Интернет-проектах по математике, всероссийских олимпиадах, онлайн-олимпиадах, дистанционных олимпиадах  и других конкурсах школьники  учатся работать в различных поисковых системах.

Использование компьютера позволило каждому учащемуся:

- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом повысилось;

- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;

- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

      Использование ИКТ за 3 последних учебных года способствовало:

-    повышению качества усвоения знаний по математике школьниками до 61 %;

-    развитию самостоятельности;

- повышению их творческой активности.

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ

75% выпускников за последние 5 лет показали результаты выше среднереспубликанских;

- результатах итоговой аттестации в форме ГИА;

- участии детей в предметных олимпиадах;

- участии детей в заочных олимпиадах, конкурсах и проектах:

- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Пифагор» I тур - 2 победителя

- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Пифагор» II тур – 2 победителя

- Открытая российская интернет - олимпиада «Осень - 2011» - 1 призёр

- Международный конкурс «Кенгуру» 2008 г. – 2 место в районе, 2010 г. – 3 место в районе.

- участие в проекте для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети работников образования

nsportal.ru - 2 участника


2010-2011 учеб. год

Ф.И.учащегося

Класс

Предмет

Уровень олимпиады

Результат

Ратникова Наталья

7

математика

Муниципальный

Призёр

Ратникова Наталья

7

математика

Региональный САММАТ - 2011,

отборочный тур

III Место

Ратникова Наталья

7

математика

Региональный САММАТ - 2011, заключительный тур

III Место

2011-2012 учеб. год

Ратникова Наталья

8

математика

Муниципальный

Призёр

Фатеев Дмитрий

8

математика

Муниципальный

Участие

Ратникова Наталья

8

математика

Республиканский

Участие

Ратникова Наталья

8

математика

Региональный САММАТ - 2012,

отборочный тур

Призёр

Фатеев Дмитрий

8

математика

Региональный САММАТ - 2012,

отборочный тур

Участие


7. Возможность тиражирования.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах. По распространению опыта проводятся семинары районного, и республиканского уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет. В 2011 году в Мордовском республиканском институте образования выступала по теме «Особенности применения ИКТ на уроках математики». На районном семинаре учителей математики по теме «Инновационные технологии в становлении творческой личности» был показан мастер - класс: «Использование исследовательской деятельности и метода проектов на уроках математики, с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс», 2009 г., на сайте районного методического центра размещен материал: «Актуальные проблемы преподавания математики и пути их преодоления», 2011 г.

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, сайте ОУ.

8. Приложения.

- Тема самообразования: «Использование элементов компьютерной технологии в процессе преподавания математики как средство развития познавательной активности учащихся».

-Урок математики в 5 классе: «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Презентация к уроку «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами».

-Урок - обобщение в 6 классе: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга». Презентация к уроку «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»

- Урок алгебры в 7 классе: «Сложение и вычитание алгебраических дробей». Презентация к уроку «Сложение и вычитание алгебраических дробей».

-Урок математики в 6 классе: «Пропорция». Презентация к уроку «Пропорция».

- Урок – проект в 6 классе: «Тайны золотого сечения». Презентации по темам исследования.

- Урок математики в 5 классе: «Сравнение дробей». Презентация к уроку: «Сравнение дробей»

- Презентация к уроку – обобщению по теме: «Геометрический смысл производной. Приложения производной»

- Исследовательские работы: «С математикой за столом. Моё меню», «С математикой за столом. Школьное меню».

Презентации по материалам исследования.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Учитель ________________ /Н.В.Нуштаева/

Заместитель директора по УВР _______________ /Л.В.Гаврилина/

Директор ОУ _______________ /Н.И.Таратынова/