|
Протокол № Программа математического кружка: «Икс плюс игрек» Г. Курган, 2008
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» Рассмотрена и одобрена «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педсовета школы директор школы _________ / А. В. Трынов /
« » ______________ 2008г. « » _______________ 2008г.
протокол № _____
Программа
математического кружка:
«Икс плюс игрек»
Г.Курган, 2008
Автор – составитель: Капитонова Елена Александровна – учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5».
Рецензенты – Строева Александра Алексеевна – заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5»;
Клыгина Светлана Геннадьевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ г.Кургана «Гимназия №27».
В данной программе обобщён опыт учителей начальных классов МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5». Программа содержит две части: программу и приложение. В приложении даны разработки тестов и олимпиад, а так же анкеты для родителей.
Программа адресована учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, педагогам дополнительного образования и родителям младших школьников. Программа будет полезна для проведения внеклассной работы по математике, при подготовке к математическим олимпиадам.
Программа математического кружка: «Икс плюс игрек» рассмотрена
на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов « » _____________ 2008г. протокол № ___.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………4 – 9
Программа……………………………………………………………… …10 - 11
Содержание курса………………………………………………………….12..
Тесты для проверки уровня развития ……………………………………13 – 18
Ключ к тестам………………………………………………………………19 - 20
Приложение:
«Методика экспертных оценок по определению одарённых детей»......21- 24
Анкет для родителей № 1…………………………………………………25
Анкета для родителей №2...........................................................................25 - 26
Организация и проведение олимпиад……………………………………..27 - 29
Организация занятий ……………………………………………………..29 - 30
Список литературы......................................................................................31
Пояснительная записка.
Президентская программа «Дети России» и концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», т. е. вырастить и воспитать не человека исполнителя, а человека творца. Начинать эту работу надо с младших классов.
Для развития творческих и спортивных способностей созданы условия достаточно давно и стабильно. Это художественные, музыкальные, спортивные школы и кружки. А вот, о интеллектуальных способностях заговорили сравнительно недавно. Интеллектуально одарённый ребёнок часто оставался наедине сам с собой. Сейчас появились кружки, клубы и даже школы, но они рассчитаны на учащихся среднего и старшего звена. Интеллектуальные способности начинают проявляться намного раньше, уже к 3 – 4 классу, путём тестирования и наблюдений, можно выявить таких детей и начать с ними работать.
Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков способствует удовлетворению детской любознательности.
Работа данного кружка не подразумевает отработку знаний, умений и навыков основной программы. Занятия направлены на развитие способных и одарённых учащихся, оказание им помощи в достижении более высоких ступеней. Ведь даже способным детям нужна помощь со стороны взрослых. Для них надо создать условия для стимулирования творческого мышления. Программа математического кружка предназначена для организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, обучающимися в массовой общеобразовательной школе.
Важную роль в подготовке к творческому интеллектуальному труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.
Новизна данной программы в следующем:
развитие потенциальных одарённости и способностей младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
ярко выраженная математическая направленность.
Цель программы – формировать интеллектуально развитую, творческую личность, способную самостоятельно мыслить, проводить исследования и действовать.
Задачи программы:
познакомить с нестандартными приёмами решения задач;
обогатить кругозор учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
развить способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе;
стимулировать творческую деятельность одарённых детей;
повысить шансы для одарённого ребёнка вырасти в одарённого взрослого, для которого характерны сформированное понятийное мышление, высокая творческая продуктивность;
поддержать устойчивый интерес к предмету;
воспитать общественную и жизненную активность;
сформировать положительную «Я – концепцию».
Ожидаемые результаты:
- учащиеся становятся более раскованными и свободными в
своей интеллектуальной деятельности, появляется
интерес к исследовательской работе;
- учащиеся умеют применять знания, умения и навыки в
нестандартных ситуациях;
- возрастает гибкость и креативность мышления;
- развивается общая эрудиции учащихся, расширяется их
кругозор;
-увеличивается процент выполненных заданий, по сравнению
с началом занятий, при тестировании;
- призовые места и дипломы в школьных и городских
олимпиадах и конкурсах по математике и другим
дисциплинам.
Реализация данной программы рассчитана на 3 года и включает 2 этапа: подготовительный – 1 год и основной- 2 года. Программа также предусматривает этап рефлексивно - обобщающий, когда педагоги и психолог прослеживают развитие способных детей вплоть до окончания школы, а по возможности и далее.
Подготовительный этап (диагностико–организационный, 2 класс) включает в себя выявление одарённых и способных детей по результатам наблюдений педагогов и психолога, тестирования, анализа обучения этих учащихся и бесед с родителями.
Основной курс (практический ) рассчитан на 2 года 3, 4 класс (34 + 34 часа). Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9 – 11 лет.
В 3 и 4 классах изучаются одни и те же темы, но учащиеся 4 класса получают задания более сложного уровня.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Программа предусматривает организацию и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальную работу с одаренными и способными детьми.
30 % занятий будут проходить с использованием новых информационных технологий.
В основе проведения занятий лежит деятельностный метод обучения, который включает такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Принципы построения программы:
Непрерывность и систематичность. Так как математические способности проявляются в решении творческих задач, то оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.
Цикличность. В 3 и 4 классах темы занятий повторяются, но в 4 классе даются более сложные по уровню задачи.
Научность, доступность. Несмотря на небольшой возраст учащихся, все знания даются на научной основе, но в доступной форме.
Преобладание заданий дивергентного и конвергентного типа.
Гуманизм в межличностных отношениях (умение слушать и слышать, уважать мнение других).
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания. Предполагаются не только групповые, но и индивидуальные занятия и консультации. Занятия строятся с учётом индивидуальности воспитанников.
Развитие в целом (интеллектуальное, моральное, эстетическое).
Кроме традиционных форм, будут использоваться формы обучения в группе. К ним относятся:
Групповая дискуссия.
Мозговой штурм.
Кооперативное обучение.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- повысить эффективность работы, выработать общее решение;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний учащихся по теме или вопросу. Работа проходит в непринуждённой обстановке. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое время.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учёта знаний и умений. Формы и методы проверки различны:
Тестирование.
Диагностика, отслеживание роста интеллекта.
Проведение письменных и устных олимпиад.
Математические праздники.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать данную информацию, владеть способами обработки этой информации;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- использовать основные приёмы мыслительной деятельности;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Программа. 3 класс – 34 часа, 4 класс-34 часа. Числа и операции над ними.(2 часа/2часа)
Числовые ребусы со звёздочками, буквами, предметными вставками. Порядок действий и сами действия при готовом результате.
Магические квадраты, алгоритм их заполнения.
Закономерность построения ряда натуральных чисел, различные комбинации цифр.
Приёмы быстрого счёта.
Самостоятельное составление ребусов, магических квадратов. Задачи.(22часа/19 часов)
Основные единицы массы, длины, объёма. Перевод одних единиц в другие. Переливание из одного сосуда в другой.
Деление целого на части и составление из частей целого.
Нахождение числа по сумме, разности, кратному сравнению. Множества и их упорядочивание.
Составление различных комбинаций с помощью графов и таблиц. Графы для решения задач арифметического содержания.
Операции и обратные операции. Алгоритм выполнения действий.
Формулы движения. Движение вдогонку и с отставанием.
Арифметические задачи, требующие нестандартных приёмов решения. Геометрический материал.(4часа/3 часа)
Составление фигур из частей и разбиение на части.
Периметр и площадь сложных фигур.
Объёмные тела: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, шар.
Геометрические игры и головоломки: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Игры со спичками. Исследовательская работа (4класс)-3часа.
История и арифметика. Интересные факты в задачах.
Проверочные работы.(2 час/2 часа)
Проводятся в виде тестов 2 раза в год, вначале и в конце года, чтобы проследить уровень развития интеллекта. Можно использовать тесты, данные в приложении. Можно взять различные тесты для определения Q .
Олимпиады и праздники(4 час/4 часа)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 3 класса: уметь заполнять простые магические квадраты, решать математические ребусы, отгадывать шарады;
уметь проводить синтез и анализ нестандартных задач, определять тип этих задач;
уметь сопоставлять различные величины, решать задачи с величинами;
уметь находить алгоритм решения, составлять операции и обратные операции;
уметь находить несколько решений задачи и выбирать наиболее эффективное решение;
делить сложные геометрические фигуры на части самостоятельно или с небольшой помощью;
знать приёмы быстрого счёта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса: уметь заполнять и составлять разные магические квадраты, решать и составлять ребусы, шарады;
уметь составлять графы и решать с их помощью задачи;
уметь решать задачи на движение двух тел вдогонку и с отставанием;
познакомиться со старинными задачами и их решением, проводить сравнение этих задач с современностью;
уметь находить решение нестандартных задач и составлять задачи по схеме, таблице, графу или алгоритму;
уметь обрабатывать полученную информацию и находить закономерности;
делить сложные геометрические фигуры на части самостоятельно, составлять фигуры из частей;
решать задачи на переливание, нахождение объёма геометрических тел;
проводить исследовательские работы над математическими моделями;
уметь пользоваться дополнительной литературой при решении задач и составлять задачи самим, используя факты;
записывать выводы в виде правил «если…, то…»
Содержание курса.(34 + 34часа)
№
п/п
| Тема занятия.
| Количество
часов.
| 3 кл.
| 4 кл.
| 1.
| Задачи, связанные с промежутками.
| 1
| 1
| 2.
| Задачи на уравнивание данных.
| 2
| 1
| 3.
| Комбинаторные задачи.
| 1
| 1
| 4.
| Задачи на упорядочивание множеств.
| 1
| 2
| 5.
| Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному сравнению.
| 2
| 1
| 6.
| Задачи, решаемые с конца.
| 1
| 1
| 7.
| Логические задачи.
| 2
| 2
| 8.
| Задачи с геометрическим содержанием.
| 2
| 2
| 9.
| Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
| 1
| 1
| 10.
| Занимательные задачи со сказочным сюжетом.
| 1
| -
| 11.
| Задачи на движение.
| 1
| 2
| 12.
| Задачи на планирование действий.
| 1
| 1
| 13.
| Метаграммы, шарады.
| 1
| 1
| 14.
| Задачи, решаемые с помощью графов.
| 1
| 1
| 15.
| Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно.
| 1
| 1
| 16.
| Числовые ребусы.
| 1
| 1
| 17.
| История и арифметика.
| -
| 1
| 18.
| Интересные факты в задачах, задачи, развивающие кругозор.
| 1
| 1
| 19.
| Задачи на переливание.
| 1
| 1
| 20.
| Арифметические игры и фокусы.
| 1
| 1
| 21.
| Магические квадраты, ребусы, кроссворды, приёмы быстрого счёта.
| 1
| 1
| 22.
| Игры со спичками.
| 2
| 1
| 23.
| Старинные задачи.
| 1
| 1
| 24.
| Задачи, связанные с величинами.
| 1
| 2
| 25.
| Олимпиады.
| 2
| 2
| 26.
| Тестирование, диагностика.
| 2
| 2
| 27.
| Математические праздники.
| 2
| 2
|
Тестирование.
В основной курс входит тестирование, которое рекомендуется проводить два раза в год. Предлагаю примерный тест. Учитель может использовать данный тест, может составить свой. Вначале и в конце учебного года лучше проводить один и тот же тест, чтобы сравнить результаты развития ребёнка. С результатами теста необходимо знакомить родителей и учащихся в конце года. Показывать детям их успехи.
Данный тест состоит из трёх частей А, В, С. Части А и В состоят из вопросов тестового характера, то есть предполагают выбор правильного ответа из предложенных. В часть А входят вопросы на развитие общего интеллекта, в часть В – вопросы математического содержания. Часть С состоит из вопросов требующих решение. Каждый вопрос частей А и В оценивается в 3 балла. Для оценивания каждого задания части С используется четырёх бальная система оценки. Если задание выполнено полностью и правильно, то за него выставляется 4 балла. Если задание выполнено правильно на 50% и более, то за него выставляется 3 балла. Если дан только правильный ответ, то за него выставляется 1 балл. Если дан неправильный ответ или задание выполнено менее чем на 50% , то за него выставляется 0 баллов.
Тест для 3 класса.
Часть А.
Выбери правильный ответ:
Одиннадцатый месяц года – это:
а) октябрь; б) май; в) ноябрь; г) февраль.
2. В данном предложении : У Юры дома жил молодой котёнок. лишним является слово:
а) жил; б) котёнок; в) молодой; г) у Юры.
3. Какой из городов находится не в Европе:
а) Лондон; б) Париж; в) Лос-Анджелес; г) Рим.
4. Какой месяц самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»:
а) Апрель; б) Январь; в) Июнь; г) Декабрь.
5. Какое из приведённых слов отличается от других:
а) петь; б) говорить; в) слушать; г) болтать. 6. Я, Ф, М, А, М, И, И, А, С, О, Н… Выбери букву, что бы закончить эту последовательность:
а) В; б) Д; в) Е; г) К.
7. Раскройте смысл крылатого выражения: засучив рукава:
а) беречь одежду; б) работать плохо; в) работать хорошо; г) не работать.
8. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
а) да; б) может быть; в) нет; г) вероятнее всего пойдёт дождь.
9. Отца шпиона зовут Иван Васильевич, а сына – Пётр Семёнович. Каковы имя и отчество шпиона?
а) Семён Васильевич; б) Пётр Иванович; в) Семён Иванович; г) Василий Петрович.
10. Отгадай шараду и напиши ответ:
Первое – предлог, второе – летний дом.
А целое порой решается с трудом.
|
|
|