|
Памятка по составлению бюджета, калькуляторы, жетоны, форма-бланк для составления бюджета, компьютер, презентация Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджет и способами его формирования.
Задачи: 1. Дать знания о бюджете.
2. Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета.
3. Развивать умения обобщать знания по изученному материалу. Тип урока: проблемный с элементами игры.
Вид урока: урок получения новых знаний.
Методы: работа с терминами, кейсом, деловая игра, беседа, работа в группах, применение мультимедийной презентации. Средства обучения: листы бумаги А3, игровое табло, фломастеры, кейс (24 шт.), памятка по составлению бюджета, калькуляторы, жетоны, форма-бланк для составления бюджета, компьютер, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
1. Работа с терминами «доход», «бюджет».
2. Работа с кейсом по проблеме формирования семейного бюджета.
3. Деловая игра «Составим бюджет своей семьи».
4. Защита бюджета.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
Конспект урока.
Действие учителя, ответы учащихся
| Ход урока
| I. Организационный момент.
Учитель:
II. Объяснение нового материала.
Сопровождается мультимедийной презентацией. Работа с терминами.
Учитель:
Ученики: (предполагаемый ответ) Учитель:
Ученики: (предполагаемый ответ) Учитель:
| При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон по цвету. Запишите число и тему урока.
Тема нашего сегодняшнего урока Бюджет государства и семьи. Запишите сразу домашнее задание: параграф 15, задание № 6 стр. 104.
На этом уроке нам необходимо познакомиться с понятием бюджет и способами его составления, научиться составлять семейный бюджет.
Работать на уроке вы будете в группах. На каждом этапе выполнения задания за активную работу группе будет выдаваться жетон. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло. Прежде чем познакомиться с понятием «бюджет» давайте вспомним, что же такое «доходы человека»?
Доходы человека – это любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов и т.д.
Правильно. А, что такое «бюджет»? Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определённый период времени.
Запишите определение понятия «бюджет» в тетрадь. Хорошо. Предлагаю работу с кейсом. Перед вами лежит ситуация (кейс) (приложение1) и вопросы, на которые вы должны ответить, обсуждая в группе.
| Работа в группах с кейсом
Ученики делают вывод:
Учитель:
Ученики: (предполагаемый ответ) Учитель:
(Деловая игра «Составляем семейный бюджет»)
Работа по составлению семейного бюджета. Каждая группа вывешивает свой лист-бланк с семейным бюджетом на доску и защищает его.
Учитель:
Подсчитываются жетоны и выставляются оценки.
Рефлексия.
Учитель:
| Кейс.
Семья Ивановых состоит из пяти человек.
Мама – Татьяна Петровна, папа – Михаил Иванович. Их дети: сын Борис – студент, дочь Полина, а также бабушка – Зинаида Алексеевна.
Все члены семьи имели доход, кроме Полины, ученицы 9 класса.
В семье Ивановых денежные средства хранились в шкатулке, и каждый мог свободно брать их для своих нужд.
Накануне Нового года глава семейства Михаил Иванович, вдруг вспомнил, что забыл купить подарки для детей. Он открыл шкатулку, но она практически была пуста. Михаил Иванович громко спросил жену: «Татьяна, где же деньги?» Татьяна Петровна испуганным голосом ответила: «Наверное, их взял Борис, чтобы отправиться в модный клуб для встречи Нового года». Сын услышал мать и возмущённо сказал: «Я не брал такую сумму»!
На шум из своих комнат вышли Полина и Зинаида Алексеевна. Полина созналась, что ей очень захотелось купить украшение к празднику, которое ей предложила одноклассница только что вернувшаяся из-за границы.
Зинаида Алексеевна сказала: «А, что? Я отдала долг соседке. Что новый год с долгами встречать?»
В семье Ивановых ещё долго не умолкали голоса домочадцев. Они спорили, выясняли кто прав, кто виноват. Вопросы для обсуждения:
1. Почему произошёл конфликт?
2. Счастливый ли был конец?
3. Какие другие концовки могли бы быть?
4. Что нужно было сделать членам семьи для предотвращения конфликта? Необходимо планирование расходов, с учётом доходов, т.е. – составление бюджета. Молодцы. А кто может составлять такой план?
Человек, семья, фирма, государство. Предлагаю вам деловую игру «Составляем бюджет своей семьи». Каждая группа в данном случае является семьёй.
Ваша задача:
1. распределить роли членов семьи между собой;
2. составить семейный бюджет и записать на специальный лист-бланк.
Памятка.
Бюджет = Постановка финансовых целей—Оценка доходов---Планирование расходов.
1. этап. Необходимо определиться, какие покупки планируется сделать, какие расходы предстоят в связи с поездкой, обучением и т.д.
2. этап. Составить список источников доходов.
3. этап. Перечислить все вещи, которые надо купить, мероприятия, требующие финансирования по степени необходимости.
Итак, мы узнали, что такое бюджет, какие способы составления существуют. Впервые сами попытались составить семейный бюджет. Прошу заполнить таблицу: Я знал\ Я узнал\ Я удивлён.
Несколько ответов заслушиваются.
| |
|
|