Главная страница

Специфика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период



НазваниеСпецифика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период
Дата07.07.2016
Размер51.6 Kb.
ТипДокументы

Специфика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период.
Шаг ребенка дошкольника к школе невелик. Он составляет три летних месяца. Но для ребенка этот короткий переход невероятно труден . Меняется режим дня, питания, жизненные ритмы. Социальная среда, вещи, окружающие ребенка, Значительно расширяется круг межличностного взаимодействия. Даже во взаимоотношениях с родителями происходят существенные изменения. Не всегда в дошкольный период ребенку удается овладеть достаточным для успешного обучения в 1 классе уровнем школьно-значимых психологических функций. Не все дети могут научиться полноценному анализу и синтезу слов, концентрация внимания, установлению связей между слухоречевыми и речедвигательными компонентами единого речевого акта. Не все способны приучить себя к слушанию как к особому виду речевой деятельности, освоить графические навыки, научиться длительное время находиться в одном положении. А что известно о возможностях заикающегося ребенка? Как он ощущает себя в этом новом для себя мире? Для него этот переход в 10 раз более труден, поэтому начинать его следует заблаговременно, а осуществлять постепенно в условиях небольшого коллектива и под руководством специалистов.

При заикании у ребенка возникает дезорганизация темпо-ритмической составляющей речи, которая распространяет свое влияние и на лексико-грамматическое структурирование, и на артикуляционно-дыхательную программу, и на весь комплекс просодических характеристик .

Помимо судорожного компонента, заикание – всегда нарушение высшей нервной деятельности, связанное в одних случаях с органическим поражением центральной нервной системы, в других – с невротическими реакциями. При этом всегда наблюдается процесс хронификации течения заикания. Происходит обрастание его различными навязчивыми состояниями, системными вегетативными проявлениями, что ведет к изменению личности в целом. Это ставит заикание на отдельную ступень в ряду других речевых патологий. К решению проблемы коррекции заикания у ребенка необходимо подключить ряд специалистов: методистов лечебной физкультуры, методистов по лечебному массажу, кинезеотерапевтов, врачей, занимающихся фитотерапией, бальнеотерапией, ароматерапией, физиотерапией, психологов, психотерапевтов, психоневрологов, логопедов, фониатров, учителей.

Как нет в лесу двух одинаковых деревьев, так нет и двух заикающихся, имеющих одинаковые симптомы проявления заикания. Исходя из этого, при обследовании заикающегося ребенка необходимо выявить нарушения, которые в дальнейшем могут осложнить процесс обучения ребенка и неблагоприятно повлиять на развитие его личности.

В клинической картине заикания неизменно присутствует расстройство дыхания, в том числе и физиологического, которое имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушения речевого дыхания у заикающегося настолько выражены, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции, что в свою очередь ведет к нарушению состояния опорно-двигательного аппарата. Изменения же в состоянии опорно-двигательного аппарата в свою очередь вызывают: уменьшение жизненной емкости легких; нарушений функции дыхания и кровообращения; изменения в позвоночных двигательных сегментах; слабость мышц брюшного пресса; перенапряжение мышц брюшного пресса; перенапряжение мышц в различных органах.

Работа логопеда над дыханием осуществляется параллельно с работой по координации мышечной деятельности и формированию правильной осанки с помощью специальной гимнастики. Родители должны быть полностью информированы о состоянии опорно-двигательного аппарата, мышечной и дыхательной деятельности организма. Ребенок тоже должен разбираться в особенностях работы своего организма и уметь правильно располагать свое тело в пространстве, корректировать его положение. Контролировать состояние мышц. Знать, что для него полезно, а что может повредить его физическому здоровью и речи.

Заикающийся должен получать психотерапевтическую помощь, что является обязательным компонентом в успешной коррекции заикания. Аутогенная тренировка, в которую входит расширенная формула спокойствия, включающая в себя мышечную релаксацию. Сеанс аутогенной тренировки должен происходить в системе и в школьный период с помощью видео- или аудиокассет, в удобное для ребенка время.

Помимо названных проблем, сопровождающих заикание, нельзя не отметить высокую распространенность левшества, поэтому стоит провести с родителями ряд консультаций по этой проблеме. Необходимо объяснить , что проблема леворукости остается одной из серьезных, как в педагогике, таки в психологии. Руководители должны осознать, что леворукость- это не только предпочтение левой руки, а совершенно другое распределение функций межполушарного взаимодействия, один из вариантов развития организма, что не следует переучитывать и вмешиваться в уже сложившуюся функционирующую систему. Самое благоприятное- это развитие обеих рук, кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка в школе. Леворукие дети, как правило, имеют оптико- пространственные нарушения, что является результатом несформированности зрительно-пространственных функций, что в дальнейшем ведет к появлению в школьном возрасте оптической дисграфии и дислексии. Еще в дошкольный период следует проводить коррекционные занятия, направленные на профилактику этих нарушений и закрепление полученных навыков. Хорошо сформированный навык чтения- одно из самых важных условий успешного обучения в школе, ключ к пониманию и быстрому усвоению любого программного материала. Проблема дислексий широко представлена в современной специальной литературе, она актуальна и для заикающихся детей в полной мере.

Однако к чему отнести те трудности, которые возникают у заикающихся при чтении: проблема страха чтения, снижение самоконтроля, судорожный вдох в начале вокализации , вегетативные изменения, сопровождающие чтение или нарушение артикуляторных движений при произнесении некоторых звуков? Все это делает процесс чтения вслух для заикающегося ребенка мучительным, а порой и невозможным.

Выход только один- раннее обучение чтению заикающихся детей по специальным правилам, а также: обязательно добавить к чтению по правилам тренинг на особо « опасные» звуки; чтение слов по словарю по правилам речи, что снижает страх «опасных» букв, снимает эмболы, которые появляются у детей перед «опасными» буквами/звуками; обучение этим правилам взрослого, который будет в дальнейшем заниматься с ребенком; обучение родителей делению длинных предложений на более короткие, обучение родителей предварительной разметке текстов.

Отставание биологического созревания центральной нервной системы и хрупкости высших мозговых функций не позволяет ребенку с заиканием адаптироваться к новым условиям существования и адекватно переносить интеллектуальные и психологические нагрузки. В подавляющем большинстве дети эмоционально лабильны и гипервозбудимы. Амбивалентность форм поведения проявляется чаще всего в агрессивности, плаксивости, истероидности или инертности. Для большинства заикающихся детей характерно быстрое утомление с последующим ослаблением внимания, снижение объема памяти. На этом фоне может появиться клиническая симптоматика, которая или угасала, или еще ни разу не проявлялась: синкинезии в виде тиков, гиперкинезов, нарушение сна, появление энурезов и т.д., поэтому необходимо соблюдение режима дня и его сохранение в летний период, и постепенный переход к режиму дня школьника. Продолжение курса бальнеотерапии, фитотерапии в школьный период является профилактикой возможных проявлений клинической симптоматики. При нарушениях в психоэмоциональной сфере необходима консультация и лечение у психотерапевта.

Выполнение правил и рекомендаций, данных специалистами и логопедом: профилактическая работа по коррекции дисграфии и дислексии в полном объеме, раннее обучение чтению, автоматизация навыка чтения по правилам речи, систематические занятия по поддержанию в хорошем состоянии опорно-двигательного аппарата – помогут заикающемуся ребенку преодолеть трудности в обучении и качественно улучшить психофизическое состояние.

Учитель-логопед

Валова Ольга Сергеевна