|
Учебник для общеобразовательных учреждений». М.: Мнемозина, 2012. Тема урока : «Текстоведение. Редактирование текста.» Урок русского языка в условиях введения ФГОС. 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897).
2. Примерная программа основного общего образования. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
3. Львова С. И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 11классы - М.: Мнемозина, 2009.
4. Львова С. И., Львов В. В. Учебник «Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений».- М.: Мнемозина, 2012. Тема урока: «Текстоведение. Редактирование текста.»
Цель урока: создать связное высказывание (текст) на определённую тему –«Сорока- нумизмат».
Задачи:
- знать, что такое текст;
- знать основные нормы построения текста;
- уметь редактировать текст (исправлять ошибки в построении текста), используя условные значки.
№
п/п
|
Этап урока
| Требования
к уроку современного
типа
| Универсальные учебные
действия
| 1.
| Объявление темы урока.
- Какой раздел лингвистики изучаем?
( текстоведение)
- Для чего изучаем науку о тексте? Ответьте словами известного русского философа, математика, лингвиста И.И.Давыдова.
( «Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать её смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течёт, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно» - эпиграф в учебнике к разделу «Текстоведение» - стр.187)
| Формулируют сами учащиеся (учитель подводит уч-ся к осознанию темы)
| Познавательные
общеучебные
коммуникативные
| 2.
| Сообщение целей и задач.
- Что надо уметь, чтобы «речью любовались»?
(- знать, что такое текст;
- знать основные нормы построения текста:
соответствие текста теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность практического материала, последовательность изложения, правильность выделения абзацев);
- уметь редактировать текст, если он неправильно построен)
| Формулируют сами учащиеся (учитель подводит уч-ся к осознанию целей и задач)
| Регулятивные
Целеполагания
Коммуникативные
| 3.
| Планирование.
- Ребята, вам будет дан текст с ошибками в построении. Как вы будете исправлять его?
(Необходимо знать условные обозначения для редактирования текста – таблица в учебнике на стр.209)
- Внимание на таблицу!
- Перед вами текст с ошибками в построении. Найдите ошибки. Поставьте условные обозначения на полях напротив найденных ошибок.
| Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
| Регулятивные
планирования
| 4.
| Практическая деятельность учащихся.
Учащиеся редактируют текст коллективно (в группе по 4 человека).
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы, учитель кон-сультирует)
| Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
| 5.
| Осуществление контроля.
Учащиеся осуществляют самоконтроль по карточке «Проверь себя!», учитывая в «Листе контроля» свои правильные ответы знаком «+».
| Учащиеся осуществляют контроль (применяется форма самоконтроля, учитель кон-сультирует)
| Регулятивные самоконтроля,
коммуникативные
| 6.
| Осуществление коррекции.
Работая в парах, обсуждают найденные ошибки, самостоятельно формулируя свои затруднения при редактировании.
| Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)
| Коммуникативные,
регулятивные коррекции
| 7.
| Оценивание учащихся.
Учащиеся оценивают свою работу по редактированию текста и работу товарища с указанием количества правильных ответов отметкой в «Листе контроля».
После сдачи «Листа контроля» работу учащегося оценивает учитель
| Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель кон-сультирует)
| Регулятивные
оценивания (самооценивания),
коммуникативные
| 8.
| Итог урока.
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? Оцените данный урок по шкале полезности от «1» до «5».
| Проводится рефлексия-
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса
| Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные
| 9.
| Домашнее задание.
На выбор:
А) Напишите повествование на любую тему, сформулированную вами.
Б) Проанализируйте сочинение пятиклассника. Отредактируйте текст, устраняя недостатки. Спишите в исправленном виде.
В) Перепишите в исправленном виде отредактированный на уроке текст.
| Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей:
| Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
|
Русский язык. 5 класс.
Текстоведение. Редактирование текста.
Практическая работа.
| Ошибки
в построении
текста
|
Редактируемый текст
|
|
Прошлым летом на рыбалке я потерял красивую, блестящую чайную ложечку. Я помню, как я выпил стакан чаю, отвернулся на минутку, а ложка как в воду канула. А ведь никого близко не было, только она всё время кружилась надо мной. Вот я и подумал, что это её проказы. Решил весной учинить обыск в сорочьих квартирах. У птицы сороки мягкое плотное оперение, миниатюрная голова. Весной я приехал на прежнее место рыбалки и проверил гнёзда четырёх сорок, но в гнёздах ничего не нашёл. А в пятом гнезде обнаружил целый склад старинных монет. Одна двухкопеечная монета 1813 года выпуска, другая – 1970 года чеканки. Ну и сорока! Настоящий нумизмат!
А чайную ложку я так и не нашёл.
Видимо, лежит она в каком-то другом сорочьем гнезде.
|
Лист контроля
Ф.И. учащегося –
| Самоконтроль
| Взаимоконтроль.
Оценка.
(Укажите фамилию, имя)
|
Оценка учителя
| Кол-во пра-вильных ответов
| Оценка
|
|
|
|
|
Русский язык. 5 класс.
Текстоведение. Редактирование текста.
Практическая работа. Проверь себя! Редактирование текста.
Ошибки
в построении
текста
|
Редактируемый текст
|
П М [ ] Z
П Z
|
Прошлым летом на рыбалке я потерял красивую, блестящую чайную ложечку. Я помню, как я выпил стакан чаю, отвернулся на минутку, а ложка как в воду канула. А ведь никого близко не было, только она всё время кружилась надо мной. Вот я и подумал, что это её проказы. Решил весной учинить обыск в сорочьих квартирах. [У птицы сороки мягкое плотное оперение, миниатюрная голова.] Z Весной я приехал на прежнее место рыбалки и проверил гнёзда четырёх сорок, но в гнёздах ничего не нашёл. А в пятом гнезде обнаружил целый склад старинных монет. Одна двухкопеечная монета 1813 года выпуска, другая – 1970 года чеканки. Ну и сорока! Настоящий нумизмат!
А чайную ложку я так и не нашёл.
Z Видимо, лежит она в каком-то другом сорочьем гнезде.
| |
|
|