|
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов. «Окружающий мир» Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов. «Окружающий мир», основываясь на естественных и социальных науках, используя умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному и рациональному постижению окружающего мира, готовит их к восприятию знаний в основной школе.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Считаю, что на уроках «Окружающего мира» наиболее ярко проявляются возможности развития познавательной деятельности учащихся начальной школы и формирования познавательных УУД, которые требуют от нас новые ФГОС.
А новые стандарты требуют от ученика
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравниватьи группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлятьпростой план учебно-научного текста и самомупредставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Познавательную деятельность сначала нужно организовать, а уже потом только развивать. Способов и форм для этого у каждого учителя множество.
Основным средством развития познавательных действий на уроках окружающего мира я считаю учебник, где помещено обращение к ученикам и их родителям, в котором авторы разъясняют, каковы цели учебника, как им пользоваться и что должен знать и уметь ученик, занимающийся по этому учебнику.
В качестве важнейшей формы познавательной деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, т.е. заданий, прямого ответа на которые нет в учебнике, а есть только подсказки в текстах и иллюстрациях, позволяющие выполнить эти задания. Они обозначены кружком синего цвета.Такие задания даются на каждом уроке.
Примеры продуктивных заданий:
……………………………………………………………………………
Чтобы научиться решать проблемы, нужен навык их постоянного решения. Вот почему еще одним способом развития познавательной деятельности я хочу назвать технологию проблемного диалога. В 1-2 классе шло освоение этой технологии, а в 3-4 классе мы широко используем ее на уроках. В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
При этом предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, проблемные задания для совместного обсуждения (Как легче что-нибудь сделать: одному или вместе с друзьями, работа в парах, группах и самостоятельная работа детей, например,,,, с. 24, 33. 37, 47, …51
Например, ………..
Развитие познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Для развития познавательного интереса служат игры, красочные иллюстрации, презентации, видеофильмы («Тайна воды», цикл «Дикая природа» ВВС )
Мы должны учитывать, что не все учащиеся имеют одинаковые знания. Ученикам часто не хватает самоконтроля, сознания того, что, зачем и как они делают. Из-за этого часто возникает страх перед проверочными и контрольными работами. Между тем даже обычную проверочную работу можно сделать продуктивной, развивающей, интересной, т.е. такой, которая помогает перерабатывать имеющиеся знания в знания нового качества.
Входящие в УМК тетради для проверочных и контрольных работ по окружающему миру содержат необходимый набор для осуществления контроля, включая итоговый. При этом задания снабжены указаниями на проверяемые умения и включают разноуровневые варианты. Механизм оценивания позволяет отследить динамику личного развития ученика. Все проверочные и контрольные работы проверяют достижения учащихся по предметным линиям развития на трех основных уровнях: необходимом, программном и максимальном. Они снабжены указанием на умение, которое проверяется. При этом задания сконструированы таким образом, чтобы учащиеся сами могли видеть, на каком этапе личной траектории движения они в данный момент находятся.
Поэтому выполнение проверочных и контрольных работ я могу назвать еще одной формой развития познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения часто возникают ситуации, когда изучить объект природы более глубоко и всесторонне помогают опыты и исследования. В учебнике 4 класса приводится много опытов, которые являются еще одним способом развития познавательной активности.
Некоторые несложные опыты дети могут проводить самостоятельно: по растворению веществ в воде, по изучению состава почвы или свойств полезных ископаемых. При изучении природы и ее компонентов ребята знакомятся с домашними животными и культурными растениями, простыми механизмами для увеличения силы человека, свойствами воды, воздуха, металлов, топлива, горных пород и минералов.
Например, ….
Значение опыта в том, что дети на основе своих наблюдений делают самостоятельно выводы и обобщения, а также все без исключения включаются в различные формы учебных взаимодействий на уровне их реальных и потенциальных возможностей. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания очень эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика.
А ведь еще Я.А Каменский писал: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности". |
|
|