|
Протокол № от 2012г. С. И. Плодистый Математика 5 класс основная школа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Алейска Алтайского края
Принято методическим Утверждаю
объединением учителей Директор МБОУ
математики ____________
Протокол №____ ____________
от «__»__2012г. С.И.Плодистый
Математика 5 класс
(основная школа
базовый уровень) Срок реализации программы:
1сентября 2012г.- 31 мая 2013г. Разработана на основе:
программы Математика. 5-6 классы. Авт.-сост.И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович.-М.:Мнемозина, 2011.
.
Составила учитель:
Кириенко Надежда Владимировна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
Алейск - 2012 Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год,
базисного учебного плана.
Рабочая программа по математике разработана к учебнику Математика 5 класс И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, Мнемозина, М., 2010г. с использованием авторской программы Математика. 5-6 классы. Авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина, 2011. Место предмета в базисном учебном плане: На изучение математики отводится 170 часов, 5 час в неделю. Школьное математическое образование ставит следующие
цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
воспитание культуры личности, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. На каждом уроке математики выделяется время для развития и совершенствования вычислительных навыков. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Содержание программы Арифметика Натуральные числа (27 час)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком. Обыкновенные дроби (32 час)
Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема. Десятичная дробь (28 час)
Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Текстовые задачи (24 час)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций ( подготовка учащихся к решению задач алгебраическим способом). Измерения, приближения, оценки (8 час)
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. Проценты (7 час)
Нахождение процента от величины, величины по проценту.
Начальные сведения курса алгебры. Алгебраические выражения (11 час)
Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых). Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действий (простейшие случаи).
Координаты (2 час)
Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча. Начальные понятия и факты курса геометрии. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (18 час)
Точка. Прямая. Плоскость. Расстояние. Отрезок. Луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла.
Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.
Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Измерение геометрических величин (9 час)
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника.
Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой.
Величина угла. Градусная мера угла.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Периметр и площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. Элементы комбинаторики (4 час) Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов.
Требования к математической подготовке учащихся 5 класса. Учащиеся должны иметь представление:
о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
о достоверных, невозможных и случайных событиях;
о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.
Учащиеся должны уметь:
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений (типа 0,5х +7,2х+8=7,7х+8)
решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);
строить дерево вариантов в простейших случаях;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего в простейших случаях;
определять длину отрезка, величину угла;
Вычислять периметр и площадь треугольника, прямоугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.
Тематическое планирование
5 часов в неделю, 170 часов в год
№ урока
| Изучаемый материал
| Кол-во часов
|
| Глава 1. Натуральные числа
|
| 1-3
| п.1. Десятичная система счисления
| 3
| 4-6
| п.2. Числовые и буквенные выражения.
| 3
| 7-9
| п.3. Язык геометрических рисунков
| 3
| 10, 11
| п.4. Прямая. Отрезок. Луч.
| 2
| 12, 13
| п.5. Сравнение отрезков и углов. Длина отрезка.
| 2
| 14, 15
| п.6. Ломаная
| 2
| 16, 17
| п.7. Координатный луч.
| 2
| 18.
| Контрольная работа № 1.
| 1
| 19, 20
| п.8. Округление натуральных чисел.
| 2
| 21 -23
| п.9. Прикидка результата действия
| 3
| 24-27
| п.10. Вычисления с многозначными числами
| 4
| 28
| Контрольная работа №2
| 1
| 29
| Анализ контрольной работы
| 1
| 30,31
| п.11. Прямоугольник
| 2
| 32,33
| п.12. Формулы
| 2
| 34,35
| п.13. Законы арифметических действий
| 2
| 36,37
| п.14. Уравнения
| 2
| 38-41
| п.15. Упрощение выражений
| 4
| 42-43
| п.16. Математический язык.
| 2
| 44
| п.17. Математическая модель
| 1
| 45
| Контрольная работа №3
| 1
| 46
| Анализ контрольной работы
| 1
|
| Итого:
| 46
|
| 2 четверть. Глава 2. Обыкновенные дроби.
|
| 47-49
| п.18. Деление с остатком.
| 3
| 50,51
| п.19. Обыкновенные дроби.
| 2
| 52-54
| п.20. Отыскание части от целого и целого по его части
| 3
| 55-58
| п.21 Основное свойство дроби
| 4
| 59-61
| п.22. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
| 3
| 62-64
| п.23. Окружность и круг.
| 3
| 65
| Контрольная работа № 4.
| 1
| 66
| Анализ контрольной работы
| 1
| 67-71
| п.24. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
| 5
| 72-76
| п.25. Сложение и вычитание смешанных чисел
| 5
| 77-79
| п.26. Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число.
| 3
| 80
| Контрольная работа № 5.
| 1
| 81
| Анализ контрольной работы
| 1
|
| Итого:
| 35
|
| 3 четверть. Глава 3. Геометрические фигуры.
|
| 82,83
| п.27. Определение угла. Развернутый угол.
| 2
| 84
| п.28. Сравнение углов наложением.
| 1
| 85,86
| п.29. Измерение углов.
| 2
| 87
| п.30. Биссектриса угла
| 1
| 88
| п.31. Треугольник
| 1
| 89,90
| п.32. Площадь треугольника
| 2
| 91,92
| п.33. Свойство углов треугольника
| 2
| 93
| п.34. Расстояние между двумя точками. Масштаб
| 1
| 94-96
| п.35. Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.
| 3
| 97,98
| п.36. Серединный перпендикуляр.
| 2
| 99,100
| п.37. Свойство биссектрисы угла.
| 2
| 101
| Контрольная работа № 6
| 1
|
| Глава 4. Десятичные дроби
|
| 102
| п.38. Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.
| 1
| 103,104
| п.39. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
| 2
| 105,106
| п.40. Перевод единиц из одних единиц измерения в другие
| 2
| 107-109
| п.41. Сравнение десятичных дробей.
| 3
| 110-114
| п.42. Сложение и вычитание десятичных дробей
| 5
| 115
| Контрольная работа №7
| 1
| 116-120
| п.43. Умножение десятичных дробей
| 5
| 121, 122
| п.44. Степень числа
| 2
| 123-125
| п.45. Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число
| 3
| 126-130
| п.46. Деление десятичной дроби на десятичную дробь
| 5
| 131
| Контрольная работа №8
| 1
| 132
| Анализ контрольной работы
| 1
|
| Итого;
| 51
|
| 4 четверть
|
| 133-135
| п.47. Понятие процента
| 3
| 136-140
| п.48. Задачи на проценты
| 5
| 141-144
| п.49. Микрокалькулятор
| 4
|
| Глава 5. Геометрические тела
|
| 145
| п.50. Прямоугольный параллелепипед
| 1
| 146-149
| п.51. Развертка прямоугольного параллелепипеда
| 4
| 150-153
| п.52. Объем прямоугольного параллелепипеда
| 4
| 154
| Контрольная работа № 9
| 1
| 155,156
| п.53.Достоверные, невозможные и случайные события
| 2
| 157,158
| п.54. Комбинированные задачи.
| 2
| 159-167
| Повторение
| 9
| 168
| Итоговая контрольная работа
| 1
| 169
| Анализ контрольной работы
| 1
| 170
| Итоговый урок
| 1
|
| Итого:
| 38
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс
| Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
| Методические материалы
| Дидактические материалы
| Материалы для контроля
| Интернет-ресурсы
| 5
| Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
| Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011
Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича/ авт.-сост. Е. А. Ким. – Волгоград: Учитель, 2007.
Диск для учителя. Математика 5.
И.И.Зубарева
| Математика. 5 класс. Блиц-опрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007
Самостоятельные работы для учащихся под ред. И.И.Зубарева, М.Мнемозина, 2012
Комплект наглядных материалов – таблицы по математике
| 1. Набор карточек для контрольных работ с текстами в соответствии с Математика. 5 кл.: Тетради для контрольных работ № 1, 2: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2007
| https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/ https://catalog.iot.ru/index.php?cat=31
| Литература
Для учителя
Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика. 5 – 6 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича / авт.-сост. Панина Н.В. – М: ВАКО, 2012.
Математика. 5 – 6 кл.: Методическое пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
Математика. 5 класс. Блиц-опрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007.
Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцева; под ред. И. И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2012.
Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов. – Ростов-на-Дону, 2007.
Математика. 5 – 6 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Е. Тульчинская . – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ В. Г. Гамбарин, И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2008.
Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича/ авт.-сост. Е. А. Ким. – Волгоград: Учитель, 2007.
цифровые образовательные ресурсы по учебникам И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика, 5 класс».
Для учащихся
Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика. 5кл.: Тетради для контрольных работ № 1, 2: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2007.
(в виде набора карточек с текстами) Таблицы по математике. 5 класс.
Измерение углов транспортиром.
Прямоугольный параллелепипед.
Действия с обыкновенными дробями.
Углы
Свойства единицы и нуля.
Действия с десятичными дробями
Площади
Сложение, вычитание, умножение и деление
Объем прямоугольного параллелепипеда
Виды шкал.
Латинский алфавит
Объем прямоугольного параллелепипеда.
|
|
|