Главная страница


Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание



Скачать 174.75 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание
Дата12.02.2016
Размер174.75 Kb.
ТипИнструкция

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

.Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

А

Б

В

Г

Д

5

2

6

1

3


Ответ:



7

5

2

6

1

3














Ответ: РАСКИДАТЬИСПУГАТЬ.

9

Р

А

С

К

И

Д

А

Т

Ь




14

1

2

4



















Ответ: 124

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Вариант 1. /2015/


Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Часть 1


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.




1) В большинстве представительств западных фирм в России работают интернациональные коллективы. 2)И несмотря на то, что в этих фирмах соблюдаются международные нормы ведения бизнеса, нередко представители разных культур удивляют друг друга своими привычками. (3)Так, россияне не привыкли к письменной форме общения внутри одного офиса. (4)Если российскому руководителю необходимо сообщить какую-либо информацию своим подчинённым, он или пригласит всех на собрание или совещание, или попросит секретаря написать одно общее объявление. (5)Если же эта информация носит распорядительный характер, то руководитель составит текст приказа. (6)… официальные письма, столь привычные для западной бизнес-коммуникации, могут вызвать у российских сотрудников недоумение, удивление и страх.


  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Если российскому руководителю необходимо сообщить какую-либо информацию своим подчинённым, он пригласит всех на собрание или совещание, или попросит секретаря составить текст приказа.

  2. В большинстве представительств западных фирм в России соблюдаются международные нормы ведения бизнеса, но для российских сотрудников некоторые формы общения непонятны.

  3. Россияне не привыкли к письменной форме общения внутри одного офиса.

  4. Российский руководитель свои распоряжения доводит до сотрудников с помощью приказов или собирает всех на совещание, иногда просит секретаря написать объявление.

  5. Представители разных культур иногда удивляют своими привычками, поэтому в большинстве представительств западных фирм в России соблюдаются международные нормы ведения бизнеса, но российский руководитель будет использовать традиционные для россиян формы подачи необходимой информации.










Ответ:

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом(6) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  Впредь 

Итак  

  Именно поэтому   

  Несмотря на то что  

  Во-первых

Ответ: ___________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОРМА -ы, ж.

  1. Способ существования, содержания(во 2-м знач.), неотделимой от него и служащей его выражением. Единство ф. и содержания.

  2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет ф. шара. Квадратная ф.

  3. Совокупность приёмов и средств художественного произведения. Повествовательная ф. стиха.

  4. В языкознании; материальное выражение грамматического значения. Ф. слова. Ф. словоизменения.

  5. Перен. Внешний вид, видимость(как нечто противоречащее внутреннему содержанию действительности). Удобная ф. для прикрытия. По форме только правильно.

  6. Установленный образец чего-н. Дать сведения о ф. Готовые лекарственные ф.

Ответ: __________________________________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сОгнутый

началА (петь)

цепОчка

сливОвый

давнИшний

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
С этого дня на тебя пойдут все формы ДОВОЛЬСТВА: вещевое и денежное.

На урок биологии надо принести несколько ЛУКОВЫХ перьев.

Странно, что в другое время его мысль не была так гибка и ИЗОБРЕТАТЕЛЬНА, как теперь.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

На Руси эта ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи ценилась испокон веку.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(пара) ботинок

(много) джинсов

(пара) чулок

(много) макаронов

шестьюстами учениками

Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Предложения

грамматические ошибки

А) Повторяя одни только старые истины, это вряд ли приведёт к открытиям.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Девушка, которая сидела у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Сказка «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стала одним из самых любимых детьми произведений.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом




6)нарушения в построении предложения с причастным оборотом

7)неправильное построение предложения с косвенной речью




А

Б

В

Г

Д
















Ответ:


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
с..нкционировать

возр..ст

отб..рает

к..снулся

орнам..нт

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..кладка, о..бойный

пр..встать, пр..клеить

ра…кидать, бе…возвратно

под…брать, р…зослал

пр…кратить, (старый) пр…вратник

Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Приветл…вый

Сломл…нный

Перестра…вать

Доверч…вый

Ключ…к

Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преобразу..мый

распущ..нный

перекин..шь

сломл..нный

произнос..шь
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)сравнимые ни с чем трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».

Бунин рисует в рассказе (НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что для него главное.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

(ПО)ВИДИМОМУ, недостаточно было одного присутствия Маши, (ЧТО)БЫ решить все вопросы.

Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь и отражается в творчестве Лермонтова.

2) Корабли и рыбы и птицы разрисованы красками и золотом в азбуке.

3) Многие набоковские размышления о Пушкине не потеряли своего значения и актуальности и в наши дни.

4)Ждал я вас на покос этим летом да не дождался.

5) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.








Ответ:
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хлебопашество сближает человека с природой, привязывает его к земле и (1) следовательно (2) к родине. С одной стороны (3) хлебопашество закаляет характер, а с другой стороны (4) сохраняет здоровье, дает тихие радости.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.
Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) он часами изучал па морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25



(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать.(8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».

– (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.

– (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу.

(18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом – опять он.

(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…

(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!

(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

(По В.П. Некрасову*)

* Виктор Платонович Некрасов (1911–1987 гг.) – русский писатель, автор

произведений о буднях военной жизни.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь

простреливались противником.

2) Василий Конаков был командиром взвода.

3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.

4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.

5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.

Ответ: ___________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

3) Предложения 24–25 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложении 43 присутствует элемент описания.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ: ___________________________.
23. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с

помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.
24.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



«Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и

(А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп – (Б)________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство

выразительности – (Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».
Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

А

Б

В

Г













Ответ:


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.



Часть 2.

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.