Праздник Букваря. Заколдованный город Цель праздника: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении букваря.
Задачи:
1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.
2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать свои мысли, дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции.
3.Способствовать привитию интереса к книге, к чтению.
4.Через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
Оборудование:
выставка книг
костюмы: Шапокляк
Бабы-Яги
Лешего
Карточки с заданиями
Пословицы
Карточки со словами: декабрь, январь, февраль, Москва, Россия, Родина Использованные источники и литература:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Букварь. М.: Баласс, 2008
В.В.Волина Праздник букваря. М. «АСТ - ПРЕСС» 1995 г Пословицы.
В.В.Волина Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991
Н.Б.Троицкая Нестандартные уроки и творческие задания. – М.: Дрофа, 2004
Журнал «Педсовет» № 9,1998г.
Журнал «Педагогическое творчество» № 1, 1999г. Ход праздника Ведущий:- Здравствуйте, дорогие гости! Мы начинаем наш праздник!
-Сегодня, мы хотим рассказать, чему мы научились, изучая Букварь. Песня «Чему учат в школе»
1.
В поезд можете садиться. Этот поезд быстро мчится. От границы до границы, По степям до синих гор, На зеленый семафор.
2.
В школу он спешит сейчас, К нам на праздник в первый класс. Опоздать нельзя на праздник- Это каждый знает. Мчится поезд – первоклассник, Скорость набирает.
3.
Прибавляет по пути к трем четыре, Два к пяти. Чуть пеналами гремит, Изучая алфавит.
4.
Так садись в счастливый поезд, И помчим от А до Я Нынче в нашей школе праздник Славный праздник букваря! Ведущий: - Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие на веселом поезде. Для этого Вам нужно приобрести билеты.
Ребята выбирают билеты. Билеты 3 цветов (красные, синие, белые). Затем рассаживаются в вагончики – парты (парты поставлены в 3 группы-команды).
-Рассаживайтесь в вагончики, и мы отправимся на веселом паровозике в Читай – город! Звучит гудок паровоза.
Автор:
Три девицы в первый раз, Собирались в первый класс. Говорит подружкам Оля:
Оля:
Я хочу учиться в школе, Всё сложила в ранец я, Только нету букваря, Есть линейка, клей, тетрадь, Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина, И конструктор надо взять: На уроке мы машины
Будем все изобретать! Есть резинка – это ластик. Есть оранжевый фломастер, Есть набор бумаги разной:
Жёлтой, синей, ярко-красной. Ручка, карандаш, пенал – Ранец мой тяжёлый стал!
Таня:
Кто сказал, что Таня плачет? Не роняла в речку мячик – У меня мяча-то нет, Мне исполнилось семь лет! И пойду я в этот раз
В самый лучший первый класс! Буду я учиться в школе, И мечтаю я о том, Чтоб учиться на «отлично» И, как папа, стать врачом! Автор:
А молчавшая Ирина, Вдруг подружкам говорит:
Ирина:
Я леплю из пластилина, Изучила алфавит, Расскажу без напряженья Вам таблицу я сложенья! Знаю север, знаю юг, Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу, И скажу, вам, не тая: Я детей учить хочу, Как и бабушка моя!
Автор:
Три девицы первый раз, Собирались в первый класс!
Осыпает нас заря Золотым дождем, Нынче праздник Букваря - В школу мы идем. 5.
Букварю несем подарки - Много букв красивых, ярких. Дорогому Букварю Говорю: “Благодарю!”
6.
Быстро месяцы летели, Промелькнул декабрь, январь, Оглянуться не успели, Как уже звенят капели И прочли мы весь “Букварь”. Дорогому Букварю Говорю: “Благодарю!”
7.
Книгу первую мою Берегу я и люблю. Хоть пока и по слогам, Я ее читаю сам - И с конца, и с серединки, В ней красивые картинки, Есть стихи, рассказы, песни. С книгой жить мне интересней!
8.
Дорогому Букварю, Говорю: “Благодарю!” Если мамы дома нет, То не стану я скучать, Я зажгу настольный свет, Чтобы книжку почитать.
9.
Я уже все буквы знаю, Даже вывески читаю, И названия газет, И бумажки от конфет, И по книжке – раскладушке Я учу читать игрушки. Мишка плюшевый и кошка Могут прочитать немножко. 10.
Даже маленький ребенок, Не умеющий читать, Только вышел из пеленок - Просит книгу показать. Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы б не знали ничего,
11.
Ещё нам 10 лет учиться, Не лениться, а трудиться. Год за годом промелькнут, И от школьного порога, В жизнь откроется дорога.
12.
Машинисты и ткачихи, Трактористы и врачи, Лесорубы и шахтёры, Комбайнёры и актёры, Водолазы и певцы - Все когда – то первый раз, Приходили в первый класс.
13.
И директор наш, ребята, С букварём ходил когда - то, И учительница наша.…
Все ходили в первый класс - Наша очередь сейчас.
14.
Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом, толково Их построишь в четкий ряд, – Превратятся буквы в слово, И с тобой заговорят.
15. Много праздников прекрасных На листках календаря, А меж ними тоже праздник Школьный – праздник Букваря.
Песня о букваре.
16. В 1Б к нам приходите, И улыбки захватите, Научились мы читать. Будем праздник отмечать!
17. Вдоль картинок мы шагали. По ступенькам тихо шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли!
18. С сентября до февраля, В класс ходили мы не зря. Буквы все теперь мы знаем. Здравствуй, праздник Букваря!
Сценка
Ученица: Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И уже на книжной полке Нас другие книжки ждут.
Много книг в библиотеке, Надо их успеть прочесть, И рассказы, и загадки, И стихи, и сказки есть.
Ученик: Говорят, что каждый год Разные учебники. Как же все их изучить? Мы же не волшебники?
Ученица: Не волнуйся, прочитаем И расширим кругозор, Потому что буквы знаем, И читаем с этих пор.
Ученик: И зачем было идти? Я читаю лет с пяти. Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас! Попрошу купить компьютер, Буду целый день играть, Письма в Интернет писать.
Ученица: Подожди, не торопись, К школе лучше приглядись, А уйти всегда успеешь, И включиться в Интернет. Грамотой не овладеешь – Насмешишь ты целый свет!
Ученик: Хорошо, я остаюсь, Может, больше научусь!
Выходит Шапокляк.
Шапокляк: Привет, первоклашки-промокашки! Девчонки-вертушки! Мальчишки-кочерыжки!
Вот так всегда! В школе праздник, а меня опять не пригласили, а мне так хочется к ребятам, в школу! А на какой праздник я попала?
Ведущий: На праздник “Букваря”. Ну, зачем ты пришла, Шапокляк? Опять будешь мешать?
Шапокляк: Нет-нет я сегодня добрая! Ну, как вы тут учитесь в первом классе?
Первоклассники: (хором) хорошо!
Шапокляк: Хорошо? Вот и плохо! Я не люблю тех, кто хорошо учится! Мои любимчики знаете кто? Ябеды, хулиганы, двоечники. Вот с кого надо брать пример! А то у меня так мало ребят, которые умеют красиво сделать хорошую пакость. А все потому, что вы не хотите у меня учиться. Айда со мной! Я вас такому научу!
Ведущий: Ребята, вы пойдёте учиться у Шапокляк?
Первоклассники: (хором) нет!
Шапокляк: Я знаю, кто вам нравится, с кого вы будете брать пример: Мальвина – эта зануда, Вини-Пух – песенки какие-то сочиняет, и этот – самый главный мой враг – Чебурашка со своим Крокодилом. Тоже нашел товарища! Играет на своей гармошке у прохожих на виду!
Ведущий: Ой, подожди, Шапокляк. Пришла к нам на праздник, а чему же ты ребят учишь? Нехорошо!
Шапокляк: Не буду, не буду! Это я от горя забылась. Я ведь осталась одна-одинешенька. Моя крыска Лариска сейчас в Африке на конкурсе красоты, а мне ведь одной-то скучно. А друга здесь можно найти?
Ведущий: Конечно! А какого друга тебе надо?
Шапокляк: Мне надо... Мне надо... Мне надо двоечника!
Ведущий: Какого двоечника?
Шапокляк: Круглого.
Ведущий: А зачем тебе круглый двоечник?
Шапокляк: Как зачем? Я ведь учусь в школе вредителей. Вот скажут мне: “Опять, Шапокляк, у тебя шесть двоек в дневнике!” А я отвечу: “Подумаешь, шесть! А вот у одного моего приятеля целых восемь!” Понятно?
Ведущий: Понятно.
Шапокляк: И хорошо, чтобы он был еще драчун.
Ведущий: Зачем же?
Шапокляк: Как зачем? Я приду домой, а мне скажут: “Опять у тебя шишка на лбу?” А я отвечу: “Подумаешь, шишка! Вот у одного моего товарища целых четыре шишки!”
И еще надо, чтобы он хорошо стрелял из рогатки. Мне скажут: “Опять ты разбила чужое окно?” А я скажу: “Подумаешь, окно, вот мой товарищ два окна разбил!”.Потом еще нужно, чтобы он был хорошо воспитан.
Ведущий: Зачем?
Шапокляк: Как зачем? Чтобы мне на его воспитание не пришлось время тратить.
Ведущий: Значит, если я тебя правильно понял, тебе нужен хорошо воспитанный двоечник и безобразник?
Шапокляк: Вот именно.
Ведущий: Я сомневаюсь, что ты найдёшь в нашем классе себе друга.
Шапокляк: Ой, что я вспомнила! Позову, я свою подружку на праздник. На неё вся моя надежда!
Ведущий: Зачем нам твои подружки, и не хотим мы в твой Незнай – город, правда, ребята?
Сценка Баба-Яга, Леший, Внучка
Выходят Баба-яга и Леший.
Шапокляк: Привет, Ягуся, Лешачок!
Леший:
Ты что, Яга, довольная такая? Последний раз была такой ты в мае. Быть может, ступу починила ты?
Баба-ага (счастливо):
Нет, лучше. Ко мне сегодня приезжает Внучка. Она большая, ходит в первый класс. Ох, умной вырастет она теперь у нас!
Леший:
Да, бабка, школа – это сила. Ты, вот, небось, нигде и не училась?
Баба-яга (вздыхает):
Не довелось мне, Леший, Постигать науку, Ни разу не брала я ручку в руку И книгу тоже я ни разу не брала, И даже нету у меня в избе стола.
Леший (удивлённо):
А где ж ты ешь?
Баба-яга (пожимает плечами):
Да прямо так, на лавке, А летом – на подстилочке на травке. Да ты ведь, Леший, тоже не учился?
Леший:
Я, как и ты, в лесу родился. Здесь вырос, здесь живу, а школ тут нет, Хоть мне пятьсот, наверно, лет, Но букв я до сих пор не знаю.
Баба-яга (махнув рукой, огорчённо):
Ну что ж, судьба у нас такая.
Выбегает Внучка.
Внучка:
Ой, Бабушка, привет. А это Леший? Шапокляк? А Водяной с Кикиморою где же?
Баба-яга (ворчливо):
Ты с ними поздоровайся сначала. Эх, в школе вас воспитывают мало!
Внучка:
Доброе утро, дядя Леший!
Доброе утро, тетя Шапокляк!
Леший:
Здравствуй.
Шапокляк:
Привет!
Внучка:
Какой сегодня день прекрасный! А я сегодня утром книжку прочитала.
Баба яга:
Никак ты буквы все уже узнала?
Внучка:
Я алфавит теперь прекрасно знаю.
Леший:
Ты погляди, учёная какая!
Внучка (показывает букварь):
Мне в этом мой букварь помог. Хотите, с вами проведу урок.
Баба-яга (удивлённо):
Неужто ты научишь нас читать?
Леший (с надеждой):
И тоже алфавит мы будем знать?
Внучка:
Конечно, разве это сложно?
Баба-яга:
Но мы стары для этого, возможно?
Внучка:
Ну, что ты, бабушка, букварь открой скорей!
Баба-яга (не решается дотронуться до букваря):
Мне что-то боязно.
Леший:
Слышь, бабка, не робей.
(Баба-яга открывает букварь.)
Баба-яга (тычет пальцем в страницу):
Ого, какой арбуз лежит! И апельсин хорош на вид. А что это за буква тут стоит?
Внучка:
С неё все эти начинаются слова.
Леший (рисует пальцем в воздухе букву А)
Я понял, это буква А!
Внучка:
Да, это буква А.
Баба-яга:
Ну, Леший, ты умён! А я...
(Плачет) Не научусь я никогда!
Внучка:
Да что ты, бабушка, какая ерунда! Я вас обоих быстро научу. Чтоб грамотными были вы, хочу.
Пойдемте, я всё-всё расскажу! Ведущий: Вот видишь Шапокляк, все хотят научиться читать. Даже столетнюю Ягу внучка читать учит!
Шапокляк: Даже столетнюю Ягу внучка читать учит!
Ведущий: Шапокляк давай ребята тебе расскажут зачем нужно уметь читаь.Поехали снами в Читай – город.
Слайд: Читай – город превращается в Незнай - город.
Ведущий: Ой, что это?
Шапокляк: Я ваш город превратила в Незнай - город. Теперь как будете читать?
Ведущий: А ты его расколдуй.
Шапокляк: Не могу. Не помню. Вот только улицы остались. Я город разделила на части, теперь нужно расколдовать каждый уголок города. Только когда выполните все задания правильно и снимите замок, город откроется.
Ведущий: Ребята, а ведь мы уже умеем читать, много знаем о буквах и звуках. Давайте сами попробуем расколдовать город. Согласны? Тогда в путь. А чтобы нам интересней было путешествовать, наши вагончики превратим в команды.
- У нас три вагончика. Три цвета - что эти цвета обозначают в ленте букв?
Команды:
Красные
Гласные
Синие
Согласные
Белые
Беззвучные
- А правильность наших ответов, давайте поручим проверять нашим гостям – учителям. 1 задание: «Улица Букв» - Угадай букву по описанию
1к. Стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б) 2к. По бокам у столба два огромных шара. (Ф) 3к. Два столбика наискосок.
Между ними поясок. (А)
2 задание: «Переулок Звуков» - Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем. Угадайте букву озорницу.
1к. Сильная (г)роза в саду бушевала, ливнем и ветром аж ветки ломала.
2к. Нарисую вам всем сказку были б только кисть и к(р)аски.
3к. Миша дров не напилил печку (щ)репками топил.
3 задание: «Район Вообразилии»
- Составь сказку:
1к. А дорога далека, А корзинка нелегка. Сесть на пенек, Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
2к. Не лежалось на окошке, Покатился по дорожке. (Колобок) 3к. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят) 4 задание: «Аллея Ситуаций»:
1к.
Когда почтальон Печкин из Простоквашино постучал в дверь, ему ответили:
- дерни за веревочку; - у нас все дома; - кто там.
2к.
С. Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали:
- Иванушка; - Емеля; - Степан.
3к.
Кому принадлежит телеграмма “Нас съел серый волк”?
- Красной Шапочке; - Колобку; - 7 козлятам.
5 задание: «Проспект Эрудитов”
1 команда: 1) Сколько гласных в русском языке?
2) Какие буквы не обозначают звуки?
2к.
1) Сколько согласных в русском языке? 2) Как нужно слова переносить с одной строки на другую?
3к.
1)Сколько гласных звуков в русском языке?
2) Какие орфограммы ты уже знаешь?
6 задание: «Сквер Народной мудрости»
-Составь пословицу (пословица разрезана по словам)
1к. Кто книги читает, тот много знает.
2к.
Возьми книгу в руки – не будет скуки.
3к.
Испокон века книга растит человек.
7 задание: «Закончи фразу»
Труслив как …
Здоров как …
Нем как …
-Составь схему слова.
8 задание: «Окрестности»- Дорогие ребята, много испытаний вы прошли, осталось самое последнее. Разгадайте код замка: каждое число, записанное в коде, встречается в названии художественного произведения. Вспомните и назовите их. 1к.3 7 1001 2к.101 7 33к.40 3 12(Возможные варианты ответов: “ 3 поросёнка”, “Волк и 7 козлят”, “1001 ночь”, “Али - Баба и 40 разбойников”, “101 далматинец”, “Белоснежки и 7 гномов”, “ Три медведя” “12 месяцев”, “3 толстяка ”, “ ”.) Ведущий :- Как только ребята назвали последнее произведение, огромный замок исчез и ребята услышали волшебный звон колоколов. Читай - город! 3
| 7
| 12
| 40
| 7
| 3
| 101
| 1001
| 3
|
| б
| и
| б
| л
| и
| о
| т
| е
| к
| а
| Ведущий: - Вот мы расколдовали Читай – город! Не удалось тебе Шапокляк нам помешать. Шапокляк: - Ребята, какие вы все молодцы. Так много знаете. Пойду и я к Ягусе с Лешим, будем вместе учиться читать. Пока, ребята. Ведущий: - А Читай – город – это и есть библиотека! А в нашей школьной библиотеке есть главные хранители книг – это наши библиотекари: ………. и …………... Слово библиотекарям.19. Буквы разуму верны, И за это им даны Высочайшие права Образовывать слова. Вы подумайте о чуде: Сколько букв – сестер родных? Тридцать три! А сколько люди Могут слов сложить из них! 20. Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твердые и мягкие. 21. Слова бывают смелые, Упрямые. Суровые, Но непременно дело, Стоит за каждым словом. 22. Много слов на свете, Много дел на свете, Если дела нету, – Слово – это ветер. Слово улетает, Не поймаешь снова... Человек без дела – Человек без слова. 23. Доска черна, зато умна, Немало знает слов она: Весна, работа, хлеб, река, - Какая умница доска! Крошится мел в моей руке, Слова выводит на доске: Мир, небо, солнце, облака, Какая умница доска! Я на доске оставлю след, И вот из темноты на свет, Придут прекрасные слова: Россия, Родина, Москва! 24. Буквы все мы твёрдо знаем, Сами пишем и читаем. Мы простились с Букварём Книжки новые берём. Любит школу весь наш класс Папы, мамы хвалят нас. Впереди уроков много – Ждёт нас дальняя дорога. (хором)Чтобы жить на пользу людям, Хорошо учиться будем!Песня о Родине |