Главная страница

Протокол № от 2012г. «Согласовано» Заместитель директора мбоу сош №3 /Широкоштанова Л. Е



Скачать 118.07 Kb.
НазваниеПротокол № от 2012г. «Согласовано» Заместитель директора мбоу сош №3 /Широкоштанова Л. Е
Дата05.04.2016
Размер118.07 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»
На м/о учителей

математики и информатике

МБОУ СОШ № 3

Протокол №

от «___»_______2012г.


«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ СОШ № 3

_______/Широкоштанова Л. Е./

«__»__________2012г.


«Принято»
Педагогическим советом
Протокол №

от «__»______2012г.


«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ № 3

______ /Т.М. Лабуренко/
Приказ №

от «____»_______2012г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

«КРАСАВИЦЫ ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ»

для учащихся 9А, 9Б, 9В, 9Г, 9Д классов
основное общее образование

на 2012 - 2013 учебный год


Составитель Грачева Наталья Павловна

учитель математики,

первая квалификационная категория

Бийск 2012

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….....3-4

  2. Содержание тем учебного курса……………………………………………………………………………………………….5-6

  3. Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………………………….7

  4. Требования к уровню усвоения содержания курса………………………………………………………………………….......8

  5. Методические рекомендации……………….…………………………………………………………………………………….9

  6. Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………………………………………………………10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 14 часов для учащихся 9-х классов.

Программа элективного курса по теме «Красавицы функции, их свойства и графики» предусматривает углубление темы «Построение графиков и их преобразование», изучаемой в курсе алгебры 7-9 классов, и выступает дополнением базовой школьной программы, не нарушает ее целостности.
Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. Каждая область знаний: физика, химия, экономика, биология, социология и др. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов. В различных науках и областях человеческой деятельности возникают количественные соотношения, и математика изучает их в виде свойств чисел. Математика рассматривает абстрактные переменные величины и в отвлеченном виде, изучает различные законы их взаимосвязи, которые на математическом языке называются функциональными зависимостями, или функциями. Свободное владение техникой построения графиков функций часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения. График и есть изображение нашего понимания того, как ведет себя функция. Для этого необходимо знать элементарные функции, их свойства, владеть методикой построения графиков.
Данный элективный курс является расширением базового, дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики (в частности рассматривается полярная система координат и формируются начальные навыки построения графиков функций в этой системе).
Особый интерес курс должен вызвать у учащихся, выбравших физико-математический профиль, а также у учащихся, которые в дальнейшем будут поступать на экономические, медицинские, сельскохозяйственные специальности. Для учащихся общеобразовательного профиля курс представляет интерес в плане развития мировоззрения.
Те вопросы, что рассматриваются в курсе, выходят за рамки обязательного содержания курса математики, но вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся по теме «Функции и их графики».


ЦЕЛЬ КУРСА
Обобщить, систематизировать и расширить знания и умения учащихся по построению графиков различных функций в прямоугольно-декартовой системе координат, их преобразованию; развить кругозор учащихся путем введения новой системы координат и обучения методам построения в ней графиков элементарных функций; возбудить интерес к предмету математика и, в частности, к теме «Функции и их графики».
ЗАДАЧИ КУРСА


  • Рассмотреть методы построения графиков функций, опирающиеся на простейшие приемы (растяжение, сжатие, параллельный перенос, симметрию).

  • Познакомить учащихся с арифметическими действиями над графиками функций (сложение, вычитание, умножение, деление).

  • Познакомить учащихся с полярной системой координат и построением графиков функций в ней.

  • Развить способности учащихся к математической деятельности.

  • Развить исследовательскую и познавательную деятельность обучающихся.

  • Вызвать интерес у обучающихся к изучаемой теме «Красавицы функции».


МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Программа курса предполагает использование активных форм и методов обучения, так как для максимально эффективного усвоения материала учащимися необходимо привлекать их к исследованиям, практическим наблюдениям, составлению графических характеристик реальных жизненных процессов, преобразованию и анализу получившихся графиков.

В ходе проведения занятий могут присутствовать различные типы проверки уровня освоения знаний учащимися (такие как самопроверка; одна или несколько обучающих самостоятельных работ, запланировать количество которых может учитель, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся; практические работы; контрольные работы и др.).

Формой итогового контроля может стать или самостоятельная работа, или собеседование по темам курса, или исследовательский проект, или курсовая работа.

Приведенное далее тематическое планирование курса является примерным. Учитель может варьировать количество часов, отводимых на изучение отдельных тем с учетом уровня подготовки учащихся.

На изучение курса отводится 14 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА I. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФУНКЦИИ (2 часа)
Знакомство учащихся с целью и значением данного элективного курса. Обобщение и систематизация знаний учащихся о функциях, способах их задания, свойствах и графиках. Составление справочной таблицы по теме «Графики простейших элементарных функций и их свойства»
Формы занятий: беседа, составление справочной таблицы.
ТЕМА II. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРАФИКОВ (6 часов)
Построение графиков функций путем элементарных преобразований графиков основных функций (сдвиг осей координат вправо-влево, вверх-вниз: y=f(x+a), y=f(x)+b), y=f(x+a) +b). Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции. (Построение изображения, симметричного графику функции у = f(х) относительно оси Ох (у = – f(х)). Построение изображения графика, симметричного графику функции у = f(х) относительно оси Оу (у = f(–х)).)
Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля:
а) у = f (|x|),

б) у = |f (х)|,

в) у = | f (|x|)|.
(При построении графика функции у = f (|x|) строится график функции у = f(х) при х =/= 0 и отображается относительно оси Оу. При построении графика функции у = |f (х)| строится график функции у = f(х) и ту часть графика, которая лежит над осью Ох оставляем без изменения, а ту часть графика, которая лежит ниже оси Ох, отображаем относительно оси Ох.)
Формы занятий: семинарское занятие, исследовательская работа, работа с литературой, работа с интерактивной доской.
ТЕМА III. КУСОЧНАЯ ФУНКЦИЯ (4 часа)
Построение графиков кусочных функций. Чтение графика функций. Функциональная символика. Формирование у учащихся как самого понятия функции, так и представления о методологической сущности этого понятия. Воспитание умения принять решение, зависящее от правильной ориентировки в условиях. Развитие эстетики – оценка красоты графиков кусочных функций, предложенных разными учениками.

Формы занятий: семинарское занятие, работа в группах, работа с литературой, работа с интерактивной доской.

ТЕМА IV. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (2 часа)
Предусматривают помощь в написании курсовых работ или проектов по теме «Функции и их графики в реальной жизни» (темы курсовых работ и проектов могут быть различны), а также последующую защиту учащимися своих работ.
Формы занятий: исследовательская работа, работа с научно-практической литературой, с интернет ресурсами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема.

Часы

Занятия.

Форма проведения занятия

Дата

Форма контроля.

1

Элементарные функции.

2часа

Понятие функции. Способы задания функции.

Беседа, составление справочной таблицы.




Математический диктант.

Графики простейших элементарных функций и их свойства.




2

Преобразования графиков элементарных функций.

6часов

Построение графиков функций y=f(x+a), y=f(x)+b, y=f(x+a) +b, y=kf(x), y=f(mx).

Семинарское занятие + исследовательская работа + лабораторная работа





Домашняя практическая работа

Построение графиков функций

y=- f(x), y=f (-x), y=-f (-x).




Построение графиков функций

y=|f(x)|, y=f (|x|), y=|f (|x|)|.




3

Кусочная функция

4часа

Построение графиков кусочных функций.

Семинарское занятие. Лекция

Работа в группах.




Контрольная работа

Чтение графиков кусочной функции.

Семинарское занятие. Составление справочной таблицы.




4

Итоговое занятие 1

1час

Консультация по выполнению курсовой работы.

Практическая работа.

Исследовательская работа.




Домашняя практическая работа.




Итоговое занятие 2

1час

Защита курсовых работ.

Защита.




Написание и защита курсовых работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны:
понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций описывают большое разнообразие реальных зависимостей;

правильно употреблять функциональную терминологию, понимать её в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;

находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу;

изображать графики основных элементарных функций, описывать свойства функции;

на основе уже имеющегося или построенного графика функций y=f(x) уметь строить графики функций: y=f(x+a), y=f(x)+b, y=f(x+a)+b, y=kf(x), y=f(mx), y=- f(x), y=f (-x), y=-f (-x), y=|f(x)|, y=f (|x|), y=|f (|x|);

интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

иметь представление о различных системах координат и графиках функций в этих системах;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
С функциями и их графиками учащиеся начинают знакомиться с 7 класса, постепенно вводятся свойства функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости, но от формулировки определения функции автор отказывается и ограничивается описанием, не требующим заучивания. И только в 9 классе автор А.Г.Мордкович вводит строгое определение понятия функции и дает общую схему исследования функции.

Для понимания учащимися курса в целом прежде всего важно, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функции). Это значит, что нужно организовывать их деятельность по изучению той или иной функции так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную математическую модель – функцию) системно, с различных сторон, в разных ситуациях. В то же время эта системность не должна носить характер набора случайных сюжетов, различных для разных классов функций, - это создаст ситуацию дискомфорта в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса функций инвариантного ядра, универсального для любого класса функций.

Инвариантное ядро курса состоит из шести направлений:

  • графическое решение уравнений;

  • отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на заданном промежутке;

  • преобразование графиков;

  • функциональная символика;

  • кусочная функция;

  • чтение графика.

Очень важно научить учащихся строить графики элементарных функций и кусочных функций и по графику описывать свойства функций, переходить от заданной геометрической модели (графика) к вербальной (словесной).

Данный курс позволяет сделать процесс чтения графика интересным, разнообразным с литературной точки зрения, многоплановым. У ученика теперь имеется возможность составить довольно четкий «словесный портрет» функции по её графику.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Функции и их графики. Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003.

2. Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Шварцбурд С.И. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для 10-11 классов сред. школ. – М.: Просвещение, 1990.

3. Мордкович А.Г. Алгебра 7, 8, 9 класс. В двух частях. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2004.

4. Н.А.Вирченко, И.И.Ляшко, К.И.Швецов. Графики функций. – Киев «Наукова думка», 1979.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Математика в школе № 5-9, 2005

2. Математика для школьников №1, 2004, №2, 2005

3. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 11,12/2001.

4. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Функции и их графики. Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003.

5. Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Шварцбурд С.И. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для 10-11 классов сред.школ.–М.: Просвещение, 1990.

6. Мордкович А.Г. Алгебра 7, 8, 9 класс. В двух частях. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2004.

7. Г.В. Дорофеев и др. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.

8. Нелин Е.П. Алгебра в таблицах. Харьков: Мир детства, 2001.

9. Полный интерактивный курс «Функции и графики» для учащихся школ, лицеев, гимназий. ООО «Физикон», 2003.