|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Глава I. Натуральные числа.
1. Натуральные числа и шкалы (15 часов).
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умение начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
какие числа применяют для счёта предметов;
определение натуральных чисел;
названия разрядов в классе единиц, тысяч и т. д.;
единицы измерения длины;
определения отрезка, треугольника, плоскости, прямой, луча;
единицы измерения массы;
правила сравнения натуральных чисел.
Уметь:
читать и записывать многозначные числа;
переводить одни единицы длины в другие;
чертить отрезки, лучи, прямые с помощью линейки;
измерять отрезки;
чертить координатный луч и отмечать на нём точки с заданными координатами;
сравнивать натуральные числа.
После изучения темы «Натуральные числа и шкалы» проводится контрольная работа №1.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час).
Сложение натуральных чисел и свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задачи, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
названия чисел при сложении;
формулировки переместительного и сочетательного свойств сложения;
определение периметра многоугольника;
названия чисел при вычитании;
свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы;
определения числовых и буквенных выражений;
буквенную запись свойств сложения и вычитания;
что называют уравнением, корнем уравнения;
как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое.
Уметь:
выполнять сложение натуральных чисел;
вычислять периметр многоугольника;
применять переместительное и сочетательное свойства при вычислениях;
выполнять вычитание натуральных чисел;
применять свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы при вычислениях;
записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв;
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.
В процессе изучения темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» проводятся контрольная работа №2 и контрольная работа №3.
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов).
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на … (в …)», «меньше на … (в …)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем, расстоянием; ценой, стоимостью и количеством товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части обучающиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
названия чисел при умножении;
формулировки переместительного и сочетательного свойств умножения;
названия чисел при делении;
как найти неизвестный множитель, делимое, делитель;
алгоритм выполнения деления с остатком;
формулировку распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания;
порядок выполнения действий;
определения квадрата и куба числа.
Уметь:
выполнять умножение натуральных чисел;
применять переместительное и сочетательное свойства умножения при вычислениях;
выполнять деление натуральных чисел;
выполнять деление с остатком;
упрощать выражения с помощью распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания;
находить квадрат и куб числа.
В процессе изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел» проводятся контрольная работа №4 и контрольная работа №5.
4. Площади и объёмы (12 часов).
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель – расширить представления обучающихся об изменении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы обучающиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условием задачи.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
определение формулы;
формулу площади прямоугольника;
единицы измерения площадей;
из чего состоит прямоугольный параллелепипед;
формулу для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда.
Уметь:
записывать формулу пути;
находить площадь прямоугольника по формуле;
переводить одни единицы площади в другие;
находить объём прямоугольного параллелепипеда по формуле.
В ходе изучения темы «Площади и объёмы» проводится контрольная работа №6.
Глава II. Дробные числа.
5. Обыкновенные дроби (25 часов).
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиваться от обучающихся.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
определения окружности и круга, радиуса, диаметра;
какая дробь называется обыкновенной;
что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби;
правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
определение правильных и неправильных обыкновенных дробей;
алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
что называют целой и что дробной частью;
правило выделения целой части из неправильной дроби;
алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби;
правило сложения смешанных чисел.
Уметь:
чертить окружность и круг;
изображать радиус, диаметр окружности;
отмечать обыкновенные дроби на координатном луче;
сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
различать правильные и неправильные дроби;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
выделять целую часть из неправильной дроби;
представлять смешанное число в виде неправильной дроби;
складывать и вычитать смешанные числа.
В процессе изучения темы «Обыкновенные дроби» проводятся контрольная работа №7 и контрольная работа №8.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов).
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умение читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
алгоритм записи десятичных дробей;
правило сравнения десятичных дробей;
алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
правило округления чисел.
Уметь:
записывать и читать десятичные дроби;
сравнивать десятичные дроби;
складывать и вычитать десятичные дроби;
записывать десятичные дроби в виде суммы разрядных слагаемых;
округлять числа.
После изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» проводится контрольная работа №9.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов).
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
В ходе изучения обучающиеся должны:
Знать:
правило умножения десятичных дробей на натуральные числа и на десятичную дробь;
правило деления десятичных дробей на натуральные числа и на десятичную дробь;
определение среднего арифметического;
алгоритм нахождения среднего арифметического.
Уметь:
умножать десятичные дроби на натуральные числа;
делить десятичные дроби на натуральные числа;
умножать десятичную дробь на десятичную дробь;
делить на десятичную дробь;
находить среднее арифметическое двух и более чисел.
В ходе изучения темы «Умножение и деление десятичных дробей» проводятся контрольная работа №10 и контрольная работа №11.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов).
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умения проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать:
для чего используется микрокалькулятор;
определение процента;
алгоритм обращения десятичной дроби в проценты и процентов в десятичную дробь;
определение угла, виды углов;
правила измерения углов с помощью транспортира;
определение круговых диаграмм.
Уметь:
использовать микрокалькулятор для вычислений;
обращать десятичную дробь в проценты и проценты в десятичную дробь;
решать простейшие задачи на проценты;
определять виды углов;
измерять углы с помощью транспортира и строить углы с заданной градусной мерой с помощью транспортира;
строить круговые диаграммы .
В процессе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений» проводятся контрольная работа №12 и контрольная работа №13.
9. Повторение (19 часов).
После повторения изученного материала проводится итоговая контрольная работа №14.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока
| Наименование раздела, темы урока
| Количество часов
| Дата проведения
| Примечание
| ГЛАВА I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.
|
| §1. Натуральные числа и шкалы.
| 15
|
|
| 1.
| Обозначение натуральных чисел.
| 1
|
|
| 2.
| Обозначение натуральных чисел.
| 1
|
|
| 3.
| Обозначение натуральных чисел.
| 1
|
|
| 4.
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| 1
|
|
| 5.
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| 1
|
|
| 6.
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| 1
|
|
| 7.
| Плоскость. Прямая. Луч.
| 1
|
|
| 8.
| Плоскость. Прямая. Луч.
| 1
|
|
| 9.
| Шкалы и координаты.
| 1
|
|
| 10.
| Шкалы и координаты.
| 1
|
|
| 11.
| Шкалы и координаты.
| 1
|
|
| 12.
| Меньше или больше.
| 1
|
|
| 13.
| Меньше или больше.
| 1
|
|
| 14.
| Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы».
| 1
|
|
| 15.
| Анализ контрольной работы. Меньше или больше.
| 1
|
|
|
| §2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
| 21
|
|
| 16.
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 17.
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 18.
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 19.
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 20.
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 21.
| Вычитание.
| 1
|
|
| 22.
| Вычитание.
| 1
|
|
| 23.
| Вычитание.
| 1
|
|
| 24.
| Вычитание.
| 1
|
|
| 25.
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».
| 1
|
|
| 26.
| Анализ контрольной работы. Числовые и буквенные выражения.
| 1
|
|
| 27.
| Числовые и буквенные выражения.
| 1
|
|
| 28.
| Числовые и буквенные выражения.
| 1
|
|
| 29.
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
| 1
|
|
| 30.
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
| 1
|
|
| 31.
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
| 1
|
|
| 32.
| Уравнение.
| 1
|
|
| 33.
| Уравнение.
| 1
|
|
| 34.
| Уравнение.
| 1
|
|
| 35.
| Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение».
| 1
|
|
| 36.
| Анализ контрольной работы. Уравнение.
| 1
|
|
|
| §3. Умножение и деление натуральных чисел.
| 27
|
|
| 37.
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 38.
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 39.
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 40.
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 41.
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 1
|
|
| 42.
| Деление.
| 1
|
|
| 43.
| Деление.
| 1
|
|
| 44.
| Деление.
| 1
|
|
| 45.
| Деление.
| 1
|
|
| 46.
| Деление.
| 1
|
|
| 47.
| Деление.
| 1
|
|
| 48.
| Деление.
| 1
|
|
| 49.
| Деление с остатком.
| 1
|
|
| 50.
| Деление с остатком.
| 1
|
|
| 51.
| Деление с остатком.
| 1
|
|
| 52.
| Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
| 1
|
|
| 53.
| Анализ контрольной работы. Упрощение выражений.
| 1
|
|
| 54.
| Упрощение выражений.
| 1
|
|
| 55.
| Упрощение выражений.
| 1
|
|
| 56.
| Упрощение выражений.
| 1
|
|
| 57.
| Упрощение выражений.
| 1
|
|
| 58.
| Порядок выполнения действий.
| 1
|
|
| 59.
| Порядок выполнения действий.
| 1
|
|
| 60.
| Порядок выполнения действий.
| 1
|
|
| 61.
| Степень числа. Квадрат и куб числа.
| 1
|
|
| 62.
| Степень числа. Квадрат и куб числа.
| 1
|
|
| 63.
| Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
| 1
|
|
|
| §4. Площади и объемы.
| 12
|
|
| 64.
| Анализ контрольной работы. Формулы.
| 1
|
|
| 65.
| Формулы.
| 1
|
|
| 66.
| Площадь. Формула площади прямоугольника.
| 1
|
|
| 67.
| Площадь. Формула площади прямоугольника.
| 1
|
|
| 68.
| Единицы измерения площадей.
| 1
|
|
| 69.
| Единицы измерения площадей.
| 1
|
|
| 70.
| Единицы измерения площадей.
| 1
|
|
| 71.
| Прямоугольный параллелепипед.
| 1
|
|
| 72.
| Объемы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
| 1
|
|
| 73.
| Объемы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
| 1
|
|
| 74.
| Объемы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
| 1
|
|
| 75.
| Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы».
| 1
|
|
| ГЛАВА II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА.
|
| §5. Обыкновенные дроби.
| 25
|
|
| 76.
| Анализ контрольной работы. Окружность и круг.
| 1
|
|
| 77.
| Окружность и круг.
| 1
|
|
| 78.
| Доли. Обыкновенные дроби.
| 1
|
|
| |
|
|