Цели изучения курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств : точность мысли, логическое мышление , способность к преодолению трудностей,
-воспитание культуры личности;
-формирование математического аппарата для решения задач;
-формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов математики, требующих поиска путей решения.
Задачи курса:
-ввести понятия квадратного корня, квадратного уравнения, степени с отрицательным показателем;
-познакомить с иррациональными числами, научить выполнять преобразования иррациональные выражения;
-расширить и углубить умения преобразовывать дробные выражения ;
-научить решать квадратные уравнения по формулам, дробно-рациональные уравнения;
-расширить понятие степени, на уровне знакомства рассмотреть степени с дробным показателем;
-сформировать представления о неравенствах и научить решать линейные неравенства и их системы;
-ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: беседа, рассказ, лекция, диспут, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач.
Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
Содержание тем учебного курса. Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.
1. Рациональные дроби (23 ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.
Преобразование рациональных выражений. Функция и её график.
Цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений. Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
2. Квадратные корни (19 ч)
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня. Свойства квадратных корней. преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения (21 ч)
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
Цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять из к решению задач.
Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей.
Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Цель – выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.
Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем.
5. Степень с целым показателем (7 ч)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями.
Цель – сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа.
Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем; свойства степени с целым показателями.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять
действия над приближенными значениями.
6. Элементы статистики и теории вероятностей (4 ч)
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации
7. Повторение. Решение задач (8 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Список литературы. Основная литература:
Учебник: Алгебра 8. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 1989 – 2006.
«Программы для общеобразовательных учреждений: Математика, 7-9 кл. / Сост. Т.А. Бурмистрова , М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература:
Уроки алгебры в 8 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
Звавич Л.И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2009.
Дидактические материалы по алгебре.8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 1997 – 160с.
Поурочное планирование.
Алгебра, 8 класс.
Учебник: автор Теляковский С.А. 3 ч. в неделю. Всего 102 ч.
Название темы
| Всего часов
| Контрольные
работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
| Глава I. Рациональные дроби
| 23
| К/р № 1 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
К/р №2 «Умножение и деление дробей»
| Выработать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
| Рациональная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = к/х и ее график.
|
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
|
| 1
| Рациональные выражения.
|
|
|
|
| 1
| Рациональные выражения.
|
|
|
|
| 2
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
|
|
|
|
| 2
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
|
|
|
|
| 2
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
|
|
|
|
| 3
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
|
|
|
|
| 3
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
|
|
|
|
| 4
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
| 4
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
| 4
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
| 4
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
| К/р № 1 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
|
|
|
|
| 5
| РНО. Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
|
|
|
|
| 5
| Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
|
|
|
|
| 6
| Деление дробей.
|
|
|
|
| 6
| Деление дробей.
|
|
|
|
| 7
| Преобразование рациональных выражений.
|
|
|
|
| 7
| Преобразование рациональных выражений.
|
|
|
|
| 7
| Преобразование рациональных выражений.
|
|
|
|
| 8
| Функция у = к/х и ее график.
|
|
|
|
| 8
| Функция у = к/х и ее график.
|
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
| К/р №2 «Умножение и деление дробей»
|
|
|
| Название темы
| Всего часов
| Контрольные
работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
| Глава II. Квадратные корни
| 19
| К/р №3 «Арифметический квадратный корень».
К/р № 4. «Применение свойств арифметического квадратного корня»
| Систематизировать сведения о рацион. числах; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратн. корни.
| Иррациональные числа. Квад ратный корень. Понятие о на- хождении приближенного зна- чения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Функция у = √х и ее график. Преобразование выражений, содержащих квадратн. корни.
|
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
|
| 9
| РНО. Рациональные числа.
|
|
|
|
| 10
| Иррациональные числа.
|
|
|
|
| 11
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
|
|
|
|
| 11
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
|
|
|
|
| 12
| Уравнение х2 = а.
|
|
|
|
| 13
| Нахождение приближенных значений квадратного корня.
|
|
|
|
| 14
| Функция у = √х и ее график.
|
|
|
|
| 15
| Квадратный корень из произведения и дроби.
|
|
|
|
| 15
| Квадратный корень из произведения и дроби.
|
|
|
|
| 16
| Квадратный корень из степени.
|
|
|
|
|
| К/р №3 «Арифметический квадратный корень»
|
|
|
|
| 17
| РНО. Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.
|
|
|
|
| 18
| Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.
|
|
|
|
| 18
| Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.
|
|
|
|
| 18
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
|
|
|
|
| 18
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
|
|
|
|
| 18
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| 18
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| 18
| К/р № 4. «Применение свойств арифметического квадратного корня»
|
|
|
| Название темы
| Всего
часов
| Контрольные
работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
| Глава III. Квадратные уравнения
| 21
| К/р №5 «Квадратные уравнения».
К/р № 6 «Дробные рациональные уравнения».
| Выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
| Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Дробное рациональное уравнение. Графический способ решения уравнений.
|
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
|
| 19
| РНО. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
|
|
|
|
| 19
| Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
|
|
|
|
| 20
| Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.
|
|
|
|
| 20
| Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.
|
|
|
|
| 21
| Решение квадратных уравнений по формуле.
|
|
|
| |