|
Протокол № от 20 г. «Согласовано» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка»
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________Киселева Ю. В. Протокол № ___ от
«____»____________20__ г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР _____________ Соколова И. А. «____»____________20__ г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №4 _____________Зубарев С. В.. «___»_____________20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Киселевой Юлии Владимировны
Высшая квалификационная категория ПО ПРЕДМЕТУ «ИФОРМАТИКА И ИКТ»
10-11 КЛАСС
(VIII класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; IX класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Киселева Ю. В. Рассмотрено на заседании
Методического объединения
протокол № ____от «__»_______20__ г.
20013- 2014 учебный год Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего общего (полного) образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 05.03.04. № 1089) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10-11 классов в течении 68 часов (в том числе в Х классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего полного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 11 классах ученик должен
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем.
Уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
| Отметка
| 91-100%
| отлично
| 76-90%%
| хорошо
| 51-75%%
| удовлетворительно
| менее 50%
| неудовлетворительно
|
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание обучения.
Тематическое планирование 10 кл. (34 часа)
№п/п
| Тема
| Часы
| Теория
| Практика
| Всего
| 1
| Информационные технологии
| 8,5
| 8,5
| 17
| 2
| Коммуникационные технологии
| 7,5
| 7,5
| 15
| 3
| резерв
| 1
| 1
| 2
| 4
| Итог:
| 17
| 17
| 34
|
Урок
| Теоретический материал
| Работа в классе
| Домашнее задание
| Дата проведения
| 1. Информационные технологии.
| 1
| Введение.
|
|
|
| 2
| 1.1.1. Кодирование текстовой информации.
Практическая работа 1.1. Кодировка русских букв.
|
| п-1.1.1
|
| 3
| 1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах.
1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах.
Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документов.
|
| п-1.1.2
п-1.1.3
|
| 4
| 1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и перодчика.
|
| п-1.1.4
|
| 5
| 1.1.5. Система оптического распознавания документа.
Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознование электронного текстового документа.
|
| п-1.1.5
|
| 6
| 1.2.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации.
|
| п-1.2.1
|
| 7
| 1.2.2. Растровая графика.
|
| п-1.2.2
|
| 8
| Практическая работа 1.6. Растровая графика.
|
| п-1.2.2
|
| 9
| 1.2.3. Векторная графика.
Практическая работа 1.7. Трёхмерная векторная графика.
|
| п-1.2.3
|
| 10
| 1.3. Кодирование звуковой информации.
Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука.
|
| п-1.3
|
| 11
| 1.4. Компьютерные презентации.
|
| п-1.4
|
| 12
| Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
|
| п-1.4
|
| 13
| Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»
|
| п-1.4
|
| 14
| 1.5.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
|
| п-1.5.1
|
| 15
| 1.5.2. Электронные таблицы.
|
| п-1.5.2
|
| 16
| Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
|
| п-1.5.2
|
| 17
| 1.5.3. Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.
|
| п-1.5.3
|
| 2. Коммуникационные технологии.
| 18
| 2.1. Локальные компьютерные сети.
Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
|
| п-2.1
|
| 19
| 2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
|
| п-2.2
|
| 20
| 2.3. Подключение к Интернету.
Практическая работа 2.2. Настройка подключения к Интернету.
|
| п-2.3
|
| 21
| 2.4. Всемирная паутина.
Практическая работа 2.4. Настройка браузера «SeaMonkey»
|
| п-2.4
|
| 22
| 2.5. Электронная почта.
Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой.
|
| п-2.5
|
| 23
| 2.6. Общение в Интернете в реальном времени.
Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.
|
| п-2.6
|
| 24
| 2.7. Файловые архивы.
Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами.
|
| п-2.7
|
| 25
| 2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
2.9. Геоинформационные системы в Интернете.
Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы интернета.
|
| п-2.8
п-2.9
|
| 26
| 2.10. Поиск информации в Интернете.
Практическая работа 2.9. Поиск информации в Интернете.
|
| п-2.10
|
| 27
| 2.11. Электронная коммерция в Интернет
Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине.
|
| п-2.11
|
| 28
| 2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
|
| п-2.12
|
| 29
| 2.13. Основы языка разметки гипертекста.
|
| п-2.13
|
| 30
| Практическая работа 2.11.Разработка сайта с использованием Web-редактора.
|
| Повторить главу 1.
|
| 31
| Тестирование «Информационные технологии.»
| Тест №1
| Повторить главу 2.
|
| 32
| Тестирование «Коммуникационные технологии.»
| Тест №2
|
|
| 33
| Резерв
|
|
|
| 34
| Резерв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование 11 кл. (34 часа)
№п/п
| Тема
| Часы
| Теория
| Практика
| Всего
| 1
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
| 5,5
| 5,5
| 11
| 2
| Моделирование и формализация.
| 5
| 1
| 6
| 3
| Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)Практическая работа 2.11.
| 4,5
| 3,5
| 8
| 4
| Информационное общество
| 2
| 1
| 3
| 5
| Повторение . Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»
| -
| 6
| 6
| 6
| резерв
| -
| -
| -
| 7
| Итог:
| 17
| 17
| 34
|
Урок
| Теоретический материал
| Работа в классе
| Домашнее задание
| Дата проведения
| 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
| 1
| 1.1. История развития вычислительной техники.
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи.
|
| п-1.1
| 2.09
| 2
| 1.2. Архитектура персонального компьютера.
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера.
|
| п-1.2
| 9.09
| 3
| 1.3.1. Основные характеристики операционных систем.
Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков.
|
| п-1.3.1
| 16.09
| 4
| 1.3.2. Операционная система Windows.
|
| п-1.3.2
| 23.09
| 5
| 1.3.3. Операционная система Linux.
Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux.
|
| п-1.3.3
| 30.09
| 6
| 1.4.1. Защита с использованием паролей.
1.4.2. Биометрическая система защиты.
1.5. Физическая защита данных.
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.
|
| п-1.4.1
п-1.4.2
п-1.5
| 7.10
| 7
| 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы.
1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них.
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов.
|
| п-1.6.1
п-1.6.2
| 14.10.
| 8
| 1.6.3. Сетевые черви и защита от них.
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей.
|
| п-1.6.3
| 21.10
| 9
| 1.6.4. Троянские программы и защита от них.
Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ.
|
| п-1.6.4
| 4.11
| 10
| 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них.
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак.
|
| Повторить главу 1.
| 11.11
| 11
| Тестирование
| Тест №1
|
| 18.11
| 2. Моделирование и формализация.
| 12
| 2.1. Моделирование как метод познания.
2.2. Системный подход в моделировании.
|
| п-2.1
п-2.2
| 25.11
| 13
| 2.3. Формы представления моделей.
2.4. Формализация.
2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
|
| п-2.3
п-2.4
п-2.5
| 2.12
| 14
| 2.6.1. Исследование физических моделей.
2.6.2. Исследование фстрономических моделей.
2.6.3. Исследование алгебраических моделей.
| з-2.1
з-2.2
з-2.3
| п-2.6.1
п-2.6.2
п-2.6.3
| 9.12
| 15
| 2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия).
2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия).
| з-2.4
з-2.5
| п-2.6.4
п-2.6.5
| 16.12
| 16
| 2.6.6. Исследование химических моделей
2.6.7. Исследование биологических моделей. Тестирование
| з-2.6
з-2.7 Тест №2
| Повторить главу 2
| 23.12
| 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).
| 17
| 3.1. Табличные базы данных.
|
| п-3.1
| 13.01
| 18
| 3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.
Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных.
|
| п-3.2.1
| 20.01
| 19
| 3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных.
|
| п-3.2.2
| 27.01
| 20
| 3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
|
| п-3.2.3
| 3.02
| 21
| 3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных.
3.2.5. Печать данных с помощью отчётов.
Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных.
Практическая работа 3.5. Создание отчётов в табличной базе данных.
|
| п-3.2.4
п-3.2.5
| 10.02
| 22
| 3.3. Иерархические базы данных.
|
| п-3.3
| 17.02
| 23
| 3.4. Сетевые базы данных.
Практическая работа 3.6. Создание генеологического древа семьи.
|
| Повторить главу 3
| 24.02
| 24
| Тестирование
| Тест №3
|
| 3.03
| 4. Информационное общество.
| 25
| 4.1. Право в Интернете.
4.2. Этика в Интернете.
|
| п-4.1
п-4.2
| 10.03
| 26
| 4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
|
| Повторить главу 4
| 1.03
| 27
| Тестирование
| Тест №4
|
| 31.03.
| 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»
| 28
| Повторение: решение тестов.
|
| Тема 1-2
| 7.04
| 29
| Повторение: решение тестов.
|
| Тема 3-4
| 14.04
| 30
| Повторение: решение тестов.
|
| Тема 5-6
| 21.04
| 31
| Повторение: решение тестов.
|
| Тема 6-7
| 28.04
| 32
| Повторение: решение тестов.
|
| Повт 8-11
| 5.05
| 33
| Повторение: решение тестов.
|
| Повт 8-11
| 12.05
| 34
| Повторение: решение тестов.
|
| Повт 8-11
| 19.05
|
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедиа проектор
Принтеры: матричный, струйный, лазерный МФУ.
Модем ASDL, модем Dial-up.
Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
Устройства ввода звуковой информации — микрофон.
Сканер.
Web-камера.
ЛВС - локальная вычислительная сеть.
Программные средства обучения.
Операционная система Alt Linux «Юниор».
Комплект свободного программного обеспечения — СПО.
|
|
|