Главная страница


Протокол № от 2015 г. Руководитель мо ханахок С. А. Согласовано Заместитель



НазваниеПротокол № от 2015 г. Руководитель мо ханахок С. А. Согласовано Заместитель
страница1/5
Дата15.03.2016
Размер0.7 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 им. А.И. Хуаде»

а. Гатлукай г. Адыгейска



Принято

На школьном методическом

объединении учителей естественно-математического цикла

Протокол № __ от ____ 2015 г.

Руководитель МО

____________ Ханахок С.А.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР
___________ Блягоз Ф.К.

___________2015 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Шумен А.М.

___________ 2015 г.


Рабочая программа

по курсу «Химия»

(УМК Рудзитис Г.Е.)

9 класс

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год

Количество часов в неделю: 2

Всего часов: 68

Хадагатле Руслан Сагидович

учитель химии,

высшая квалификационная категория


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии IX класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2011. - 48с.)

Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов – 11 часов.

В содержании данного курса представлены основопола­гающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданны­ми свойствами, исследование закономерностей химичес­ких превращений и путей управления ими в целях полу­чения веществ, материалов, энергии.

Учебно-тематическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объ­яснить на современном и доступном для учащихся уров­не теоретические положения, изучаемые свойства ве­ществ, химические процессы, протекающие в окружаю­щем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строе­нии атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указан­ные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопас­но использовать эти вещества и материалы в быту, сельс­ком хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится хими­ческому эксперименту: проведению практических и лабо­раторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Нормативные правовые документы

использованные при разработке рабочей программы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010 г.)

  3. Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 19.10.2009 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования»

  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  5. Приказ МОиН РФ №889 от 30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ 09.03.2004 г. №1312».

  6. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. №115 "О национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта".

  7. Приказ МОиН РА №1272 от 11.11.2010 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования».

  8. Письмо МОиН РА №3337 от 05.07.2012 г. «О внесении изменений в примерные учебные планы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в рамках апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

  9. Приказ МОиН РА от 02.03.2015 г. №156 «О новой редакции базисных учебных планов образовательных организаций Республики Адыгея, реализующих программы основного общего и среднего общего образования.

  10. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 №26755).

  11. Федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации №1089 от 05.03.2004.

  12. Учебный план МБОУ «СОШ№ 4» а. Гатлукай г. Адыгейска.

  13. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт https://www.vestnik.edu.ru).

  14. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на

достижение следующих целей и задач:

  • освоение важнейших знаний об основных поняти­ях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явле­ния, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравне­ний химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллекту­альных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в со­ответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элемен­ту общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для бе­зопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практи­ческих задач в повседневной жизни, предупреждения яв­лений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими задачами предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. 

  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 15-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011. – 191 с.

Дополнительная литература для учителя:

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения: с целью сохранения единого образовательного пространства сначала изучаются металлы, а затем неметаллы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

  1. химическую символику:

  • знаки химических эле­ментов

  • формулы химических веществ

  • уравнения хими­ческих реакций

  1. важнейшие химические понятия:

  • химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и моле­кулярная массы, ион, химическая связь

  • вещество, клас­сификация веществ

  • моль, молярная масса, молярный объем

  • химическая реакция, классификация реакций

  • электролит и неэлектролит, электролитическая диссоци­ация, окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление

  • аллотропия

  • гидролиз

  • скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция

  • органическая и неорганическая химия

  • углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты

  1. основные законы химии:

  • сохранения массы ве­ществ, постоянства состава, периодический закон

  • основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова

  1. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений.

  2. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

уметь:

  1. называть химические элементы, соединения изу­ченных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения, изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  2. определять валентность и степень окисления хими­ческих элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неоргани­ческих соединений, окислитель и восстановитель, принад­лежность веществ к различным классам органических соединений;

  3. характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основ­ных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  4. объяснять зависимость свойств веществ от их сос­тава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости хими­ческой реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  5. выполнять химический эксперимент по распознава­нию важнейших неорганических и органических веществ;

  6. проводить самостоятельный поиск химической ин­формации с использованием различных источников (науч­но-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);

  7. использовать компьютерные технологии для обра­ботки и передачи химической информации и ее представ­ления в различных формах;

  8. использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни с целью:

  9. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  10. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их послед­ствий;

  11. экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружаю­щей среды на организм человека и другие живые орга­низмы; безопасного обращения с горючими и токсичными ве­ществами, лабораторным оборудованием;

  12. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  13. критической оценки достоверности химической ин­формации, поступающей из разных источников.

Учебно-тематический план

Контроль уровня обученности:
1.      Текущий контроль «Электролитической диссоциации».

2.      Текущий контроль «Общие свойства металлов».

3.      Текущий контроль «Подгруппы кислорода, азота, углерода».

4.      Текущий контроль «Органическая химия ».

Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. 


№ п/п

Название

Кол-во часов

В том числе:

Практическая работа

Лабораторная работа

Контрольная работа




Повторение основных вопросов курса химии 8 класса

3










Неорганическая химия (50 часов)

1

Электролитическая диссоциация

10

1

2

1

2

Кислород и сера

9

1

1




3

Азот и фосфор

10

2

2




4

Углерод и кремний

8

1

2

1

5

Общие свойства металлов

13

1

3

1

Органическая химия (15 часов)

6

Органические соединения

15




1

1

Итого:

68

6

11

4
Содержание рабочей программы
Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 часа)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менде­леева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим урав­нениям

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей.

Лабораторные опыты:

  • Реакции ионного обмена между растворами электролитов

  • Действие индикаторов на растворы солей

Практические занятия:

  • Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Контрольная работа №1 по теме «Электролитическая диссоциация»
Тема 2. Кислород и сера (9 часов)

Положение кислорода и серы ПСХЭ, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода. Сера. Аллотропия. Свойства и применение. Сероводород, сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства серной кислоты. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие.

Лабораторные опыты:

  • Распознавание ионов в растворе.

Практические занятия:

  • Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»


Тема 3. Азот и фосфор (10 часов)

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота. Строение молекулы и получение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия и свойства. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Лабораторные опыты:

  • Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).

  • Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические занятия:

  • Получение аммиака и изучение его свойств.

  • Определение минеральных удобрений.


Тема 4. Углерод и кремний (8 часов)

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Лабораторные опыты:

  • Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.

  • Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»

Практические занятия:

  • Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Контрольная работа №2 по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний».
Тема 5.Общие свойства металлов (13 часов)

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо: нахождение в природе и свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы, их применение.

Лабораторные опыты:

  • Рассмотрение образцов металлов

  • Взаимодействие металлов с растворами солей.

  • Получение гидроксидов железа (II), (III) и взаимодействие их с кислотами.

Практические занятия:

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения»
  1   2   3   4   5