|
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ" Что такое гиперактивность?
"Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет. .
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность.
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется два основных подхода: медицинский и психологический.
Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам
Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков»
Двигательная расторможенность и импульсивность.
Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.
Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развитияпроизвольных движений А.Р.Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)
Перед началом диагностики необходимо определить основные цели и методы их достижения, которые для наглядности представили в виде таблицы.
Цели диагностики
| Методы диагностики
| 1.выявление адекватности представлений родителей о степени тяжести нарушений развития у детей и связанных с ними особенностях воспитания
| - метод наблюдения;
- метод устного и письменного опроса;
-метод моделирования;
- метод статистической обработки результатов исследования.
| 2. Проведение комплексной диагностики детей, позволяющий выявить эффективные условия их воспитания в семье и ДОУ
| - метод наблюдения;
-- метод устного и письменного опроса;
-метод моделирования игровых ситуаций ;
- метод статистической обработки результатов исследования.
| Соотнесение результатов выявленных особенностей представлений родителей и реальных проблем, существующих в воспитании детей и разработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей
| - метод корреляционного и сравнительного анализа;
-метод активизации родителей;
-метод экспертных оценок.
| В 2010-2011 году в нашем детском саду по результатом диагностики были выявлены 14 детей с признаками гиперактивности. После проведения комплексной диагностики был составлен перспективный план по работе с данной категорией детей. Разработана программа по работе с гиперактивными детьми.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений, для этого была разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить следующие игры:
- Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц( “ Лучики”, “ Травинка на ветру”, “ Кошечка”, “Половинка”;
- Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;
- Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;
- Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( “ Черепаха”, “ Руки-ноги”. “ Считалочки - бормоталочки”, “ Буратино” . “ Шалуны”);
- Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”);
- Коммуникативные упражнения- восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом (“ Тряпичная кукла”, “Животные”, “Головомяч”);
- Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;
- Музыкальные игры - упражнения с лентами, хороводные игры.
Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами. Желательно использовать новые нетрадиционные формы работы с элементами арттерапии, одной из форм, используемых в нашем ДОУ песочная терапия.
Пескотерапия (sand-play). Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Взаимодействие педагога-психолога с родителями.
Первый этап диагностический, где психолог совместно с родителями выясняют причину нежелательного поведения у ребёнка (признаки гиперактивности).
После постановки диагноза родителям и ребёнку следует разъяснить смысл предстоящей психо-коррекционной работы. Родителям необходимо объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специальных занятий педагогов, но в значительной степени от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют правила поведения с г иперактивными детьми.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
поддерживать дома четкий распорядок дня;
выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
не приказывать, а просить (но не заискивать);
не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ДОУ
Для эфективной работыс гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем состовляют план коррекционно-развивающей работы. Подробнее об этом Вам расскажут специалисты нашего ДОУ.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества! |
|
|