Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
тг учителей математики
Директор школы
Протокол № __1__ В.С. Елизарова /___________/
от 29.08. 2012 года ____________2012 года
Рабочая программа
Кружка «Умники и умницы»
(с календарно-тематическим планированием)
6,7 класс 1 час в неделю
35 часов в год
учителя математики
Титовой Ольги Валентиновны
«Согласован»
Зам. директора по учебной части
Н.А. Семилетова /_____________ /
_______________ 2012года п. Сосновый
2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. Труд приобретает творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Возрастает число специальностей , требующих высокого уровня образования, связанных с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, техника, информатика, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления, логическое мышление. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Данная программа разработана в рамках дополнительного образования.
При разработке содержания и форм работы кружка, особое внимание уделяется творческим заданиям , где надо что-то смастерить, нарисовать, сотворить нечто эстетически значимое. Создание презентаций ,постановка мини-спектаклей, придумывание и разгадывание кроссвордов и головоломок особенно увлекает детей, способствует их всестороннему развитию.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет.
Основная идея и цель кружка – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней.
Цель программы:
формировать устойчивый интерес учащихся к математике;
содействовать развитию мыслительных способностей детей;
пополнять их интеллектуальный багаж . Задачи:
- развивать логическое мышление ,математическую интуицию, сообразительность, память, настойчивость и целеустремленность в ходе решения нестандартных задач;
- расширять кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни;
- формировать творческие навыки ,эстетическую культуру, умение работать с компьютером в процессе выполнения различных заданий и подготовке внеклассных мероприятий; -направить детскую фантазию в нужное русло.
Ожидаемые конечные результаты программы:
повышение уровня интеллектуального и творческого развития детей; желание заниматься дальше.
Основное содержание программы Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот раздел содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учеников к участию в олимпиадах по математике.
Формы: « мозговой штурм», эвристические беседы.
2. «Из истории математики».
В этом разделе учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся учёных-математиков , со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, презентации, экскурсии в прошлое.
3. «Занимательная математика».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, различные головоломки , разгадывание ребусов и кроссвордов и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, викторины ,состязания.
4. «Старинные задачи».
В четвёртом разделе учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить со старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в интернете), сообщения учащихся, презентации, мини-рефераты.
5. « Творчество в математике».
Содержание: постановка сценок и мини-спектаклей, изготовление наглядных пособий, составление кроссвордов и ребусов, выпуск математических газет, сочинение сказок и стихов про математику, оформление стендов. Цель: развивать творческие способности учащихся. Формы: игры, творческие мастерские, соревнования ,конкурсы
6. «Прикладная математика»
Содержание: расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах.
Формы: развивающие игры, лекции ,беседы.
Организация кружка Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конкурсов, подготовок спектаклей, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, ребусов и т. д.
Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в неделю для 6-7 классов с сентября месяца по май. Всего 35 занятий .
Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий.
На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Участники кружка 6 класс: 7 класс:
1.Воробьева Валерия 1.Золотухина Дарья
2. Ермаков Дмитрий 2.Соколова Божена
3. Кулахсзян Арменуи 3.Исаева Яна
4. Слизько Яна 4.Матерухина Сабина
5.Сальникова Юлия 5.Агафонов Дмитрий
6.Егорова Полина
7.Воронин Роман
8.Хафизов Евгений
9.Телков Максим
10.Бухаров Вячеслав
Календарно- тематическое планирование
№ занятия
| Тематика занятия
| Дата проведения
| Примечания
| 1
| Вступительное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы
| 07.09.12
|
| 2
| Математическая викторина
| 14.09.12
|
| 3
| Решение нестандартных задач.
| 21.09.12
|
| 4
| Решение нестандартных задач.
| 28.09.12
|
| 5
| Решение нестандартных задач.
| 05.10.12
|
| 6
| Решение нестандартных задач.
| 12.10.12
|
| 7
| Решение нестандартных задач.
| 19.10.12
|
| 8
| Решение нестандартных задач.
| 26.10.12
|
| 9
| «Мини-олимпиада».
| 02.11.12
|
| 10
| Из истории математики. «Творцы математики»
| 09.11.12
|
| 11
| Из истории математики. «Корифей математики 19 века» П. Л. Чебышев.
| 16.11.12
|
| 12
| Из истории математики. «Принцесса науки» С. В. Ковалевская
| 23.11.12
|
| 13
| Из истории математики. Старые русские меры веса (массы) и объёма.
| 30.11.12
|
| 14
| Из истории математики. Денежная система русского народа.
| 07.12.12
|
| 15
| Защита презентаций
| 14.12.12
|
| 16
| Занимательная математика. Задачи на перекладывание спичек.
| 21.12.12
|
| 17
| Занимательная математика. Задачи на смекалку.
| 28.12.12
|
| 18
| Занимательная математика. Задачи на смекалку.
| 11.01.13
|
| 19
| Занимательная математика. Расшифровка ребусов. Разгадывание кроссвордов.
| 18.01.13
|
| 20
| Занимательная математика. Расшифровка текстов.
| 25.01.13
|
| 21
| «Конкурс кроссвордистов».
| 01.02.13
|
| 22
| Старинные задачи. Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».
| 08.02.13
|
| 23
| Старинные задачи. Задачи С. А. Рачинского.
| 15.02.13
|
| 24
| Старинные задачи. Индийские старинные задачи.
| 22.02.13
|
| 25
| Старинные задачи. Греческие, китайские старинные задачи.
| 01.03.13
|
| 26
| «Математическая викторина»
| 15.03.13
|
| 27
| Творчество в математике. Изготовление наглядных пособий.
| 22.03.13
|
| 28
| Творчество в математике. Составление ребусов и кроссвордов.
| 05.04.13
|
| 29
| Творчество в математике. Придумывание и разучивание сценок и стихов про математику.
| 12.04.13
|
| 30
| Творчество в математике Придумывание и разучивание сценок и стихов про математику.
| 19.04.13
|
| 31
| «Театральные подмостки».
| 26.04.13
|
| 32
| Прикладная математика. Приёмы быстрого счёта.
| 03.05.13
|
| 33
| Прикладная математика. Математические фокусы.
| 10.05.13
|
| 34
| Прикладная математика. Кулинарные рецепты. Расчёт семейного бюджета.
| 17.05.13
|
| 35
| «Деловая игра». Заключительное занятие. Подведение итогов работы.
| 24.05.13
|
|
Источники информации 1. «Арифметика, 5 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2008 год.
2. «Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2008 год. 3. «Международные математические олимпиады», автор Е.А. Морозова ; Москва, «Наука»,1976 год.
4. «История математики в школе», автор Г.И. Глейзер;
Москва, «Просвещение», 1981 год.
5. «Задачи по математике для внеклассных занятий», автор И.Х. Сивашинский ; Москва, «Просвещение», 1968 год. 6. «Математические досуги», автор Г.И. Гарднер ; «Мир», 1972 год. 7. «Творцы математики», автор Э.Т. Белл; Москва, «Просвещение», 1979 год.
8. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.
9. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.
10. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
11. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.
12. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.
13. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.
14. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
15. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.
16.«Математический кружок. 6-7 классы», автор А.В. Спивак; Москва, «Посев», 2003 год.
17. «Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся», автор Н.В. Заболотнева; Волгоград, «Учитель», 2006 год.
18.Интернет-сайты. |