|
Базовые компетенции (требования к математической подготовке учащихся на конец8 класса)
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по алгебре, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Изучение базового курса ориентировано на использование учебника "Алгебра-8" часть 1 под редакцией Мордковича А.Г. и задачника "Алгебра-8" часть 2 под редакцией Мордковича А.Г., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельных, практических, контрольных, домашних работ используются: учебное пособие Л. А. Александровой «Самостоятельные работы. Алгебра-8» под редакцией Мордковича А.Г.
В курсе алгебры 8 классавырабатывается умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; систематизируются сведения о рациональных числах, и даётся представление об иррациональных числах, расширяется тем самым понятие о числе; вырабатывается умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; вырабатываются умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач; знакомятся учащиеся с применением неравенств для оценки значений выражений, вырабатывается умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; вырабатывается умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, формируются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
Основное содержание изучаемого курса Повторение курса алгебры 7-го класса (4часа) Алгебраические дроби (21 час)
Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Первые представления о решении рациональных уравнений. Степень с отрицательным целым показателем.
Основная цель – выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей. Изучение темы начинается с введения понятия алгебраической дроби, её числового значения и допустимых значений, входящих в неё букв.
Знать:
определение целых, дробных и рациональных выражений;
определение допустимых значений переменных;
определение рациональной дроби;
основное свойство дроби;
определение тождества;
правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила умножения и деления дробей, возведения дроби в степень;
определение обратной пропорциональности.
Уметь:
находить значения рациональных выражений;
определять целые, дробные и рациональные выражения;
находить допустимые значения переменной;
находить область определения функции;
сокращать дроби;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
умножать и делить дроби, возводить дроби в степень;
преобразовывать рациональные выражения;
строить график функции y=.
Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание алгебраических дробей»
Контрольная работа №2 «Преобразование рациональных выражений»
Функция у=. Свойства квадратного корня. (17 часов)
Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Функция , ее свойства и график. Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Алгоритм извлечения квадратного корня. Модуль действительного числа. Функция .
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах, ввести понятие иррационального и действительного чисел. Научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Знать:
определение натуральных, целых и рациональных чисел;
определение иррациональных и действительных чисел;
определение квадратного и арифметического квадратного корня из числа;
свойства функции y = ;
правила вычисления квадратного корня из произведения и дроби;
правила вычисления квадратного корня из степени.
Уметь:
сравнивать рациональные числа;
представлять рациональные числа в виде бесконечной десятичной дроби;
сравнивать иррациональные и действительные числа;
вычислять квадратные корни;
решать уравнения вида: x2 = a;
находить приближенное значение квадратного корня;
строить график функции y = ;
вычислять квадратный корень из произведения и дроби;
вычислять квадратный корень из степени;
выносить множитель из-под знака корня;
вносить множитель под знак корня;
преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.
Контрольная работа №3 «Функция . Свойства квадратного корня»
Квадратичная функция. Функция у=k/х (17 часов)
Функция , ее график, свойства. Функция , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота. Построение графиков функций , , , по известному графику функции .
Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций , , , , , . Графическое решение квадратных уравнений.
Основная цель – научить строить график функции обратной пропорциональности, применять свойства функции при решении упражнений. В данной теме рассматриваются упражнения на свойства и график функции и на построение графика функции y = f(x + m) + n, если известен график функции y = f(x).
Учащиеся должны знать/понимать:
• понятия квадратичная функция, парабола, у =, гипербола, ограниченность функции;
• свойства квадратичной функции, функции у =.
Учащиеся должны уметь:
• строить график квадратичной функции, функции у = и описывать их свойства; • решать квадратные уравнения и системы уравнений второй степени с помощью графиков.
Контрольная работа №4
Контрольная работа №5
Квадратные уравнения (21 часов)
Квадратное уравнение. Приведенное (не приведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.
Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления). Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям, и применять их к решению задач. В данной теме рассматриваются примеры решения уравнений с параметрами.
Знать:
определение квадратного уравнения;
определение неполного квадратного уравнения;
формулы полных и неполных квадратных уравнений;
определение приведенного квадратного уравнения;
определение дискриминанта квадратного уравнения;
формулу дискриминанта квадратного уравнения;
формулы корней квадратного уравнения;
правило решения квадратного уравнения;
теорему Виета и обратную ей теорему;
определение целых и дробных рациональных уравнений;
правило решения дробных рациональных уравнений.
Уметь:
решать неполные квадратные уравнения;
решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами ;
решать квадратные уравнения по формуле;
решать задачи с помощью квадратных уравнений;
применять теорему Виета и обратную теорему;
решать дробные рациональные уравнения;
решать задачи с помощью рациональных уравнений;
решать графически уравнения.
Контрольная работа №6 «Квадратные уравнения»
Контрольная работа №7 «Рациональные уравнения как математические модели»
Неравенства (15 часов)
Свойства числовых неравенств. Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства. Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства. Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств). Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.
Основная цель – сформировать умение решать неравенства первой степени с одной переменной и квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции и методом интервалов.
Знать:
определение сравнения чисел;
свойства числовых неравенств;
теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств;
все виды числовых промежутков;
определение пересечения и объединения множеств
определение решения неравенства;
свойства, используемые при решении неравенств;
определение линейного неравенства с одной переменной;
определение решения системы неравенств с одной переменной.
Уметь:
доказывать неравенства;
применять свойства числовых неравенств;
оценивать значения выражений;
складывать, вычитать, умножать и делить почленно числовые неравенства;
изображать на координатной прямой числовые промежутки;
записывать промежутки, изображенные на рисунке;
решать линейные неравенства с одной переменной;
решать системы неравенств с одной переменной.
Контрольная работа №8 «Неравенства»
Обобщающее повторение (4 часов)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Итоговая контрольная работа
Случайные события и их вероятности. (3 часа)
Представление данных в виде таблиц , диаграмм, графиков. Средние данные результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Вероятность случайного события. Сравнение шансов наступления случайных событий. Оценка вероятности случайного события в практических ситуациях.
Уметь читать статистические характеристики.
Уметь находить статистические характеристики.
Уметь находить все вероятности.
Учебно-тематический план по алгебре 8 класс
(3 ч в неделю)
№ урока
| Тема урока
| Кол-во уроков
| Повторение
| 4
| 1
| Алгебраические выражения
| 1
| 2
| Степень, свойства степени. Линейные уравнения.
| 1
| 3
| Функции, их свойства и графики.
| 1
| 4
| Входная контрольная работа
| 1
| Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями.
| 21
| 5
| §1. Основные понятия.
| 1
| 6-7
| §2. Основное свойство алгебраической дроби.
| 2
| 8-9
| §3. Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.
| 2
| 10-13
| §4. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.
| 4
| 14
| Контрольная работа №1
| 1
| 15-16
| §5. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень.
| 2
| 17-19
| §6. Преобразование рациональных выражений.
| 3
| 20-21
| §7. Первые представления о решении рациональных уравнений.
| 2
| 22-24
| §8. Степень с отрицательным целым показателем.
| 3
| 25
| Контрольная работа №2
| 1
| Функция у=. Свойства квадратного корня.
| 17
| 26
| §9. Множество рациональных чисел.
| 1
| 27-28
| §10. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.
| 2
| 29
| §11. Иррациональные числа.
| 1
| 30
| §12. Множество действительных чисел.
| 1
| 31-32
| §13. Функция у=, ее свойства и график.
| 2
| 33-34
| §14. Свойства квадратных корней.
| 2
| 35-38
| §15. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.
| 4
| 39
| Контрольная работа №3
| 1
| 40-41
| §16. Модуль действительного числа.
| 2
| 42
| Резерв
| 1
| Квадратичная функция. Функция y=k/x
| 17
| 43-45
| §17. Функция y=kx2, ее свойства и график.
| 3
| 46-47
| §18. Функция y=k/x, ее свойства и график.
| 2
| 48
| Контрольная работа №4
| 1
| 49-50
| §19. Как построить график функции у=f (х+ l), если известен график функцииy=f(x).
| 2
| 51-52
| §20. Как построить график функции у=f (х)+m , если известен график функцииy=f(x).
| 2
| 53-54
| §21. Как построить график функции у=f (х+ l)+ m, если известен график функцииy=f(x).
| 2
| 55-57
| §22. Функция y=ax2+bx+c,ее свойства и график.
| 3
| 58
| §23. Графическое решение квадратных уравнений.
| 1
| 59
| Контрольная работа №5
| 1
| Квадратные уравнения.
| 21
| 60-61
| §24. Основные понятия.
| 2
| 62-64
| §25. Формулы корней квадратного уравнения.
| 3
| 65-67
| §26. Рациональные уравнения.
| 3
| 68
| Контрольная работа №6
| 1
| 69-72
| §27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
| 4
| 73-74
| §28. Еще одна формула корней квадратного уравнения.
| 2
| 75-76
| §29. Теорема Виета.
| 2
| 77-79
| §30. Иррациональные уравнения.
| 3
| 80
| Контрольная работа №7
| 1
| Неравенства.
| 15
| 81-83
| Свойства числовых неравенств.
| 3
| 84-86
| Исследование функции на монотонность.
| 3
| 87-88
| Решение линейных неравенств.
| 2
| 89-91
| Решение квадратных неравенств.
| 3
| 92
| Контрольная работа 8
| 1
| 93-94
| Приближенные значения действительных чисел.
| 2
| 95
| Стандартный вид числа.
| 1
| 96-98
| Повторение
| 3
| 99
| Итоговая контрольная работа
| 1
| Случайные события и их вероятности.
| 3
| 100
| Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
| 1
| 101
| Средние данные результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
| 1
| 102
| Вероятность случайного события.
| 1
|
| Итого
| 102
| |
|
|