|
Программа стажировки Разработчик программы: Бижова Татьяна Васильевна, учитель математики высшей квалификационной категории мбоу «Средняя общеобразовательная школа №135» Программа стажировки
Разработчик программы: Бижова Татьяна Васильевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова»
Информационный блок программы
Название программы: «Технология активных методов обучения (АМО) как одна из эффективных технологий формирования и оценивания метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»
Цели программы: оказать практическую помощь учителям при разработке конспектов уроков и внеклассных мероприятий в условиях внедрения ФГОС ООО, повышение профессиональной компетенции педагогов в области внедрения современных образовательных технологий для развития и саморазвития обучающихся.
Задачи программы:
Раскрыть сущность и содержание технологии АМО;
Познакомить слушателей с данной технологией через практические занятия, как средством формирования и оценивания метапредметных результатов;
Показать эффективность применения технологии активных методов обучения на традиционных уроках и во внеурочной деятельности;
Создать методическую копилку АМО;
Познакомить участников стажировки с собственным опытом применения данной технологии;
Обобщить методические и аналитические материалы стажирующихся и разместить их на страницах сетевых сообществ учителей математики.
Ключевые идеи опыта, в которые будут погружены стажеры
Требования к уроку математики с учетом внедрения ФГОС ООО, составление технологической карты образовательного мероприятия, анализ и самоанализ урока;
Подготовка и проведение эффективного образовательного мероприятия для школьников с применением технологии активных методов обучения;
Отработка профессиональных навыков современного учителя математики;
Активные методы обучения для формирования метапредметных результатов обучения;
Особенности оценки метапредметных результатов при освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный блок программы
Перечень необходимого оборудования
Стажировка будет проводиться в кабинете математики, оборудованном АРМ учителя: ПК, интерактивной доской, видеопроектором, множительной техникой (ксерокс, принтер, сканер). Кроме того, для проведения стажировки образовательное учреждение имеет кадровые ресурсы – ученые математики РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина, учителя математики, а также методические ресурсы: разработки уроков в электронном виде, презентации к урокам, дидактический материал, сценарии внеклассных мероприятий.
Программа стажировки
Пояснительная записка
Новые Федеральные государственные стандарты, проводимые реформы направлены на модернизацию российского образования, приведены в соответствие современным потребностям всех звеньев образовательной системы. Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, принципиально изменить позицию педагога и обучающегося, повысить познавательную мотивацию школьников. Стандарты второго поколения четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными задачами школы духовно – нравственное развитие, овладение ключевыми компетентностями и формирование УУД. Перед школой, педагогом стоят цели не только обучения, но и в равной мере воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает, что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но также и развитыми способностями применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей, обеспечивающих уверенное вхождение во взрослую жизнь, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни. Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта – краеугольный камень успешного осуществления модернизации школы. Новую стратегию прежними педагогическими инструментариями не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы, такие, чтобы образовательный процесс осуществлялся в эмоционально комфортной, мотивирующей, творческой обстановке, чтобы обучение стало близким, естественным желанием ребенка. Кроме того, новые технологии должны быть простыми и понятными для педагогов, доступными для широкого применения во всех школах. Технология АМО дает педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Активные методы обучения являются современными методами, обладающими высоким мотивационным потенциалом и надежно обеспечивающими качество и эффективность образовательного процесса. Освоение этой технологии позволит учителю сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.
Программа стажировки рассчитана на 24 часа и включает в себя 6 ключевых тем.
Тема 1: ФГОС ООО (основные положения, концептуальные основы).
Цель занятий: акцентировать внимание участников стажировки на основных функциях ФГОС, его отличительных особенностях, ведущих принципах ФГОС – развития и преемственности.
Тема 2: Концепция модернизации российского образования: формирование метапредметных результатов при изучении математики.
Цель занятий: отбор универсальных учебных действий, формируемых в процессе изучения математики для формирования и оценивания метапредметных результатов.
Тема 3: Технология активных методов обучения (АМО) – технология ФГОС.
Цель занятий: познакомить слушателей с технологией АМО (внутреннее содержание, цель, структура, суть активных методов обучения).
Тема 4: Обучение созданию АМО, образовательные эффекты активных методов обучения, условие эффективности применения АМО.
Цель занятий: изучить фазы образовательного мероприятия, рассмотреть активные методы обучения всех фаз урока или внеклассного мероприятия, провести практические занятия по разработке и проведению образовательных мероприятий с применением технологии.
Тема 5: Технология проектирования урока математики.
Цель занятий: проектирование урока математики с использованием технологии АМО, создание технологической карты образовательного мероприятия, конструирование урока, анализ и самоанализ урока.
Тема 6: Создание методической копилки АМО.
Цель занятий: обобщить и систематизировать знания по технологии АМО, создать копилку активных методов обучения стажерами программы, оформить их в виде сборника и разместить полученные результаты на страницах сетевых сообществ учителей математики.
В заключительный день работы участники стажировки представят свои разработанные АМО, проведут экспертизу и анализ своих активных методов обучения, оценят разработки коллег.
Учебный план стажировки
№ п/п, тема
| Количество часов
|
| лекция
| семинар
| стажерская
проба
| онлайн
занятие
| 1 день работы
|
|
|
|
| 1.
| Организационное занятие. Входное анкетирование «Что я жду от стажировки?»
|
| 0,5 ч
|
|
| 2.
| Работа с нормативными документами: ФГОС ООО (основные положения, концептуальные основы)
| 0,5 ч
| 1 ч
|
|
| 3.
| Концепция модернизации российского образования, формирование метапредметных результатов обучения при изучении математики, отбор УУД, оценивание
| 0,5 ч
| 1,5 ч
| 1,5 ч
|
| 4.
| Рефлексия
|
|
| 0,25 ч
|
| 5.
| Индивидуальные консультации, экскурсия по школе
| 0,5 ч
|
|
|
|
| 2 день работы
|
|
|
|
|
|
6.
| Технология АМО – технология ФГОС
| 1 ч
|
|
|
| 7.
| Обучение созданию АМО, образовательные эффекты активных методов обучения, условия эффективного применения АМО
| 0,5 ч
| 1,5 ч
| 2 ч
|
| 8.
| Рефлексия
|
| 0,5 ч
|
|
| 9.
| Технология проектирования урока математики или внеклассного мероприятия
| 0,5 ч
| 0,5 ч
| 2 ч
|
|
| 3 день работы
|
|
|
|
| 10.
| Представление результатов стажировки, создание копилки АМО
|
| 1 ч
| 2,5 ч
|
| 11.
| Экспертиза представленных материалов
|
|
| 1 ч
|
| 12.
| Оформление результатов стажировки
| 0,5 ч
|
| 2 ч
|
| 13.
| Круглый стол по итогам работы творческих групп, подведение итогов работы
|
| 0,25 ч
| 1,25 ч
| 0,5 ч
| 14.
| Рефлексия, диагностика, финальная анкета участников стажировки
|
| 0,25 ч
|
|
|
| Итого:
| 4 ч
| 7 ч
| 12,5 ч
| 0,5 ч
| Примечание. В ходе прохождения стажировки участникам будет предложена программа культурно – массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий: экскурсия в музей ядерного оружия РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина, автомобильная экскурсия по городу Снежинску, посещение школьного бассейна, Ледового дворца, поездка в театр.
Способы оценивания результатов стажеров
Внешняя оценка результатов стажеров
При внешней оценке используется метод экспертных оценок. Внешними экспертами будут педагоги, участвующие в стажировке. По определенным критериям (творческое выполнение задания, активное участие всех членов команды и т.д.) будут проанализированы работы творческих групп (оценивание АМО команды – соперника) по 10 – бальной шкале.
Самооценивание стажерами собственных результатов будет проводиться на каждом этапе образовательного мероприятия, результаты которого будут зафиксированы в дневнике стажера. Самооценка проводится по 10 – бальной шкале и следующим критериям:
самоотдача (полноценность ответов и рассуждений)
качество обсуждения
корректность обсуждения
проявление инициативы
творческий подход
среднее значение
Оценить в какой мере была полезна проделанная работа
Степень соответствия личностных ожиданий реальных результатов стажировки в профессиональном плане
|
| Процесс личной деятельности
|
| Полученный результат
|
| Деловое общение во время работы
|
| Возможность проявить себя и услышать слова одобрения
|
| Получение оценки
|
| в правой колонке поставить цифры:
1 — самое важное,
2 — важное,
3 — не очень важное,
4 — совсем не важное. |
|
|