|
Протокол № от 2013 г. Председатель педсовета: О. А. Чиганцева Приморско-Ахтарский р-н ст.Бородинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №9
Утверждено
решением педагогического совета
протокол № ___ от _____2013 г.
Председатель педсовета:
____________О.А.Чиганцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По __математике
Вид _____второй________
Ступень обучения (класс) _основное общее образование, ____6__
Количество часов: всего _170; в неделю_5_ Уровень (базовый, профильный, углубленный) базовый
Учитель __Бакланова Анастасия Викторовна__
Программа разработана на основе
примерной программы основного общего образования по математике. «Программы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Математика 5-11» Программно-методические материалы. Тематическое планирование./ Сост. Кузнецова Г.М.-«Дрофа», 2004., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, 2008 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методических рекомендациях для ОУ Краснодарского края о преподавании математики в 2009 – 2010 учебном году в основной школе (рекомендации подготовила В.Н. Сукманюк, зав. кафедрой физико-математических дисциплин и информатики ККИДППО, к.п.н., доцент) рекомендовано в 5-6 классах использовать УМК Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика, как наиболее распространенные в нашем крае и отвечающие всем современным требованиям, предъявляемым к преподаванию математики в соответствующих классах. Предлагаемая программа для данного УМК составлена в связи с переходом на БУП 2004г. на основе:
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 классы. Программы. Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2004.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по математике.
Примерная программа основного общего образования по математике(2004 год).
Следует учесть, что изменения по отношению к программе, приведенной в «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 классы. Программы. Тематическое планирование» – М.: Дрофа, 2004. носили во многом «косметический» характер (например, добавление в содержание римской нумерации, что в явном виде прописано в «Примерной программе основного общего образования по математике»2004 год и т.п.). Так как результаты итоговой государственной аттестации по алгебре в 9 классах в новой форме, ЕГЭ по математике в Краснодарском крае указывают на некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся края, которые должны формироваться в курсе математики, в частности, 5-6 классов такие как: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Таблица тематического распределения часов:
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Примерная (авторская) программа
| Рабочая программа
|
| Делимость чисел
| 18
| 16
|
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 19
| 25
|
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| 28
| 33
|
| Отношения и пропорции
| 14
| 17
|
| Положительные и отрицательные числа
| 14
| 13
|
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| 12
| 12
|
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 18
| 9
|
| Решение уравнений
| 16
| 18
|
| Координаты на плоскости
| 14
| 11
|
| Итоговое повторение курса 6 класса
| 17
| 16
|
| Итого:
| 170 ч
| ч
|
Содержание обучения:
1. Делимость чисел (16 ч).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями "делитель» и «кратное», «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Следует отметить, что умение находить «наименьшее общее кратное» может сыграть большую роль в рационализации выполнения действий с обыкновенными дробями.
Учащиеся знакомятся с признаками делимости, понятиями простого и составного чисел, взаимно простых чисел, разложением натурального числа на простые множители. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители различными способами. Например, они должны понимать, что 36 = 6 *6 = 4 * 9 , так как данный навык поможет в дальнейшем при сокращении дробей. 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. При сложении и вычитании следует обратить внимание на примеры, в которых фигурируют смешанные числа и десятичные дроби. 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти часть от целого и целое по его части, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
4. Отношения и пропорции (17 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач. Понятие масштаба имеет важное практическое значение.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга, что позволяет расширить набор формул, известных учащимся и дать первые понятия о важных константах (π). При работе с формулами учащиеся определяют, какое из приближений числа π лучше подставить в формулу - в виде десятичной или обыкновенной дроби.
Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром. 5. Положительные и отрицательные числа (13 ч).
Целые числа: положительные и отрицательные и нуль. Противоположные числа. Модуль (абсолютная величина) числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел точками координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа и его геометрического смысла, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами. 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9 ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. Впервые происходит знакомство с периодическими дробями. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как ½, ¼ и т. п. 8. Решение уравнений (18 ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным. 9. Координаты на плоскости (11ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Данные знания будут необходимы при построении графиков функций в курсе алгебры.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Повторение. Решение задач (16 ч).
Требования к подготовке учащихся по предмету
В результате изучения математики в 6 классе ученик должен (помимо указанных ниже знаний, в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений)
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с дробями, находить значения числовых выражений, сравнивать рациональные числа;
округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
в простейших случаях составлять буквенные выражения по условиям задач, решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
выполнять в простейших случаях возведение в степень с натуральным показателем.
решать линейные уравнения и текстовые задачи;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; строить диаграммы.
изображать числа точками на координатной прямой.
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, строить диаграммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости.
выполнения расчетов по формулам.
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5–11 классы. Программы. Тематическое планирование. — М.: Дрофа, 2004 — 319 с.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по математике.
Примерная программа основного общего образования по математике.
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2008.
Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2008.
Чесноков А. С, Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. — М.: Просвещение.
Чесноков А. С, Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. — М.: Просвещение.
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса -М.: Илекса,- 2007
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса -М.: Илекса,- 2007
Согласовано: Руководитель РМО
учителей математики и информатики
_________/__________________/
«_____»_____________2013г.
| Согласовано:
Зам. директора по УВР
__________/__________________/
«_____»___________2013г.
| Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________/___________________/
«___»_______________2013г.
Приморско-Ахтарский р-н ст.Бородинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По __математике____
Класс _____6_______
Учитель __Бакланова Анастасия Викторовна
Количество часов: всего ______170_______; в неделю____5___ часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Баклановой Анастасии Викторовны, утвержденной решением педагогического совета № ___ от ________2013 г.
№
п/п
| Содержание
(разделы, темы)
| Кол-во часов
| Дата
проведения
| Оборудование
| План
| Факт
| Делимость чисел (16ч)
| 1-2
| Делители и кратные.
| 2
|
|
|
| 3-4
| Признаки делимости на 5, 2 и 10.
| 2
|
|
|
| 5-6
| Признаки делимости на 9 и на 3.
| 2
|
|
|
| 7
| Простые и составные числа.
| 1
|
|
|
| 8-10
| Разложение натурального числа на простые множители.
Самостоятельная работа №1
| 3
|
|
| карточки
| 11-12
| Общий делитель. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | 2
|
|
|
| 13-15
| Общее кратное. Наименьшее общее кратное.
Самостоятельная работа №2
| 3
|
|
| карточки
| 16
| К.р. № 1 по теме «Делимость чисел». | 1
|
|
| карточки
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(25ч)
| 17-18
| Основное свойство дроби.
| 2
|
|
|
| 19-21
| Сокращение дробей.
Самостоятельная работа №3
| 3
|
|
| карточки
| 22-23
| Приведение дробей к общему знаменателю. | 2
|
|
|
| 24
| Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей.
| 1
|
|
|
| 25-31
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа №4
Тест №1
| 7
|
|
| карточки
бланки тестов
| 32-34
| Решение текстовых задач.
Самостоятельная работа №5
| 3
|
|
|
карточки
| 35-40
| Сложение и вычитание смешанных чисел.
Самостоятельная работа №6
Тест №2
| 6
|
|
| карточки
бланки тестов
| 41
| К.р. № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
| 1
|
|
| карточки
| Умножение и деление обыкновенных дробей (33ч)
| 42-46
| Умножение обыкновенных дробей.
Самостоятельная работа №7
Тест №3
| 5
|
|
| карточки
бланки тестов
| 47-49
| Нахождение части от целого.
| 3
|
|
|
| 50-54
| Применение распределительного свойства умножения. Самостоятельная работа №8
| 5
|
|
| карточки
| 55
| К.р. № 3 по теме «Умножение обыкновенных дробей».
| 1
|
|
| карточки
| 56-58
| Взаимно обратные числа.
| 3
|
|
|
| 59-63
| Деление обыкновенных дробей.
Самостоятельная работа №9
| 5
|
|
| карточки
| 64
| К.р. № 4 по теме «Деление обыкновенных дробей». | 1
|
|
| карточки
| 65-66
| Нахождение целого по его части.
| 2
|
|
|
| 67-71
| Основные задачи на дроби. Задачи на проценты.
Самостоятельная работа №10
| 5
|
|
| карточки
| 72
| К.р. № 5 по теме «Основные задачи на дроби». | 1
|
|
| карточки
| 73-74
| Дробные выражения.
| 2
|
|
|
| Отношения и пропорции (17ч)
| 75-76
| Отношения.
| 2
|
|
|
| 77-78
| Пропорции. Основное свойство пропорции.
| 2
|
|
|
| 79
| Решение задач с помощью пропорции. | 1
|
|
|
| 80-81
| Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин.
| 2
|
|
|
| 82-86
| Задачи на пропорции. Задачи на проценты
Самостоятельная работа №11
| 5
|
|
| карточки
| 87
| Масштаб.
| 1
|
|
|
| 88-89
| Формулы длины окружности и площади круга. Тест №4 | 2
|
|
| бланки тестов
| 90
| Шар.
| 1
|
|
|
| 91
| К.р. № 6 по теме «Отношения и пропорции».
| 1
|
|
| карточки
| Положительные и отрицательные числа (13ч)
| 92-93
| Целые числа: положительные, отрицательные и нуль.
| 2
|
|
|
| 94-95
| Изображение чисел на прямой. Координата точки. | 2
|
|
|
| 96-97
| Противоположные числа.
Самостоятельная работа №12
| 2
|
|
| карточки
| 98-99
| Модуль числа и его геометрический смысл.
| 2
|
|
|
| 100-101
| Сравнение чисел.
Самостоятельная работа №13
| 2
|
|
| карточки
| 102-103
| Изменение величин.
| 2
|
|
|
| 104
| К.р. № 7 по теме «Положительные и отрицательные числа».
| 1
|
|
| карточки
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12ч)
| 105-107
| Сложение чисел с помощью координатной прямой.
| 3
|
|
|
| 108-109
| Сложение отрицательных чисел.
| 2
|
|
|
| 110-112
| Сложение чисел с разными знаками.
| 3
|
|
|
| 113-115
| Вычитание положительных и отрицательных чисел.
Самостоятельная работа №14
| 3
|
|
| карточки
| 116
| К.р. № 8 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
| 1
|
|
| карточки
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9ч)
| 117-118
| Умножение положительных и отрицательных чисел.
| 2
|
|
|
| 119-120
| Деление положительных и отрицательных чисел.
Самостоятельная работа №15
| 2
|
|
| карточки
| 121
| Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
| 1
|
|
|
| 122-123
| Сравнение обыкновенных и десятичных дробей
| 2
|
|
|
| 124
| Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
| 1
|
|
|
| 125
| К.р. № 9 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
| 1
|
|
| карточки
| Решение уравнений (18ч)
| 126-130
| Раскрытие скобок.
Самостоятельная работа №16
| 5
|
|
| карточки
| 131-134
| Подобные слагаемые. Коэффициент.
Самостоятельная работа №17
| 4
|
|
| карточки
| 135-137
| Решение линейных уравнений.
| 3
|
|
|
| 138-142
| Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Самостоятельная работа №18
| 5
|
|
| карточки
| 143
| К.р. № 10 по теме «Решение уравнений».
| 1
|
|
| карточки
| Координаты на плоскости (11ч)
| 144-145
| Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярной прямой.
| 2
|
|
|
| 146-147
| Параллельные прямые. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки.
| 2
|
|
|
| 148-150
| Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и ордината точки.
Самостоятельная работа №19
| 3
|
|
| карточки
| 151
| Столбчатые диаграммы.
| 1
|
|
|
| 152-153
| Графики.
Тест №5
| 2
|
|
| бланки тестов
| 154
| К.р. № 11 по теме «Координаты на плоскости»
| 1
|
|
| карточки
| Итоговое повторение курса 6 класса (16ч)
| 155-156
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Самостоятельная работа №20
| 2
|
|
| карточки
| 157
| Умножение и деление обыкновенных дробей.
| 1
|
|
|
| 158-160
| Отношения и пропорции. Задачи на проценты.
Самостоятельная работа №21
| 3
|
|
| карточки
| 161
| Положительные и отрицательные числа.
| 1
|
|
|
| 162-163
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Самостоятельная работа №22
| 2
|
|
| карточки
| 164-165
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
| 2
|
|
|
| 166-167
| Решение уравнений.
| 2
|
|
|
| 168
| Итоговая контрольная работа. | 1
|
|
| карточки
| 169-170
| Комплексное повторение.
| 2
|
|
|
|
| Итого:
| 170
| к/р - 12
| с/р - 22
| Тест - 5
| |
|
|