|
Протокол № от 2011 г. "Согласовано" Заместитель директора по ур моу сош №17 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
г. Белая Калитва Ростовской области»
"Согласовано"
Руководитель МО
_____________.
Протокол № ______
от «____» _________ 2011 г.
| "Согласовано"
Заместитель директора по УР МОУ
СОШ № 17
г. Белая Калитва Ростовской области
______________ Елисеева С.В. «___» ___________ 2011__г.
| "УТВЕРЖДАЮ"
Директор МОУ СОШ № 17
г. Белая Калитва Ростовской области
_______________ Шкондина О.И.
Приказ № __________от
«____» _________ 2011 __ г.
|
Рабочая программа базовый курс
Предмет: «Информатика и ИКТ»
в 10 классе учитель: Коваленко Елена Германовна (I категория, стаж работы по предмету – 14 лет)
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г
Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г., Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»
Методические рекомендации по использованию примерного учебного плана Ростовской области в общеобразовательных учреждениях. Информатика и ИКТ. /ИПК и ПРО
Примерная рабочая программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.
Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.
Часов год – 70 (2 ч/нед)
Количество часов по четвертям: 1 полугодие – 32 ч., 2 полугодие - 38 ч.,
Контроль ЗУН:
|
Контрольные работы
|
Самостоятельные работы
|
Тестовые работы
| Практические работы с применением ПК
| Зачётные практические работы
|
Проектная деятельность
| 1 полугодие
| 2
| 3
| 2
| 6
| 0
|
| 2 полугодие
| 0
| 4
| 1
| 10
| 2
| 1 (ЗР №1)
| Год
| 2
| 7
| 3
| 16
|
|
|
Источники информации и средства обучения:
I. Учебно-методический комплект для учащихся:
Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
У – учебник, П – задачник-практикум: ПП – по программированию, ПМ – по моделировании., ПЕГЭ – подготовка к ЕГЭ.
II. Учебно-методический комплект для учителя:
Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию 9-11. Базовый уровень/ под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ:Практикум по программированию 10-11. Базовый уровень/ под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ: Подготовка к ЕГЭ. Базовый уровень / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
III. Технические средства обучения.
Компьютер (Рабочее место учителя (РМП) и Рабочее место ученика (РМУ) – 9 комплектов)
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная вычислительная сеть.
Доступ к сети Интернет.
Интерактивная доска SmartBoard.
IV. Рекомендуемые программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003/2007.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 10.0.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования Visual Basic
Система тестирования.
Тематическое планирование составлено учителем ИИКТ: Коваленко Е.Г. Цели, обозначенные в федеральном компоненте Государственного стандарта по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для учащихся основной школы:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, способности избирательного отношения к полученной информации.
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Цели обучения в 10 классе:
развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;
развитие навыков технологии поиска информации в Интернете;
закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процесса;
закрепление знаний по базовым понятиям информатики;
закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;
освоение информационной технологии представления информации;
освоение информационной технологии проектной деятельности;
воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности;
освоение основ программирования в среде объектно-ориентированого программирования в среде ОЯП Visual Basic.
Учебный процесс по дисциплине строится на основе учебника Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. В данном учебнике учебный материал представлен следующими разделами:
Информация и информационные процессы.
Информационная технология работы с объектами текстового документа.
Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети.
Информационная технология представления информации в виде презентаций.
Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel.
Информационная технология разработки проекта.
Дополнительно к рассмотренному раннее содержанию здесь предусмотрены две темы, изучение которых было начато в основной школе: освоение основ программирования и моделирования.
Основы программирования в 9 классе учащимися были изучены в теме «Алгоритмизация и программирования», где знакомство с программированием было в среде процедурного языка QBasic. На этом уровне учащиеся продолжают знакомство основными алгоритмическими структурами: циклы, массивы, процедуры, работа с символьными величинами и графикой. Сначала в процедурном языке QBasic, затем в среде ОЯП Visual Basic.
Закрепление основ моделирования предполагается реализовать посредствам освоения технологии моделирования в табличном процессоре при решении задач из разных предметных областей, например, физики, математики, биологии и пр. в качестве методического обеспечения используется учебное пособие Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию 9-11. Базовый уровень/ под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007., где этой теме посвящён раздел «Моделирование в электронных таблицах». Предварительно организовано повторение темы «Основные этапы моделирования».
Требования к уровню учащихся 10 класса:
Учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать
основные свойства алгоритма;
типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
понятие вспомогательного алгоритма;
стадии разработки алгоритма;
понятие программы и программного обеспечения;
отличие программы от алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
области применения моделирования объектов и процессов;
использование моделей для решения задач
уметь
приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
выполнять и строить простые алгоритмы;
классифицировать программы;
просматривать информацию о файлах и папках;
выполнять стандартные действия разными способами;
открывать и редактировать текстовый документ;
использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
представлять числа в различных системах счисления;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержательные линии курса: Часть 1 Информационная картина мира (23 часа)
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты -23 часа Тема 1.5,1.6. Представление информации в компьютере – 10 часов
Назначение числовой информации. Формы представления чисел в компьютере. Система счисления. Правила перевода чисел. Стандарты ASCII-код Unicode. Растровое и векторное изображения.
Учащиеся должны знать:
типы систем счисления, используемых в компьютере;
правила перевода чисел, используемых в компьютере, и наоборот;
Учащиеся должны уметь:
осуществлять перевод чисел в разные системы счисления;
выполнять арифметические действия в системах счисления;
представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере;
Контроль ЗУН:
Самостоятельная работа №1 «Перевод десятичных чисел» - урок 8
Контрольная работа №2 «Представление информации в компьютере» - урок 13 Тема 1.1-1.3. Информационная модель объекта - 3 часа
Понятие модели. Представление об информационной системе. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.
Учащиеся должны знать:
понятие информационной модели;
назначение типовых моделей.
Учащиеся должны уметь:
формулировать цель при создании модели любого типа;
разрабатывать информационную модель любого объекта;
представлять информационную модель в табличной форме.
Контроль ЗУН:
Самостоятельная работа №2 «Объекты, модели и моделирование» - урок 16 Тема 1.3 (У), 3.1 – 3.4 (П) Моделирование в электронных таблицах. Решение задач. - 9 часов
Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделирование задачи расчета геометрических параметров. Моделирование ситуаций. Обработка массивов данных.
Учащиеся должны знать:
особенности класса задач, ориентированных на моделирования в электронных таблицах;
этапы построения моделей для электронной таблицы;
технологию моделирования в среде табличного процессора;
назначение и правила формирования логических и простейших статистические функций;
представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм;
технологию создания интерактивных оболочек;
правила формирования логических формул;
методы построения таблиц;
правила создания диаграмм;
технологию обработки данных;
Учащиеся должны уметь:
составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора;
выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора;
анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа;
обрабатывать массивы данных;
строить различные виды диаграмм по расчетным данным;
обрабатывать результаты тестирования;
настраивать формы ввода данных;
создавать шаблон для регистрации данных в виде анкет;
работать с несколькими страницами книги;
использовать формы для внесения данных в таблицу;
контроль ЗУН:
Практическая работа №1 «Моделирование ситуаций» - урок 19
Практическая работа № 2 «Технология накопления и обработки данных» - урок 22
Практическая работа №3 «Автоматизированная обработка данных с помощью анкет» -урок 24 Контроль ЗУН по теме «Моделирование. Моделирование в электронных таблицах»:
Контрольная работа №3 «Основы моделирования» - тест Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа – 5 часов
Тема 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры Аппаратный уровень поддержки: устройства ввода и вывода информации, устройства обработки и хранения информации. Программный уровень поддержки: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольная издательская система. Пользовательский уровень поддержки.
Учащиеся должны знать:
особенности основных видов текстовых документов;
назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов;
особенности интерфейса среды текстового процессора Word;
объекты текстового документа.
Учащиеся должны уметь:
отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других сред;
классифицировать объекты текстового документа.
Тема 2.2. Практикум. Форматирование объектов текста. – 1 час
Понятие форматирования. Формат шрифта. Форматирование абзацев. Стилевое форматирование. Технология работы со стилями. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Что должно быть на титульном листе. Как вставить фигурный текст. Как вставить рисунок.
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
создавать список
создавать текстовый документ
форматировать текст
изменять начертания шрифта;
форматировать абзацы;
оформлять титульный лист, используя разнообразные средства Word;
вставлять в текст объекты WordArt.
Тема 2.3.Практикум. Создание и редактирование графических изображений - 1 час Подготовительная работа. Вставка иллюстраций. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размеров иллюстраций.
Основные правила ввода графических изображений. Понятие редактирования. Технология перестановки фрагментов.
Учащиеся должны знать:
как подготовить страницу для размещения в ней графических изображений;
технологию редактирования графических изображений;
графические возможности Word;
технологию работы с иллюстрациями;
Учащиеся должны уметь:
располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания;
вставлять в текстовый документ иллюстрации;
создавать и редактировать графические объекты.
|
|
|