|
IV.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организмов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
V.Литература и средства обучения
Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье». – Воронеж: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002.
Анастасова Л. П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов, Лицей, 2005 г.
Сонин Н. И., Дагаев А. М. Биология. Человек: Дидактические карточки. – М.: Дрофа, 2002.
Панфилова Л. А. Биология. Человек: Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2006.
Панфилова Л. А. Хрестоматия по биологии. Человек. – Саратов: Лицей, 2005.
Резникова В. З. Сборник тестов для тематического и итогового контроля. Биология. Раздел «человек и его здоровье». – М.: «Интеллект-центр», 2005.
Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
Электронные издания
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Полезные ссылки
https://fcior.edu.ru/
https://school-collection.edu.ru/
VI.Календарно – тематический план
№ п/п
| Дата проведения урока
| Тема, раздел
| № уро-ка в раз-деле
| Тема урока
| Форма контроля
| план
| факт
|
|
|
|
| 1
| «Введение: биологи-ческая и социальная природа человека».
|
|
|
|
| Организм человека: общий обзор
| 1
| «Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена».
|
|
|
|
|
| 2
| «Структура тела. Место человека в живой природе».
|
|
|
|
|
| 3
| «Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность».
|
|
|
|
|
| 4
| «Ткани».
|
|
|
|
|
| 5
| «Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция».
|
|
|
|
|
| 6
| Лабораторный практикум.
| Л/р №1: «Изучение
микроскопического
строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»
|
|
|
| Опорно-двигательная система.
| 1
| «Скелет: строение, состав и соединение костей».
|
|
|
|
|
| 2
| «Скелет головы, туловища, конечностей».
|
|
|
|
|
| 3
| «Первая помощь при повреждениях скелета».
|
|
|
|
|
| 4
| «Мышцы».
|
|
|
|
|
| 5
| «Работа мышц»
|
|
|
|
|
| 6
| «Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы».
|
|
|
|
|
| 7
| Лабораторный практикум. Обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека. Опорно – двигательная система»
| Л/р №2 : «Измерение массы и роста своего организма. Изучение внешнего вида отдельных костей
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
|
|
|
|
| 8
| Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система».
| Тест
|
|
|
| Кровь. Кровообращение.
| 1
| «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав».
| Л/р №3: «Изучение
микроскопического
строения крови
(микропрепараты
крови человека и
лягушки)»
|
|
|
|
| 2
| «Иммунитет».
|
|
|
|
|
| 3
| «Тканевая совместимость и переливание крови».
|
|
|
|
|
| 4
| «Строение и работа сердца. Круги кровообращения».
|
|
|
|
|
| 5
| «Движение лимфы и крови по сосудам».
|
|
|
|
|
| 6
| «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»
| Л/р №4: «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Измерение кровяного давления».
|
|
|
|
| 7
| «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях».
| Л/р №5: «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»
|
|
|
| Дыхание.
| 1
| «Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях».
|
|
|
|
|
| 2
| «Дыхательные движения. Регуляция дыхания».
|
|
|
|
|
| 3
| «Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания».
|
|
|
|
|
| 4
| Лабораторный практикум.
| Л/р №6: «Определение частоты дыхания»
|
|
|
|
| 5
| Зачет № 2 по теме: «Кровь. Кровообра-щение. Дыхание».
| Тест
|
|
|
| Пищеварение.
| 1
| «Значение пищи и ее состав».
|
|
|
|
|
| 2
| «Органы пищеварения»
|
|
|
|
|
| 3
| «Пищеварение в ротовой полости и желудке».
|
|
|
|
|
| 4
| «Изменение питательных веществ в кишеч-нике»
|
|
|
|
|
| 5
| «Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения».
|
|
|
|
|
| 6
| Лабораторный практикум.
| Л/р №7: «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал»
|
|
|
| Обмен веществ и энергии.
| 1
| «Обменные процессы в организме».
|
|
|
|
|
| 2
| «Нормы питания».
| Л/р №8: «Определение норм рационального питания»
|
|
|
|
| 3
| «Витамины»
|
|
|
|
|
| 4
| Обобщение материала
по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии»
|
|
|
|
|
| 5
| Зачет № 3 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».
| Тест
|
|
|
| Мочевыде-лительная система человека.
| 1
| «Строение и функции почек». «Предупреждение заболеваний почек».
|
|
|
|
| Кожа.
| 1
| «Строение и функции кожи».
|
|
|
|
|
| 2
| «Повреждения кожи».
|
|
|
|
|
| 3
| «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание»
|
|
|
|
| Эндокринная система.
| 1
| «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции».
|
|
|
|
|
| 2
| «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»
|
|
|
|
|
| 3
| Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система».
| Тест
|
|
|
| Нервная система.
| 1
| «Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система»
|
|
|
|
|
| 2
| «Нейрогуморальная регуляция».
|
|
|
|
|
| 3
| «Спинной мозг».
|
|
|
|
|
| 4
| «Головной мозг».
| Л/р №9: «Изучение
строения головного
мозга человека
(по муляжам)»
|
|
|
| Органы чувств. Анализаторы
| 1
| «Как действуют органы чувств и анализаторы».
|
|
|
|
|
| 2
| «Орган зрения. Зрительный анализатор».
|
|
|
|
|
| 3
| «Заболевания и повреждения глаз».
| Л/р №10: «Изучение изменения размера зрачка»
|
|
|
|
| 4
| «Органы слуха и равновесия. Их анализаторы».
|
|
|
|
|
| 5
| «Органы осязания, обоняния и вкуса».
|
|
|
|
| Поведение и психика.
| 1
| «Врожденные и при-обретенные формы поведения».
|
|
|
|
|
| 2
| «Закономерности работы головного мозга».
|
|
|
|
|
| 3
| «Биологические ритмы. Сон и его значение».
|
|
|
|
|
| 4
| «Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции»
|
|
|
|
|
| 5
| «Внимание и память»
|
|
|
|
|
| 6
| «Работоспособ-ность. Режим дня».
|
|
|
|
|
| 7
| Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность».
| Тест
|
|
|
| Индивидуальное развитие организма.
| 1
| «Половая система человека»
|
|
|
|
|
| 2
| «Наследственные за-болевания. Болезни, передающиеся половым путем».
|
|
|
|
|
| 3
| «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения».
|
|
|
|
|
| 4
| «О вреде наркогенных веществ».
| Л/р №11: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
|
|
|
|
| 5
| «Психологические особенности личности»
|
|
|
|
|
| 6
| Итоговая проверка знаний по основным разделам курса
| Тест
|
|
|
|
| 7
| «Анатомия, физиология и гигиена» в терминах.
|
|
|
|
|
| 1
| Резерв
|
|
|
|
|
| 2
| Резерв
|
|
|
|
|
| 70 час
|
| 6 с/р,
11 л/р
|
Лист коррекции
Тема и дата
| № урока в КТП
| Форма коррекции
( объединение тем, за счет резервного времени, уроков обобщения и т.д.)
| Причина коррекции
| Руководитель ШМО
| Урока, который требует коррекции
| Урока, который содержит коррекцию
| Утверждение
( № протокола, дата проведения заседания ШМО)
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|