Главная страница


Протокол № Программа математического кружка: «Икс плюс игрек» Г. Курган, 2008



Скачать 466.19 Kb.
НазваниеПротокол № Программа математического кружка: «Икс плюс игрек» Г. Курган, 2008
страница1/2
Дата16.02.2016
Размер466.19 Kb.
ТипПротокол
  1   2



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рассмотрена и одобрена «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педсовета школы директор школы _________ / А. В. Трынов /

« » ______________ 2008г. « » _______________ 2008г.

протокол № _____


Программа

математического кружка:

«Икс плюс игрек»


Г.Курган, 2008

Автор – составитель: Капитонова Елена Александровна – учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5».

Рецензенты – Строева Александра Алексеевна – заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5»;

Клыгина Светлана Геннадьевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ г.Кургана «Гимназия №27».

В данной программе обобщён опыт учителей начальных классов МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5». Программа содержит две части: программу и приложение. В приложении даны разработки тестов и олимпиад, а так же анкеты для родителей.

Программа адресована учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, педагогам дополнительного образования и родителям младших школьников. Программа будет полезна для проведения внеклассной работы по математике, при подготовке к математическим олимпиадам.


Программа математического кружка: «Икс плюс игрек» рассмотрена

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов « » _____________ 2008г. протокол № ___.


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………4 – 9

Программа……………………………………………………………… …10 - 11

Содержание курса………………………………………………………….12..

Тесты для проверки уровня развития ……………………………………13 – 18

Ключ к тестам………………………………………………………………19 - 20

Приложение:

«Методика экспертных оценок по определению одарённых детей»......21- 24

Анкет для родителей № 1…………………………………………………25

Анкета для родителей №2...........................................................................25 - 26

Организация и проведение олимпиад……………………………………..27 - 29

Организация занятий ……………………………………………………..29 - 30

Список литературы......................................................................................31

Пояснительная записка.

Президентская программа «Дети России» и концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», т. е. вырастить и воспитать не человека исполнителя, а человека творца. Начинать эту работу надо с младших классов.

Для развития творческих и спортивных способностей созданы условия достаточно давно и стабильно. Это художественные, музыкальные, спортивные школы и кружки. А вот, о интеллектуальных способностях заговорили сравнительно недавно. Интеллектуально одарённый ребёнок часто оставался наедине сам с собой. Сейчас появились кружки, клубы и даже школы, но они рассчитаны на учащихся среднего и старшего звена. Интеллектуальные способности начинают проявляться намного раньше, уже к 3 – 4 классу, путём тестирования и наблюдений, можно выявить таких детей и начать с ними работать.

Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков способствует удовлетворению детской любознательности.

Работа данного кружка не подразумевает отработку знаний, умений и навыков основной программы. Занятия направлены на развитие способных и одарённых учащихся, оказание им помощи в достижении более высоких ступеней. Ведь даже способным детям нужна помощь со стороны взрослых. Для них надо создать условия для стимулирования творческого мышления. Программа математического кружка предназначена для организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, обучающимися в массовой общеобразовательной школе.


Важную роль в подготовке к творческому интеллектуальному труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.

Новизна данной программы в следующем:

  • развитие потенциальных одарённости и способностей младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;

  • ярко выраженная математическая направленность.


Цель программы – формировать интеллектуально развитую, творческую личность, способную самостоятельно мыслить, проводить исследования и действовать.

Задачи программы:

  • познакомить с нестандартными приёмами решения задач;

  • обогатить кругозор учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;

  • развить способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе;

  • стимулировать творческую деятельность одарённых детей;

  • повысить шансы для одарённого ребёнка вырасти в одарённого взрослого, для которого характерны сформированное понятийное мышление, высокая творческая продуктивность;

  • поддержать устойчивый интерес к предмету;

  • воспитать общественную и жизненную активность;

  • сформировать положительную «Я – концепцию».


Ожидаемые результаты:

- учащиеся становятся более раскованными и свободными в

своей интеллектуальной деятельности, появляется

интерес к исследовательской работе;

- учащиеся умеют применять знания, умения и навыки в

нестандартных ситуациях;

- возрастает гибкость и креативность мышления;

- развивается общая эрудиции учащихся, расширяется их

кругозор;

-увеличивается процент выполненных заданий, по сравнению

с началом занятий, при тестировании;

- призовые места и дипломы в школьных и городских

олимпиадах и конкурсах по математике и другим

дисциплинам.

Реализация данной программы рассчитана на 3 года и включает 2 этапа: подготовительный – 1 год и основной- 2 года. Программа также предусматривает этап рефлексивно - обобщающий, когда педагоги и психолог прослеживают развитие способных детей вплоть до окончания школы, а по возможности и далее.

Подготовительный этап (диагностико–организационный, 2 класс) включает в себя выявление одарённых и способных детей по результатам наблюдений педагогов и психолога, тестирования, анализа обучения этих учащихся и бесед с родителями.

Основной курс (практический ) рассчитан на 2 года 3, 4 класс (34 + 34 часа). Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9 – 11 лет.

В 3 и 4 классах изучаются одни и те же темы, но учащиеся 4 класса получают задания более сложного уровня.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Программа предусматривает организацию и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальную работу с одаренными и способными детьми.

30 % занятий будут проходить с использованием новых информационных технологий.

В основе проведения занятий лежит деятельностный метод обучения, который включает такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Принципы построения программы:

  • Непрерывность и систематичность. Так как математические способности проявляются в решении творческих задач, то оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.

  • Цикличность. В 3 и 4 классах темы занятий повторяются, но в 4 классе даются более сложные по уровню задачи.

  • Научность, доступность. Несмотря на небольшой возраст учащихся, все знания даются на научной основе, но в доступной форме.

  • Преобладание заданий дивергентного и конвергентного типа.






  • Гуманизм в межличностных отношениях (умение слушать и слышать, уважать мнение других).

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания. Предполагаются не только групповые, но и индивидуальные занятия и консультации. Занятия строятся с учётом индивидуальности воспитанников.

  • Развитие в целом (интеллектуальное, моральное, эстетическое).

Кроме традиционных форм, будут использоваться формы обучения в группе. К ним относятся:

  • Групповая дискуссия.

  • Мозговой штурм.

  • Кооперативное обучение.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.

Групповая дискуссияэто способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Использование метода позволяет:

- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

- повысить эффективность работы, выработать общее решение;

- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Мозговой штурмиспользуется для стимуляции высказываний учащихся по теме или вопросу. Работа проходит в непринуждённой обстановке. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое время.

Кооперативное обучение это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учёта знаний и умений. Формы и методы проверки различны:

  • Тестирование.

  • Диагностика, отслеживание роста интеллекта.

  • Проведение письменных и устных олимпиад.

  • Математические праздники.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

- воспринимать и осмысливать данную информацию, владеть способами обработки этой информации;

- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- самостоятельно мыслить и творчески работать;

- использовать основные приёмы мыслительной деятельности;

- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


Программа.
3 класс – 34 часа, 4 класс-34 часа.
Числа и операции над ними.(2 часа/2часа)

Числовые ребусы со звёздочками, буквами, предметными вставками. Порядок действий и сами действия при готовом результате.

Магические квадраты, алгоритм их заполнения.

Закономерность построения ряда натуральных чисел, различные комбинации цифр.

Приёмы быстрого счёта.

Самостоятельное составление ребусов, магических квадратов.
Задачи.(22часа/19 часов)

Основные единицы массы, длины, объёма. Перевод одних единиц в другие. Переливание из одного сосуда в другой.

Деление целого на части и составление из частей целого.

Нахождение числа по сумме, разности, кратному сравнению. Множества и их упорядочивание.

Составление различных комбинаций с помощью графов и таблиц. Графы для решения задач арифметического содержания.

Операции и обратные операции. Алгоритм выполнения действий.

Формулы движения. Движение вдогонку и с отставанием.

Арифметические задачи, требующие нестандартных приёмов решения.
Геометрический материал.(4часа/3 часа)

Составление фигур из частей и разбиение на части.

Периметр и площадь сложных фигур.

Объёмные тела: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, шар.

Геометрические игры и головоломки: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Игры со спичками.
Исследовательская работа (4класс)-3часа.

История и арифметика. Интересные факты в задачах.


Проверочные работы.(2 час/2 часа)

Проводятся в виде тестов 2 раза в год, вначале и в конце года, чтобы проследить уровень развития интеллекта. Можно использовать тесты, данные в приложении. Можно взять различные тесты для определения Q .


Олимпиады и праздники(4 час/4 часа)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 3 класса:
уметь заполнять простые магические квадраты, решать математические ребусы, отгадывать шарады;

уметь проводить синтез и анализ нестандартных задач, определять тип этих задач;

уметь сопоставлять различные величины, решать задачи с величинами;

уметь находить алгоритм решения, составлять операции и обратные операции;

уметь находить несколько решений задачи и выбирать наиболее эффективное решение;

делить сложные геометрические фигуры на части самостоятельно или с небольшой помощью;

знать приёмы быстрого счёта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:
уметь заполнять и составлять разные магические квадраты, решать и составлять ребусы, шарады;

уметь составлять графы и решать с их помощью задачи;

уметь решать задачи на движение двух тел вдогонку и с отставанием;

познакомиться со старинными задачами и их решением, проводить сравнение этих задач с современностью;

уметь находить решение нестандартных задач и составлять задачи по схеме, таблице, графу или алгоритму;

уметь обрабатывать полученную информацию и находить закономерности;

делить сложные геометрические фигуры на части самостоятельно, составлять фигуры из частей;

решать задачи на переливание, нахождение объёма геометрических тел;

проводить исследовательские работы над математическими моделями;

уметь пользоваться дополнительной литературой при решении задач и составлять задачи самим, используя факты;

записывать выводы в виде правил «если…, то…»


Содержание курса.(34 + 34часа)




п/п

Тема занятия.

Количество

часов.

3 кл.

4 кл.

1.

Задачи, связанные с промежутками.

1

1

2.

Задачи на уравнивание данных.

2

1

3.

Комбинаторные задачи.

1

1

4.

Задачи на упорядочивание множеств.

1

2

5.

Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному сравнению.

2

1

6.

Задачи, решаемые с конца.

1

1

7.

Логические задачи.

2

2

8.

Задачи с геометрическим содержанием.

2

2

9.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

1

10.

Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

1

-

11.

Задачи на движение.

1

2

12.

Задачи на планирование действий.

1

1

13.

Метаграммы, шарады.

1

1

14.

Задачи, решаемые с помощью графов.

1

1

15.

Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно.

1

1

16.

Числовые ребусы.

1

1

17.

История и арифметика.

-

1

18.

Интересные факты в задачах, задачи, развивающие кругозор.

1

1

19.

Задачи на переливание.

1

1

20.

Арифметические игры и фокусы.

1

1

21.

Магические квадраты, ребусы, кроссворды, приёмы быстрого счёта.

1

1

22.

Игры со спичками.

2

1

23.

Старинные задачи.

1

1

24.

Задачи, связанные с величинами.

1

2

25.

Олимпиады.

2

2

26.

Тестирование, диагностика.

2

2

27.

Математические праздники.

2

2


Тестирование.

В основной курс входит тестирование, которое рекомендуется проводить два раза в год. Предлагаю примерный тест. Учитель может использовать данный тест, может составить свой. Вначале и в конце учебного года лучше проводить один и тот же тест, чтобы сравнить результаты развития ребёнка. С результатами теста необходимо знакомить родителей и учащихся в конце года. Показывать детям их успехи.

Данный тест состоит из трёх частей А, В, С. Части А и В состоят из вопросов тестового характера, то есть предполагают выбор правильного ответа из предложенных. В часть А входят вопросы на развитие общего интеллекта, в часть В – вопросы математического содержания. Часть С состоит из вопросов требующих решение. Каждый вопрос частей А и В оценивается в 3 балла. Для оценивания каждого задания части С используется четырёх бальная система оценки. Если задание выполнено полностью и правильно, то за него выставляется 4 балла. Если задание выполнено правильно на 50% и более, то за него выставляется 3 балла. Если дан только правильный ответ, то за него выставляется 1 балл. Если дан неправильный ответ или задание выполнено менее чем на 50% , то за него выставляется 0 баллов.


Тест для 3 класса.

Часть А.

Выбери правильный ответ:

  1. Одиннадцатый месяц года – это:

а) октябрь; б) май; в) ноябрь; г) февраль.

2. В данном предложении : У Юры дома жил молодой котёнок. лишним является слово:

а) жил; б) котёнок; в) молодой; г) у Юры.

3. Какой из городов находится не в Европе:

а) Лондон; б) Париж; в) Лос-Анджелес; г) Рим.

4. Какой месяц самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»:

а) Апрель; б) Январь; в) Июнь; г) Декабрь.

5. Какое из приведённых слов отличается от других:

а) петь; б) говорить; в) слушать; г) болтать.
6. Я, Ф, М, А, М, И, И, А, С, О, Н… Выбери букву, что бы закончить эту последовательность:

а) В; б) Д; в) Е; г) К.

7. Раскройте смысл крылатого выражения: засучив рукава:

а) беречь одежду; б) работать плохо; в) работать хорошо; г) не работать.

8. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

а) да; б) может быть; в) нет; г) вероятнее всего пойдёт дождь.

9. Отца шпиона зовут Иван Васильевич, а сына – Пётр Семёнович. Каковы имя и отчество шпиона?

а) Семён Васильевич; б) Пётр Иванович; в) Семён Иванович; г) Василий Петрович.

10. Отгадай шараду и напиши ответ:

Первое – предлог, второе – летний дом.

А целое порой решается с трудом.
  1   2