Главная страница

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов. «Окружающий мир»



Скачать 42.11 Kb.
НазваниеРазвитие познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов. «Окружающий мир»
Дата12.03.2016
Размер42.11 Kb.
ТипДокументы

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов. «Окружающий мир», основываясь на естественных и социальных науках, используя умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному и рациональному постижению окружающего мира, готовит их к восприятию знаний в основной школе.

Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Считаю, что на уроках «Окружающего мира» наиболее ярко проявляются возможности развития познавательной деятельности учащихся начальной школы и формирования познавательных УУД, которые требуют от нас новые ФГОС.

А новые стандарты требуют от ученика

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравниватьи группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлятьпростой план учебно-научного текста и самомупредставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Познавательную деятельность сначала нужно организовать, а уже потом только развивать. Способов и форм для этого у каждого учителя множество.

Основным средством развития познавательных действий на уроках окружающего мира я считаю учебник, где помещено обращение к ученикам и их родителям, в котором авторы разъясняют, каковы цели учебника, как им пользоваться и что должен знать и уметь ученик, занимающийся по этому учебнику.

В качестве важнейшей формы познавательной деятельности выступает выполнение  продуктивных заданий, т.е. заданий, прямого ответа на которые нет в учебнике, а есть только подсказки в текстах и иллюстрациях, позволяющие выполнить эти задания. Они обозначены кружком синего цвета.Такие задания даются на каждом уроке.

Примеры продуктивных заданий:

……………………………………………………………………………

Чтобы научиться решать проблемы, нужен навык их постоянного решения. Вот почему еще одним способом развития познавательной деятельности я хочу назвать технологию проблемного диалога. В 1-2 классе шло освоение этой технологии, а в 3-4 классе мы широко используем ее на уроках. В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

При этом предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, проблемные задания для совместного обсуждения (Как легче что-нибудь сделать: одному или вместе с друзьями, работа в парах, группах и самостоятельная работа детей, например,,,, с. 24, 33. 37, 47, …51

Например, ………..

Развитие познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Для развития познавательного интереса служат игры, красочные иллюстрации, презентации, видеофильмы («Тайна воды», цикл «Дикая природа» ВВС )

Мы должны учитывать, что не все учащиеся имеют одинаковые знания. Ученикам часто не хватает самоконтроля, сознания того, что, зачем и как они делают. Из-за этого часто возникает страх перед проверочными и контрольными работами. Между тем даже обычную проверочную работу можно сделать продуктивной, развивающей, интересной, т.е. такой, которая помогает перерабатывать имеющиеся знания в знания нового качества.

Входящие в УМК тетради для проверочных и контрольных работ по окружающему миру содержат необходимый набор для осуществления контроля, включая итоговый. При этом задания снабжены указаниями на проверяемые умения и включают разноуровневые варианты.  Механизм оценивания позволяет отследить динамику личного развития ученика. Все проверочные и контрольные работы проверяют достижения учащихся по предметным линиям развития на трех основных уровнях: необходимом, программном и максимальном. Они снабжены указанием на умение, которое проверяется. При этом задания сконструированы таким образом, чтобы учащиеся сами могли видеть, на каком этапе личной траектории движения они в данный момент находятся.

Поэтому выполнение проверочных и контрольных работ я могу назвать еще одной формой развития познавательной деятельности учащихся.
В процессе обучения часто возникают ситуации, когда изучить объект природы более глубоко и всесторонне помогают опыты и исследования. В учебнике 4 класса приводится много опытов, которые являются еще одним способом развития познавательной активности.

Некоторые несложные опыты дети могут проводить самостоятельно: по растворению веществ в воде, по изучению состава почвы или свойств полезных ископаемых. При изучении природы и ее компонентов ребята знакомятся с домашними животными и культурными растениями, простыми механизмами для увеличения силы человека, свойствами воды, воздуха, металлов, топлива, горных пород и минералов.

Например, ….

Значение опыта в том, что дети на основе своих наблюдений делают самостоятельно выводы и обобщения, а также все без исключения включаются в различные формы учебных взаимодействий на уровне их реальных и потенциальных возможностей. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания очень эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика.

А ведь еще Я.А Каменский писал: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности".